Рефераты. Присоединение России к Всемирной торговой организации и совершенствование консалтинговых услуг

Есть в структуре консалтингового рынка еще два сектора — это консалтинг в области организации производства товаров и услуг и консалтинг области маркетинга и отношений с общественностью. Скажем прямо, ситуация в этих сегментах рынка неоднозначная. Их попросту лихорадит. То вдруг выручка консультантов растет неимоверными темпами, то вдруг таким же образом демонстрирует отрицательный прирост.

Вот и по итогам ушедшего года объем сектора услуг в области производственного консалтинга вырос всего на 21% против 85% в 2005 году. До уровня 2004 года снизилась доля услуг в области маркетинга и отношений с общественностью (с 2,9% до1,8%). Прирост выручки консультантов, специализирующихся в этом направлении по итогам ушедшего года оказался и вовсе отрицательным.

В такой ситуации сложно планировать что-либо. Видимо поэтому присутствие ИТ-консультантов в этих секторах, ограничено.

Что касается причин неустойчивой динамики роста, например, сектора консалтинга в области организации производства товаров и услуг, то одна из них — качественное преобразование услуг данного сегмента, продиктованное сменой приоритетов самих клиентов. Проекты в этом сегменте попросту начинают усложняться, становятся комплексными, с элементами нововведений. А значит и более затратными.

В связи с активизацией деловой жизни вообще и производства в частности, появились и активно используются деньги на реконструкцию производств, освоение новых месторождений и т.п. При этом не подлежит сомнению вопрос о внедрении новых технологий: они должны быть эффективнее, безопаснее, более ресурсоемкие. Если раньше в области организации производства наши клиенты интересовались описанием бизнес-процессов, их структуризацией, визуализацией, то сегодня они хотят анализировать бизнес-процессы и совершенствовать их. На данный момент у нас почти не осталось проектов по описанию бизнес-процессов, хотя еще три-четыре года назад проекты по передаче методологии моделирования ARIS составляли большую часть нашего оборота. Сегодня же проекты по описанию бизнес-процессов стали составными частями комплексных проектов по совершенствованию деятельности.

Кроме этого, теперь одним из критериев при выборе консультанта выступает наличие у него опыта серьезной индустриальной экспертизы. Российские компании хотят внедрять самые лучшие отраслевые решения как в управлении, так и в ИТ.

Рынок же услуг в области маркетинга и отношений с общественностью сложно назвать до конца сформировавшимся. Еще сложнее определить, когда наступят его лучшие времена. Этот сегмент настолько гибкий и в нем так сильно ощущается влияние внешней среды, смена спроса, что устоять твердо на ногах редко кому удается. И те компании, которые не успели подстроиться под запросы клиента, либо уходят с этого рынка, либо резко перестраиваются. О чем явно свидетельствует постоянная смена состава лидеров в этом направлении.

Не смотря на то, что этот сегмент консалтинга изучается на протяжении уже нескольких лет, на нем постоянно появляются новые направления. Вот и 2006 год не стал исключением. В прошедшем году более очевидным стало повышение спроса на коммуникационный консалтинг. Услуги в области маркетинга и связей с общественностью традиционно делятся на так называемый "исполнительский" и "консалтинговый" блоки. До прошлого года около 90% аутсорсинговых услуг в этой области составляла непосредственно реализация маркетинговых и PR-проектов. Консалтинг в основном был сопутствующим, и не был востребован как выделенная услуга. Сегодня мы можем говорить о безусловном повышении спроса именно на консалтинговые услуги в области маркетинга и связей с общественностью.

В 2006 году рынком наиболее востребованы были такие услуги, как разработка коммуникационной стратегии компании/бренда, коммуникационный аудит деятельности компании; проектирование и постановка "под ключ" департаментов по связям с общественностью и пресс-служб компаний; репутационные исследования, разработка и внедрение ключевых показателей эффективности деятельности коммуникационных служб; разработка корпоративных регламентов и процедур в области маркетинга и PR, а также проектирование и постановка корпоративных "медиа-холдингов" и GR-консалтинг.

Исследование мотивов, побудивших компании обратиться за консультациями, показало, что в большинстве случаев клиенты стремятся повысить эффективность своей текущей деятельности; треть всех клиентов обращаются к консультантам в период стратегических изменений в компании; 3% - на этапе формирования организаций.

Инфраструктура регулирования и саморегулирования качества консалтинговых услуг включает следующие элементы:

1) внутренние кодексы этики и стандартов практики профессиональных ассоциаций консультантов;

2) систему государственных нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих рынок профессиональных услуг;

3) международные стандарты качества предоставления услуг, в частности стандарты ISO-9001, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO). К консалтинговым услугам применимы также стандарты Европейского фонда управления качеством (EFTQM), при условии их конкретизации самими профессиональными ассоциациями консультантов;

4) системы правил найма консультантов, действующие в правительственных и межправительственных организациях, таких, как ЕС, ЕБРР, Мировой банк и др.;

5) системы внутренних правил консалтинговых фирм;

6) системы правил отбора и найма консультантов у фирм-клиентов.

В России профессиональной консалтинговой ассоциацией является учрежденная в 1991 г. Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) - всероссийское объединение 230 консалтинговых, аудиторских и тренинговых фирм, включающих в себя более 3000 специалистов в области экономики и менеджмента. Для индивидуальных консультантов существует такая форма объединения, как "институты менеджмент-консалтинга" (в России - Национальная гильдия профессиональных консультантов). Национальные консалтинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов, штаб-квартира которого находится в Торонто.

