Рефераты. Политика внешних заимствований в России в период финансового кризиса

Политика внешних заимствований в России в период финансового кризиса

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра мировой экономики










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Международные валютно-кредитные отношения

Политика внешних заимствований в России в период финансового кризиса


Исполнитель: В.А. Серова

Руководитель: к. х. н.

вед. Доцент Хамаганова Л.Д.









Иркутск, 2010


Оглавление


Введение

1. Теоретические аспекты внешних заимствований

1.1 Понятие государственного долга и его виды

1.2 Международные финансовые организации

2. Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга

2.1 Ретроспектива внешних заимствований России

2.2 Корпоративный внешний долг России

2.3 Политика внешних заимствований России в период финансового кризиса

2.4 Мировая задолженность и показатели внешнего долга России и других стран

3. Проблемы внешних заимствований России и пути их решения

3.1 Проблемы внешней задолженности России на современном этапе

3.2 Пути решения долговой проблемы России

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Государственный долг − это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Привлечение государством внутренних и внешних займов для развития экономики является в целом нормальной международной практикой. И это относится ко всем без исключения странам – от индустриально развитых до развивающихся. Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

Данная курсовая посвящена внешним заимствованиям России во время финансового кризиса. Актуальность изучения внешнего долга страны в первую очередь в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. При этом в последние три года наблюдается стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита. Все это заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы внешних заимствований России, а так же их обслуживание.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:

дать понятие внешнего долга, его видов и форм

рассмотреть историю внешней задолженности России

изучить структуру внешнего долга России

проанализировать динамику внешней задолженности России и выявить основные проблемы, актуальные для страны в кризисный период.

Объектом работы являются внешние заимствования России.

Предметом данной работы являются проблемы, возникающие при заимствовании страной средств у нерезидентов. В качестве источников информации при написании работы были использованы ресурсы Интернета, учебное пособие Хамагановой Л.Д. и Цвигун И.В. Международная экономика: макроэкономика, стать периодических изданий Саркисянца А.Г., Майорова Н., Андрианова В., данные МВФ.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: сравнительный анализ, исследование, индукция, логический, факторный анализ, конкретизация, классификация, синтез, обобщение.

Работа включает в себя введение, основную часть из трёх глав, заключение и список использованной литературы.

В введении поставлены цели и задачи работы, обоснована её актуальность, указаны предмет и объект исследования.

Глава первая называется «Теоретические аспекты внешних заимствований», где рассматриваются основные понятия и виды государственного и внешнего долга, а так же рассмотрены основные международные финансовые организации.

Глава вторая называется «Экономические отношения России и США». Здесь рассматривается правовая база отношений; торговое и инвестиционное сотрудничество, а так же коротко освещается миграционное сотрудничество между США и Россией.

Глава третья называется «Перспективы развития экономических отношений между Россией и США», где обозначены основные проблемы в сфере экономического сотрудничества между этими странами и предложены способы их решения.

Выводы по проделанной работе формулируются в заключении, а завершает работу список литературы.



1. Теоретические аспекты внешних заимствований


1.1 Понятие государственного долга и его виды


Государственный долг - это проблема, порождаемая бюджетным дефицитом. Он представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства.

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.

Государственный долг как финансовую категорию следует рассматривать в двух аспектах: активном, когда государство играет роль кредитора, и пассивном, когда оно выступает заемщиком. По аналогии с банковским кредитом в настоящее время в финансовой практике государственным кредитом называется кредит, предоставляемый государством. Что касается кредита, который государство получает, то он определяется как государственные займы, которые приводят к образованию государственного долга.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают

списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;

выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;

секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы обслуживания государственного долга:

-покупает или продает государственные обязательства;

-изменяет цену облигаций;

-варьирует условия их продажи;

-различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг.

внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);

внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств.

При этом внешний долг подразделяется на внешний долг государственного сектора и частного сектора. Долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.

Классификация по типу долгового обязательства имеет следующий вид:

долгосрочные облигации;

краткосрочные облигации;

векселя;

долгосрочные ссуды не отнесенные к другим категориям;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.