Рефераты. Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты p> Соответственно, хотя Суд не выявил нарушения права, гарантируемого заявителям статьей 8, следует выяснить, предоставляло ли немецкое право заявителям «эффективные средства правовой защиты» по смыслу статьи 13.

Как мы видели на примере дел Swedish Engine Drivers v. Sweden a Ireland v. UK, Суд не требует, чтобы государства придавали Конвенции силу в рамках своего национального права: не является нарушением Конвенции то, что национальные суды не могут осуществлять предусмотренные Конвенцией права напрямую. Фактически во многих государствах Конвенция имеет силу в рамках национального права и на нее можно непосредственно ссылаться в судах. В других государствах (прежде всего в Соединенном Королевстве и в Ирландии)
Конвенция не действует непосредственно в рамках национального права.

В этом отношении Конвенция имеет менее прочные позиции, чем договоры о создании Европейских сообществ, которые требуют, чтобы суды во всех государствах-членах имели возможность единообразно защищать права отдельного лица в рамках Сообществ, даже если это будет означать отмену или неприменение положений национального права.

Поскольку Конвенция не предусматривает какого-то определенного решения для данного вопроса, степень реализации Конвенции в национальном праве государств сильно различается. Эти различия в значительной мере отражают разные положения и традиции национального права, касающиеся компетенции исполнительной власти заключать договоры, а также взаимосвязи международного и национального права. В одних странах правовая традиция склоняется к «монизму» — стремлению свести к минимуму расхождения между национальным и международным правом. В других традиция поощряет «дуализм», предполагающий наличие четкого разграничения национального и международного права. Здесь нет необходимости резюмировать эти различные традиции, но можно привести примеры различий в национальной практике.

Там, где Конвенция не инкорпорирована в национальное право, суду, возможно, придется отклонить претензию как необоснованную по национальному праву, хотя у спорящей стороны будут веские основания утверждать, что ее права, предусмотренные Конвенцией, нарушены. Даже в этой ситуации некоторые презумпции могут уменьшить вероятность того, что суду придется принять решение, противоречащее Конвенции. Одна презумпция состоит в том, что если существует разумное толкование национального права, соответствующее
Конвенции, то суд должен применить его, а не другое толкование, конфликтующее с Конвенцией. Еще одна презумпция предусматривает, что, хотя формально Конвенция не является частью национального права, она, тем не менее, может содействовать процессу развития права и устранению неопределенности. Третий принцип, который могут применять национальные суды, состоит в том, что должностным лицам государства надлежит знать о международных обязательствах своего государства и, таким образом, учитывать права отдельного лица по Конвенции, осуществляя исполнительные полномочия, которые затрагивают интересы этого лица.

Сделав необходимые выводы, хотелось бы сказать, что под воздействием
Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, прецедентов
Европейского Суда и других европейских документов в российской правовой системе расширилось представление о праве на свободу собраний и ассоциаций.
По существу в это понятие включен весь спектр европейских правовых норм и принципов, раскрывающих данное право, механизм его правовой защиты. Этому способствует активное участие России, начиная с 1992 года, в европейских правозащитных организациях и программах, и прежде всего проводимых при содействии Совета Европы. Например, Россия включилась в выполнение межправительственных программ "сотрудничества и содействия" (в частности, в области правовых реформ и прав человека), в осуществление совместно с
Советом Европы "Проекта гармонизации российского законодательства с европейскими нормами в области прав человека" (с апреля 1993 года).

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что успешному решению проблем, указанных в дипломной работе, могла бы способствовать активизация деятельности СЕ по осуществлению линии на универсализацию международных соглашений в области защиты прав человека.

Проект Закона «о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» был внесен Президентом Российской
Федерации 5 сентября 1997 года. А уже 20 февраля 1998 г. на заседании
Государственной Думы обсуждалась ратификация Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод и Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, итоги которой мы уже знаем.

Основные принципиальные положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, других европейских и международных актов по защите прав человека уже нашли отражение во 2-й главе Конституции
Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина" и вошли в ряд законов, принятых в 1990х годах: Федеральный закон Российской Федерации
"Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 года, Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» от
28.06.95г., Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95, Закон РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96, Указ Президента РФ "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". – от
25.05.92г., Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 8 декабря 1995 года, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 и т. д.