Существуют два ведущих международных профессиональных объединения консалтинговых фирм:

1) Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO). Она была основана в 1960 г. в Париже, с 1991 г. ее штаб-квартира находится в Брюсселе. Российская Ассоциация консультантов по экономике и управлению была принята в FEACO в 1994 г. Она является также членом Европейского фонда развития менеджмента (ЕФМД) и Ассоциации развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (СИИМЭН);

2) Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АКМЕ), основанная в 1929 г. изначально как национальная ассоциация, действующая в США. С середины 1990 годов АКМЕ стала обозначать себя как международную ассоциацию, введя в свое название формулировку: "всемирная ассоциация консалтинговых фирм".

В большинстве ассоциаций и институтов консультантов членство совпадает с сертификацией, причем в некоторых ассоциациях, например в голландской, применяется независимая процедура сертификации (обычно по стандартам ISO-9001), в большинстве же стран сертификация осуществляется ассоциациями совместно с правительственными органами по аккредитованию.

Помимо чисто консультативных ассоциаций существуют организации, объединяющие наряду с консультантами специалистов смежных областей: преподавателей, менеджеров и др. К таким организациям можно отнести Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциацию развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американскую ассоциацию менеджмента (AMA), Всеяпонскую федерацию менеджмент-организаций (ZEH-NOH-REN).

К профессиональным ассоциациям консультантов можно отнести и основанный в 1969 г. Институт управления проектами (Project Management Institute, PMI), который в настоящее время объединяет около 45000 членов. PMI разрабатывает стандарты управления проектами, проводит конференции и семинары, образовательные программы и профессиональную сертификацию, которая становится все более привлекательной для организаций, занимающихся управлением проектами. Сертификация PMI - единственная в мире, сертифицированная на соответствие стандарту качества ISO 9001.

Представляется, что настало время для законодательного закрепления роли и места профессиональных стандартов качества и профессиональных корпораций консультантов в системе информационного обеспечения предпринимательской деятельности.



Глава 3. Проблема совершенствования менеджмента по оказанию консалтинговых услуг

3.1 Совершенствование российского законодательства. Законодательство по регулированию консалтинговых предприятий


Актуальность исследования вопросов, связанных с возмездным оказанием консультационных услуг, не вызывает сомнений. Судебная практика отражает возрастающую роль консультационных услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности, в системе правоотношений, характеризующих современное экономическое пространство России.

Законодатель, не раскрывая понятия "консультация", оперирует этим термином в ряде нормативно-правовых актов. Пункт 6 ст. 1 Закона об аудите[13] определяет виды консультационных услуг, относящиеся к разрешенным видам деятельности аудиторских организаций. В свою очередь, Закон об адвокатуре[14] устанавливает порядок разграничения адвокатской деятельности и иных правовых услуг, оказываемых в форме консультаций.

Очевидно, что отсутствие понятия "консультация", а также современное состояние правового регулирования консультационных услуг порождают множество неясностей, проблем в правоприменительной деятельности. Речь идет о правовом регулировании сложного комплекса отношений, возникающих в предоставлении консультаций в сфере аудита, инжиниринга, правовых (юридических) услуг.

В современной литературе имеются различные точки зрения относительно соотношений понятий консалтинга и аудита. С.В. Пятенко[15] считает, что термины "аудиторские услуги" и "консультационные услуги" используются как синонимы, поскольку и консалтинг, и аудит представляют собой профессиональную интеллектуальную услугу. Аудиторские услуги (аудитинг) как группообразующая единица консалтинговых услуг введена в классификационной схеме, предложенной Г.А. Васильевым и Е.М. Деевой[16].

В то время как А.Ф. Звороно[17] говорит обратное, что понятие "консалтинг" - близкое, но не тождественно аудиту: "...если в результате аудита выражается мнение о достоверности бухгалтерской отчетности (дается ей объективная оценка), то конечный продукт консалтинга - это совет или рекомендация узконаправленного характера, то есть преобладают субъективные элементы". Такого же мнения придерживается и Европейская федерация ассоциаций консультантов (FEACO), а также российский законодатель, разделив аудит и консультационные услуги в п. 2 ст. 779 ГК РФ, несмотря на то что они находятся в одном правовом режиме гл. 39 ГК РФ. Закон об аудите, раскрывая понятие "аудиторская деятельность", разделяет его на понятие "аудит" и понятие "сопутствующие аудиту услуги". Оказание сопутствующих аудиту услуг - это предпринимательская деятельность по оказанию услуг, в том числе услуг консультационного характера в сфере финансов, экономики, управления, права и т.д.

Практика показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с консультированием по вопросам налогового планирования, бухгалтерского сопровождения в виде дачи консультаций по вопросам ведения, постановки и восстановления бухучета, анализа финансового состояния предприятия и индивидуального предпринимателя, консультации по правовым вопросам и другими видами правового консультирования в части применения отдельных положений законодательства[18]. В практической деятельности существует точка зрения, что оказание консультационных услуг по бухучету является нарушением принципа независимости аудиторов[19]. Решение проблемы видится в том, что, исходя из ст. 1 Закона об аудите, консультация не является нарушением до тех пор, пока аудиторская организация или индивидуальный аудитор не берет на себя обязанности ведения и восстановления бухучета на уровне бухгалтерских регистров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.