Рефераты. Платежный баланс страны (на примере Казахстана)

5) доступность: официальная статистика по всем секторам в целом представлена в четком и понятном виде. Метаданные ОСРД (информация о данных), приведенные в Бюллетене стандартов на распространение данных МВФ, также размещаются на странице АРКС в сети Интернет. Планируемое всеми тремя ведомствами расширение объема распространяемой через сеть Интернет статистики позволит повысить степень доступности и своевременности статистических данных. Публикуются только краткие описания концепций, определений, классификации, источников данных и практических статистических методов. НБК не публикует календарь выпуска статистических данных. Министерства имеют доступ к статистике НБК раньше, чем прочие пользователи, но о таком доступе говорится в метаданных ОСРД.

Макроэкономическая статистика и статистическая база Казахстана позволяют вести эффективный контроль. Тем не менее, сотрудники МВФ выявили недостатки в некоторых применяемых статистических методах, которые потенциально могут помешать точному и своевременному анализу экономической и финансовой ситуации и разработке соответствующих мер экономической политики. Недавнее раскрытие существования крупного внебюджетного фонда, операции которого, возможно, не полностью регистрировались, указывает на направление работы, остро необходимой для повышения степени прозрачности.


2.3 Дополнения к 5 изданию Руководства по платежному балансу


Ожидается, что в конце текущего года Международный Валютный Фонд выпустит новое, шестое издание руководства – РПБ6. Его базовая основа не изменилась по сравнению с РПБ5. Сохраняется форма представления счета текущих операций, счета операций с капиталом и финансового счета. Однако внесены некоторые изменения по отдельным вопросам.

В частности, меняется название отдельных компонентов платежного баланса. Баланс доходов будет переименован в счет первичных доходов, а баланс текущих трансфертов – в счет вторичных доходов. Будет изменен знак учета операций с финансовыми активами в финансовом счете Платежного баланса.

В соответствии с РПБ5 увеличение финансовых активов отражалось со знаком «минус», уменьшение – со знаком «плюс». А в соответствии с РПБ6 увеличение финансовых активов (так же, как и обязательств) будет отражаться со знаком «плюс», а уменьшение – со знаком «минус». Соответственно, изменяется значение сальдового показателя финансового счета.

В соответствии с РПБ5 отрицательный финансовый счет означал превышение оттока над притоком средств в страну, а положительный – превышение притока финансовых ресурсов над оттоком. Теперь в соответствии с РПБ6 результирующий показатель финансового счета определяется как разница между активами и обязательствами и будет иметь обратный знак. При этом положительное значение финансового счета будет называться «чистое кредитование» и означать превышение чистого увеличения активов над чистым увеличением обязательств. А отрицательное значение финансового счета будет называться «чистым заимствованием» и означать превышение чистого увеличения обязательств над чистым увеличением активов.

Будет также изменено представление информации по прямым инвестициям. В соответствии с РПБ5 прямые инвестиции отражались по принципу направленности (в отчитывающуюся страну и из нее за рубеж). При этом в прямом инвестировании по направлению активы отражались за вычетом обязательств. В соответствии с РПБ6 прямые инвестиции в стандартном представлении должны отражаться по принципу активов/обязательств. При этом активы будут включать как требования к зарубежным предприятиям прямого инвестирования, так и к прямым инвесторам. Аналогично на стороне обязательств отражаются обязательства перед обоими типами партнеров, связанных с резидентами отношениями прямого инвестирования.

В связи с тем, что в статистике прямого инвестирования Казахстана присутствуют большие операции по обратным инвестициям, представление платежного баланса и международной инвестиционной позиции страны по принципу активов (обязательств) будет более адекватно отражать прямые инвестиции и соответствовать межфирменной задолженности, учитываемой во внешнем долге. Для аналитических целей сохраняется представление по принципу направленности.

В соответствии с РПБ6 в прямых инвестициях (и соответствующих статьях счета первичных доходов) помимо операций между прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования должны выделяться операции между сестринскими компаниями резидентами и нерезидентами, которые могут находиться под контролем резидента или нерезидента. В настоящее время при составлении Платежного баланса Казахстана операции между сестринскими компаниями частично учитываются в прямых инвестициях и частично – как прочие инвестиции. Существующие формы отчетности по внешним активам и обязательствам, основанные на РПБ5, не позволяют полностью выделить операции между сестринскими компаниями в отдельную категорию. Сектор других финансовых организаций (небанковские организации, оказывающие иные виды финансовых услуг, за исключением денежного посредничества) будет выделен в отдельную категорию.

В РПБ6 рассматривается возможность отнесения к международным резервам государственных фондов целевого назначения, таких как Национальный фонд Казахстана. Если внешние активы отражены в балансе центрального банка или какого-либо агентства центрального правительства, что позволяет органам денежно-кредитного регулирования контролировать распоряжение средствами, то считается, что эти активы являются резервными активами (при условии соблюдения всех остальных критериев резервного актива).

РПБ6 предусматривает более подробную разбивку других инвестиций по инструментам на основе классификации инструментов, поэтому из стандартных компонентов исключается статья РПБ5 «другие активы и обязательства». Вместо этого другие инвестиции включают статью «инструменты участия в капитале», в которой должны отражаться инвестиции в международные организации. Например, участие Казахстана в Евразийском банке развития. Наиболее существенными изменениями в текущем счете по товарам и услугам является изменение подхода к перепродаже товаров без пересечения границы и ремонту товаров без перехода прав собственности.