Так, сравнение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и законодательства Российской Федерации, по поводу права граждан на свободу собраний и ассоциаций, показывает, что касается правовых норм, защищающих эти жизненные интересы человека, то российские законодательные акты наиболее полно отвечают европейским стандартам и здесь не так много существенных правовых различий, поскольку речь идет о принципиальных, основополагающих правах человека. Вместе с тем необходимо отметить не полную разработанность в российском законодательстве института права на свободу собраний (имеют право собираться только граждане).

Радикальное изменение сложившегося положения в области права человека на свободу собраний и ассоциаций в Российской Федерации возможно лишь с оздоровлением всей социально-экономической обстановки, введением гибкой системы управления рыночной экономикой, укреплением государственности и развитием российского федерализма. Этому должно отвечать и дальнейшее совершенствование законодательной базы по регулированию и защите прав и свобод человека на федеральном и региональном уровнях, активное участие
России в деятельности Совета Европы и других международных правозащитных организаций, динамичная интеграция правовой системы нашей страны в европейское и международное правовое пространство.

Вступив в Совет Европы, Россия признала в законодательном порядке право граждан на индивидуальное обращение в связи с нарушением их прав в контрольные органы Совета Европы (Протокол № 11) и обязательную юрисдикцию
Европейского Суда (ст.25 и 46 Европейской Конвенции). После ратификации
Федеральным Собранием Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод российские граждане могут реализовать это право, обращаясь в Европейский Суд по правам человека. Тем самым получит реальное наполнение статья 46 (пункт 3) Конституции Российской Федерации, предоставляющая возможность для граждан "обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Для практической реализации этого права необходимо внесение изменений в ряд действующих российских законодательных актов.

Общие выводы, которые можно сделать, говоря о конституционно-правовых вопросах обеспечения права на свободу собраний и ассоциаций в свете ЕКПЧ и
Протоколов к ней, заключаются в следующем.

Конвенция не содержит норм, которые налагали бы на Российскую Федерацию дополнительные обязательства по сравнению с теми, которые уже приняты российским государством по правам человека и которые зафиксированы в
Конституции Российской Федерации. Конституция РФ является правовым актом, наиболее близко и точно вобравшим в себя стандарты Совета Европы в области прав человека и основных свобод.

Вместе с тем, ряд положений Конституции РФ может быть дополнен и уточнен в связи с ратификацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и дополнительных Протоколов к ней[42].

28 февраля 1996г. Российская Федерация вступила в Совет Европы и взяла тем самым на себя обязательство - признавать "принцип верховенства закона и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под ее юрисдикцией, должно пользоваться Правами Человека и Основными Свободами".[43] Верховенство закона и соблюдение основных прав и свобод человека - это суть демократии.
Не может быть демократии, если в обществе господствует беззаконие и нарушаются права человека.

Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации. — М., Юрайт, 1998
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. от 21 октября 1994 года.
3. Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях" от

14 апреля 1995 года
4. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общественных объединениях”» от 2 июля

1998 года
5. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 8 декабря 1995 года
6. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93
7. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» от 28.06.95г.
8. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95
9. Закон РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96
10. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92г.
11. Указ Президента РФ " О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". – от 25.05.92г.

* * *

12. Устав Совета Европы.
13. «Договор о ЕС» Действующее международное право: сборник док-ов, Т.3 –

М.,1997
14. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Сборник международных документов «Права человека». М.,

1990.
15. Конвенция (N 87) «О свободе ассоциации и защите права на организацию.»

(Принята 9 июля 1948 года на тридцать первой сессии Генеральной конференции Международной организации труда Вступление в силу: 4 июля

1950 года в соответствии со статьей 15.)
16. Всеобщая декларация прав человека (принятая на третьей сессии

Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.).
17. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах

(Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) Вступил в силу для СССР 3 января 1976 г.
18. Международный пакт от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах (выдержки) Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 года.

Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.– М.,

1990
19. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята ВС РСФСР

22.11.91 г. ст. 19-20)

* * *
20. Jacobs F. G., Roberts S. ( eds. ) The Effect of Treaties in Domestic

Lav ( 1987 ). xxiv.
21. Larigne v. Ontario Public Sen'ice Employees 10119911 S.C.R. 211
22. Sigudur A. Sigurjons.soti г. Iceland, решение от 30 июня 1993 г. (№

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.