Рефераты. Политика внешних заимствований в России в период финансового кризиса

*Составлена автором по данным www.icss.ac.ru


По сравнению с другими странами это явно очень высокий показатель роста экономики (Таблица 8).

Если говорить об отношении внешнего долга к экспорту, то этот показатель тоже очень важен. Он позволяет судить, насколько страна в состоянии осуществлять классическую схему внешнего финансирования: покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность.

Очевидно, что чем ниже этот показатель в пределах 100% экспортной выручки, тем благополучнее страна как дебитор. У стран, не имеющих трудностей с погашением внешней задолженности, данный показатель исчисляется 10-20%. У традиционно проблемных должников он превышает 500%. Отличительная особенность данного показателя в том, что при превышении критической отметки в 275% частично или полностью списывается внешний долг страны.

Такие ситуации уже имели место в отношении, например, Польши и Болгарии в начале 1990-х гг.

В 2000 году у России этот показатель составлял по разным данным 180-200%. Россия шла почти наравне с США и отставала от Швеции. Кандидатами на списание являлись Вьетнам, Турция, Бразилия и ещё целый ряд южноамериканских, африканских и южноазиатских стран.


Таблица 8

Динамика валового внутреннего продукт в текущих ценах, в млрд. единиц национальной валюты.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Россия (в руб.)

7305,6

8943,6

10830,5

13243,2

17048,1

21625,4

26903,5

33111,4

41668

Австрия, евро

210,4

215,9

218,8

223,3

232,8

244,5

257,3

270,8

282,3

Бельгия, евро

252

259

268

275

290

302

318

335

344

Германия, евро

2062,5

2113,2

2143,2

2163,8

2211,2

2244,6

2322,2

2428,3

2488

Ирландия, евро

104,6

116,8

130,2

139,4

149

162,2

177,3

190,6

...

Испания, евро

630

681

729

783

841

909

982

1051

1095

Италия, евро

1191,1

1248,6

1295,2

1335,4

1391,5

1428,4

1480

1535,4

1569,8

Португалия, евро

122,3

129,3

135,4

138,6

144,1

149,1

155,4

163,2

166,1

Великобр.,ев

958,9

1003,3

1055,8

1118,3

1184,3

1234

1303,9

1385,1

1442,9

Финляндия, евро

132,3

139,9

143,8

145,8

152,2

157,1

167

179,7

186,2

Франция, евро

1441,4

1497,2

1548,6

1594,8

1660,2

1726,1

1807,5

1892,2

1947,7


После 2000 года в России наметилось снижение этого показателя, но с 2006 года он снова начал постепенно увеличиваться и в 2007 году достиг 134 %. Как видно на графике 5(), в этом году произошел резкий рост внешнего долга.


График 5*

*Составлена автором по данным www.icss.ac.ru



3. Проблемы внешних заимствований России и пути их решения

 

3.1 Проблемы внешней задолженности России на современном этапе


На сегодняшний день проблема внешней задолженности как нельзя актуальна. В XXI веке внешний долг России характеризовался достаточно сильными колебаниями – стабильно сокращаясь до 2006, он начал с 2007 года увеличиваться и на сегодня вырос почти вдвое по сравнению с показателями 2005 года, − а его структура претерпела кардинальные изменения.

Изучив динамику и состояние внешней задолженности России за последние 9 лет, проанализировав её структуру, можно заметить, что явственно обозначились негативные тенденции в области прежде всего корпоративного долга, а также внутреннего госдолга. Оценка трансформации внешнего долга России за последние годы позволяет сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс угроз экономической безопасности.

К наиболее серьезным изменениям характера совокупного (государственного и корпоративного) внешнего долга к 2009 году следует отнести:

трансформацию внешнего государственного долга в корпоративный долг перед нерезидентами. Государство расплачивается с внешними долгами. Средства, полученные от этого иностранными банками-кредиторами, являются одними из источников для кредитования российских предприятий. Причем кредиты частично выдаются под государственные гарантии. Следствием этого служит резкий рост корпоративного внешнего долга. Если на начало 1999 года внешний госдолг более чем в пять раз превышал долг частного сектора, то к концу 2009 года он был примерно в 1,8 раза меньше долга частного сектора перед нерезидентами. Следствием этого является ухудшение качества совокупного национального долга, в котором частный долг стал преобладать над государственным;

рост внешнего корпоративного долга. В 2007 г. прирост этого долга составил почти 12% ВВП. Если существующие тенденции сохранятся, то к концу 2010 г. корпоративный долг иностранным кредиторам достигнет 57% ВВП, против менее 25% на конец 2006 г. Следует особо подчеркнуть, что внешний корпоративный долг формируется сравнительно небольшим числом крупнейших предприятий и банков. В конце 2007 г. 39,1% корпоративного долга перед нерезидентами приходилось всего на 15 заемщиков. На трех крупнейших заемщиков - "Роснефть", "Газпром" и группу ВТБ - приходилось почти 22% долга. Ряд российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысил пороговые значения экономической безопасности, разработанные для государства в целом (Маастрихтские соглашения). А ведь помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности состоит здесь в том, что ряду крупнейших российских предприятий и банков (Внешторгбанк и Сбербанк по объему заимствований у нерезидентов занимают соответственно 3-е и 6-е места) в перспективе угрожает банкротство, которое потянет за собой крах сотен предприятий-смежников и всей банковской системы страны;

трансформацию внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 года началось быстрое увеличение внутреннего госдолга. В 2007-2009 годах в соответствии с "Политикой в области государственного долга" замещение внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2004 года внутренний госдолг составлял 19,4 процента от внешнего госдолга, то на конец 2008 года внутренний госдолг превысил внешний госдолг. В итоге роста заимствований на внутреннем рынке в стране возобновилось строительство пирамиды государственных ценных бумаг по образцу создававшейся в 1994-1998 годах пирамиды ГКО-ОФЗ;

усиление сырьевой направленности развития экономики в связи с тем, что крупнейшими заемщиками у нерезидентов являются нефтегазовые корпорации;

наличие у иностранных инвесторов российских долговых обязательств (государственных и корпоративных еврооблигаций, облигаций государственного внутреннего валютного займа, валютных корпоративных облигаций) на сумму более чем в 120 млрд. долл. Это создает угрозу дестабилизации рынка ценных бумаг и бюджетной системы страны при возникновении кризисных явлений на внешних рынках;

ухудшение структуры внешних облигационных займов. В 2001-2003 гг. в структуре этих займов абсолютно преобладали государственные ценные бумаги - еврооблигации и ОВВЗ. В настоящее время свыше 70% приходится на корпоративные еврооблигации. Между тем долги по корпоративным еврооблигациям гораздо менее надежны, чем по государственным ценным бумагам, а также чем кредитная задолженность, так как котировки евробондов испытывают в последние годы существенные перепады;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.