Рефераты. Присоединение России к Всемирной торговой организации и совершенствование консалтинговых услуг

Отрасли услуг в России находятся на начальной стадии становления и испытывают явный недостаток собственных ресурсов для активного расширения. Объём производимых услуг на душу населения в России (в сопоставимых ценах) не превышает 3 тыс. долл. в год, в то время как в США он равен 25, в Западной Европе и Японии – 15-16 тыс. долл. Без ускоренного развития этой сферы создать в России цивилизованный рынок и повысить эффективность экономики не удастся. Интеграция в мировое хозяйственное пространство ( в том числе через присоединение к ВТО) расширит возможности для использования мирового опыта, приобщения к высокой рыночной деловой культуре, перехода на новейшие технологии и методики, международные стандарты и нормы обслуживания.

Не менее важно и то обстоятельство, что конкурентное давление со стороны иностранных провайдеров оживит внутреннюю конкурентную среду и заставит отечественных производителей услуг расширять их набор, совершенствовать качество, снижать цены, более полно учитывать запросы клиентуры. Это принесет непосредственные выгоды потребителям и будет, в свою очередь, стимулировать расширение спроса как основу для дальнейшего прогресса рассматриваемых отраслей, оздоровление бизнес-среды, способствовать устранению многочисленных искажений рыночных отношений, улучшению инвестиционного климата, общей модернизации экономики.

В более отдалённой перспективе можно ожидать и улучшения ситуации во внешней торговле рассматриваемыми услугами. Сейчас дефицит в торговле услугами составляет у России 7-8 млрд. долл. Используя предоставляемые ГАТС возможности доступа и деятельности на рынках других стран и ряд конкурентных преимуществ, российские поставщики услуг могут осваивать зарубежные рынки прежде всего в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы и ряде развивающихся стран.

Принятие наработанных ВТО нормативов в секторе услуг поможет ликвидировать множество пробелов в правовом обеспечении этого сегмента российского рынка, формированию правовой системы, сопоставимой с западным и международным законодательством.

Интеграция России в мировой рынок услуг, как и любое новое значимое событие, имеет в то же время негативные стороны и сопряжена с целым рядом неизбежных издержек. При сложившемся в рассматриваемой сфере довольно либеральном внешнеторговом режиме возможно проникновение на российский рынок фирм-однодневок и недобросовестных производителей, разнообразные злоупотребления с их стороны. Наибольшие опасения вызывает угроза захвата рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами, их утверждение в самых выгодных секторах, использование наиболее квалифицированной части российской рабочей силы. И действительно, практически все российские рынки слабы по любому критерию, и опасения относительно потери контроля над ними вполне обоснованы. Но, оценивая степень опасности рыночной экспансии иностранных конкурентов, следует принимать во внимание целый ряд моментов, касающихся особенностей российского рынка, а также потенциала конкурентоспособности российских производителей.

Во-первых, следует оценить реальность захвата иностранными конкурентами большей части российских рынков. В сложившихся условиях  захват конкурентами рынков услуг и до вступления в ВТО не представлял бы большого труда. Однако этого не произошло. Иностранных конкурентов отпугивают как чрезвычайно неблагоприятный общий инвестиционный климат в стране, так и невостребованность рассматриваемых услуг хозяйством из-за неразвитости рыночных отношений и конкуренции. Исключение составляют лишь аудиторско - консультационные и бухгалтерские услуги, где ведущая пятерка транснациональных компаний занимает 60% российского рынка, а также связь (свыше 40%).

Наиболее конфликтная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной протекционистской защиты. Действительно, по своей капитализации все российские банки уступают одному «Ситибэнк», а все страховые компании – швейцарской «Цюрих». Однако этот аргумент можно с равным успехом использовать как для обоснования необходимости протекционистской защиты, так и мер по стимулированию притока иностранного капитала для развития этого сектора. [3]

В этом отношении характерна ситуация в банковском секторе. В соответствии с соглашением о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, Россия предоставляет дочерним банкам ЕС (с долей нерезидентов в уставных капиталах до 100%) национальный режим, т.е. тот же, что и российским банкам Однако присутствие иностранного банковского капитала на российском рынке остаётся довольно ограниченным (по сравнению, например, с аналогичным показателем для стран Восточной и Центральной Европы) не из-за существующих барьеров, а в силу достаточно высоких рисков и непредсказуемости ситуации на рынке. В Москве, где традиционно осуществляется 85% финансовых операций, на долю банков с участием иностранного капитала приходится около 12% операций по вкладам населения, 10% операций по покупке ценных бумаг и 15% кредитования корпоративных клиентов.

В целом банки с иностранным капиталом представляют собой на сегодняшний день сравнительно замкнутое сообщество, члены которого охотнее контактируют друг с другом, нежели с российскими банковскими институтами. Из-за этого позитивное влияние иностранных банков на российскую банковскую систему крайне ограничено.

Крупные российские коммерческие банки видят в банках с иностранным капиталом скорее потенциальную, нежели реальную угрозу. Они рассуждают о гипотетической экспансии иностранного банковского капитала в Россию, требуя при этом более активной государственной поддержки частных отечественных банков, которые до сих пор демонстрировали свою полную несостоятельность в вопросах эффективного финансового посредничества в экономике.[4]

В целом лояльны к иностранному банковскому капиталу мелкие банки. Угрозу своим интересам они видят в усилении позиций банков, пользующихся государственной поддержкой: как федеральной, так и региональной.