Международный Валютный Фонд планирует в течение 2009–2011 годов перевести РПБ6 на различные языки и подготовить рабочие материалы, необходимые составителям платежного баланса.

По предварительному решению преобразование ежегодника Международного Валютного Фонда по статистике платежного баланса (Balance of Payments Statistical Yearbook) будет осуществляться в 2012–2013 годах.

Национальный банк в целях подготовки к переходу на РПБ6 планирует в течение 2009–2010 годов провести обследование по прямым инвестициям, чтобы изучить возможности более полного охвата операций сестринских компаний, а также осуществлять пересмотр форм статистической отчетности по платежному балансу.



3 Роль и значение Платежного баланса в экономике Республики Казахстан

3.1 Экономическое развитие Казахстана в 2008 году


Макроэкономическое развитие Казахстана в 2008 году стало отражением реализации накопленных в предыдущие годы рисков. При этом риски проявились как в финансовом секторе, так и в реальном секторе. Ситуация в 2008 году усугубилась замедлением мировой экономики, а также значительным ростом в 1 полугодии и беспрецедентным падением цен во 2 полугодии на мировых товарных рынках. И хотя экономический рост в стране, несмотря на это, сохранился, его темпы значительно снизились.

Объем ВВП в текущих ценах в 2008 году достиг 15,9 трлн. тенге. Реальный рост ВВП по сравнению с 2007 годом составил 3,3% (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика реального ВВП, 2000-2009 гг. (в % к предыдущему году)


Существенное замедление темпов роста ВВП в 2008 году было обусловлено снижением объемов производства в сельском хозяйстве и обрабатывающей отрасли промышленности – на 5,5% и 2,9% соответственно. Объемы строительства выросли на 1,9% (2007 год –16,4%), промышленности – на 2,2%, в том числе горнодобывающей – на 5,6%, производство и распределение электроэнергии и газа увеличилось на 6,4% (см. рисунок 2).

Основную долю в производстве ВВП составляет промышленность (31,6%), в структуре которой в 2008 году доля горнодобывающей отрасли возросла на 4,9 процентных пункта, составив 58,7%, а обрабатывающей снизилась с 40% до 36%. В 2000 году доли этих отраслей были примерно равными и составляли 45,5% и 45,3%, соответственно.

Производство услуг характеризовалось ростом таких отраслей, как гостиницы и рестораны – на 12,8%, связь – на 10,4%, транспорт – на 7%, и снижением финансовой деятельности – на 0,5%.


Рисунок 2 – Динамика индекса физического объема производства в отдельных отраслях экономики в 2000-2008 годах (% к предыдущему году)


В структуре ВВП по прежнему большая часть приходится на услуги (51,9%), при этом с 2002 года их доля устойчиво превышает половину производства ВВП (см. рисунок 3).



Рисунок 3 – Структура валового внутреннего продукта, 2000-2008 гг.


В 2008 году темпы роста инвестиций в основной капитал снизились с 13,5% в 2007 году до 4,6% (см. рисунок 4). Снижение инвестиционной активности предприятий в свою очередь оказало влияние на замедление темпов роста экономики страны.

Основными источниками вложения средств в основной капитал послужили собственные средства хозяйствующих субъектов (42,7%) и иностранные инвестиции (23%). Доля бюджетных средств составила 19,9%, заемных – 14,4%. Приоритетными отраслями для вложения инвестиций являлись операции с недвижимым имуществом (23,6% от общего объема инвестиций в основной капитал), добыча нефти и природного газа и предоставление услуг в этих областях (21%), транспорт и связь (17,4%), обрабатывающая промышленность (8,9%).


Рисунок 4 – Темпы роста инвестиций в основной капитал, 2000-2008 гг. (в % к предыдущему году)


В 2008 году темп роста объемов строительных работ (услуг), с учетом оценки, снизился и только на 1,8% превысил уровень 2007 года. На жилищное строительство было направлено на 16,1% меньше средств, чем в 2007 году. При этом введено в эксплуатацию 6832 тыс. кв. метров общей площади жилых зданий, что на 2,3% больше уровня 2007 года.

Объемы транспортных грузоперевозок за 2008 год выросли на 3,2%, объем услуг, оказанных предприятиями связи, возрос на 10,4%, из них населению – на 11,1%.

Численность экономически активного населения в 2008 году составила 8,4 млн. человек, что на 2,3% больше, чем в предыдущем году. Численность занятого в экономике населения в 2008 году увеличилась на 3% до 7,9 млн. человек. Количество безработных сократилось на 6,6% до 557,7 тыс. человек. Уровень безработицы в 2008 году сложился на уровне 6,6%, при этом за последние 8 лет наблюдается устойчивое ее снижение (с 12,8% в 2000 году).

В 2008 году среднемесячная номинальная заработная плата по экономике составила 60 734 тенге, что выше уровня 2007 года на 14,1%. В реальном выражении заработная плата снизилась на 2,5%. Темп роста оплаты труда наемных работников в 2008 году относительно предыдущего года замедлился, а по некоторым видам экономической деятельности снизился. Заработная плата работников сельского хозяйства увеличилась на 27,6%, торговли – на 22,5%, добывающей отрасли промышленности – на 21,9%, транспорта и связи – на 17,6%, строительства – на 15%, здравоохранения - на 8,5%, образования – на 8,3%, государственного управления – на 3,5%, финансовой деятельности снизилась на 8,4%.

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в 2008 году составили 30509 тенге, что больше 2007 года на 20,9%. В реальном выражении денежные доходы выросли на 3,4%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.