Разрабатывая перспективы политики в отношении иностранного банковского капитала, необходимо принимать во внимание то, что со временем ситуация на российском рынке финансовых услуг стабилизируется. Если к тому же в стране улучшится инвестиционный климат, присутствие иностранного банковского капитала будет расширяться, а его активность на российском рынке повышаться. Для российских банков это будет означать усиление конкуренции. А для промышленности и сельского хозяйства — улучшение доступа к кредитным ресурсам. Однако такая ситуация, по-видимому, наступит ещё не скоро.

В обозримой перспективе успешно противодействовать конкуренции со стороны иностранных банков могут банки с государственным участием - Сбербанк и Внешторгбанк.

Страхование. В России критически высокая степень рисков по сравнению с большинством стран мира. Однако национальная система страхования не выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Во многом деятельность отечественных страховых компаний связана с реализацией «зарплатных схем» для ухода предприятий от налогов. Система страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию долгосрочных ресурсов в экономику. Через систему перестрахования российские страховщики держат основные денежные средства за рубежом. Серьёзных иностранных инвестиций в страховой бизнес  не поступает, несмотря на снятие 49% лимита для иностранных провайдеров в капитале российских компаний. Доля иностранцев на российском страховом рынке - порядка 7%.

Российские потребители страховых услуг (особенно по страхованию рисков в хозяйственной деятельности) объективно заинтересованы в расширении иностранного присутствия в этом секторе. Присоединение к ВТО может активизировать этот процесс. Его масштабы будут зависеть не столько от условий такого присоединения, а прежде всего от того, насколько улучшится общий климат в экономике. При любых вариантах уничтожение национального страхового рынка не произойдёт. Ведущие отечественные компании имеют свою нишу рынка (особенно в регионах), основанную на «неформальных» отношениях с губернаторами и директорами заводов. За национальными компаниями останутся также обязательные виды страхования.

В целом по финансовым услугам позиция на переговорах с будущими партнёрами по ВТО по доступу иностранных компаний на российский рынок под давлением банковского и страхового лобби выглядит чересчур протекционистской. Вряд ли это оправдано. Если и надо кого-то защищать в российской экономике при присоединении к ВТО, то это в первую очередь сельское хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность, часть машиностроения.[5]

В маловероятном случае стремительного наступления иностранного капитала после присоединения к ГАТС вряд ли можно ожидать пассивного рыночного поведения российского бизнеса. Он уже накопил определённый потенциал конкурентоспособности, способен его мобилизовать и противостоять угрозе потери рынков. Многие российские производители быстро освоили западный опыт, совершенствуют профессионализм и предлагают рынку достаточно широкий набор услуг должного качества.

В качестве примера можно привести аудиторско-консалтинговые услуги. За 10 лет отрасль была практически создана с «чистого листа». Благодаря комбинации сравнительно низких цен, растущего качества услуг, профессионализма и предприимчивости российские производители сумели, несмотря на наплыв мощных иностранных конкурентов закрепиться на рынках. После кризиса 1998 г. российские компании развиваются даже более высокими темпами и серьёзно теснят иностранных конкурентов.

По оценкам российских профессионалов, они имеют на рынке аудита и консалтинговых услуг ряд существенных конкурентных преимуществ перед иностранцами: по цене, качеству, исчерпывающему знанию российской действительности. Компании разрабатывают собственные аудиторские методики.

Конкурентные позиции российских производителей в последнее время укрепляются за счёт укрупнения, слияний и поглощений фирм.

Сходная ситуация складывается в секторе компьютерных услуг. Отрасль разработки  программного обеспечения также сформировалась под воздействием и при участии ТНК. Отечественные фирмы в целом рентабельны и развиваются высокими темпами. Значительная часть отечественной продукции конкурентоспособна на внутреннем рынке (программы по автоматизации и управлению корпоративных систем, бухгалтерские и по налогообложению, образовательные программы, поисковые системы и т.п.) Ряд продуктов успешно конкурирует на мировом рынке (электронные игры, антивирусные программы).

Предприниматели в своем большинстве не бояться иностранной конкуренции, полагая, что конкурировать с западниками «мозгов» у них достаточно. Что касается поддержки со стороны правительства, то она нужна, но должна ограничиваться следующими мерами: содействие выходу на мировые рынки (не оправданы жёсткие барьеры по лицензированию ФАПСИ и ФАПРИД); создание благоприятного климата для мелкого и среднего бизнеса, содействие образовательной подготовке специалистов и т.п.

По некоторым другим секторам услуг ситуация складывается следующим образом.

Торговля. Российский капитал почти монополен (99,7%) в оптовом звене, однако в рознице его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро», ИКЕА» и т.п.). Эти процессы будут продолжаться, по крайней мере, в крупных городах, в т. ч. под влиянием ВТО. В 2002 г. доля иностранных провайдеров в общих инвестициях в отрасль ожидается на уровне 50-60%. Иностранные инвестиции до последнего времени оседают преимущественно в Москве и Петербурге и к тому же работают в сегментах, обслуживающих состоятельную часть населения.

Значение иностранного капитала для развития российской торговли представляется очевидным, поскольку несмотря на прогресс за годы реформ, она продолжает серьёзно уступать западным странам и по количественным параметрам, и по качеству обслуживания. С приходом иностранных компаний модернизация отрасли значительно ускоряется, под воздействием конкуренции распространяются эффективные и новые для страны модели и формы дистрибуции, усиливается её влияние на производство. Значительно снижаются и издержки обращения. Так, оптово-розничная германская сеть «Метро», открывающая в крупных городах свои предприятия, устанавливает торговую наценку на уровне 2-5% против 8% в российском опте в среднем и 12-15% для мелких и средних магазинов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.