Рефераты. Платежный баланс страны (на примере Казахстана)

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1)         государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы;

2)         возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

3)         непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

4)         регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.



2 Правовая основа платежного баланса Республики Казахстан

2.1 Основные правила предоставления информации в Платежном балансе Республики Казахстан


Данные платежного баланса распространяются в миллионах долларов США, охватывают все трансакции в целом по экономике Казахстана и состоят из следующих данных:

1) текущий счет:

–        экспорт и импорт товаров и услуг (транспорт, поездки, и др.);

–        чистый доход;

–        чистые текущие трансферты.

2) счет операций с капиталом и финансовый счет:

–        чистые капитальные трансферты;

–        чистые прямые инвестиции;

–        чистые портфельные инвестиции;

–        другие инвестиции,

–        нетто;

–        и изменения в резервных активах.

Основные источники данных:

–        таможенная статистика;

–        отчеты банков, других финансовых и нефинансовых организаций;

–        ежемесячный балансовый отчет Национального Банка РК;

–        данные, предоставляемые Министерством финансов РК, а также другими министерствами и ведомствами;

–        данные пограничных служб.

Данные, публикуемые с 1995, составляются на основе 5-го издания «Руководства по Платежному Балансу» Международного Валютного Фонда (РПБ5).

Периодичность отчетности ежеквартальная.

Сроки представления: в течение одного квартала после завершения отчетного периода.

Платежный баланс характеризуется доступностью для общественности.

Предварительное распространение планов выпуска данных отмечено в календаре распространения данных, который информирует о точных датах публикации на предстоящие двенадцать месяцев, размещается на веб-сайте НБК (#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"_Hlt32742944">На веб-сайте Национального Банка (www.nationalbank.kz) размещены данные по платежному балансу, а также по международной инвестиционной позиции и внешнему долгу.

Статистическую отчетность по платежному балансу в Национальный Банк обязаны представлять предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции, в том числе совместные и иностранные предприятия; филиалы и представительства иностранных компаний, осуществляющие свою деятельность в Республике Казахстан, независимо от форм собственности.

При наличии внешнеэкономических операций, предприятие вносится в территориальный регистр предприятий внешнеэкономической деятельности, на основании которого формируется перечень респондентов по формам отчетности.

Все предприятия, внесенные в территориальный регистр, ежеквартально представляют государственную статистическую отчетность в филиал Национального Банка по формам, утвержденным Агентством Республики Казахстан по статистике: форма № 1ПБ «Отчет о финансовых требованиях к нерезидентам и обязательствах перед ними», форма № 10-ПБ «Отчет о международных операциях с нерезидентами» и другие отчеты по международным услугам.

Представляемая в филиал Национального Банка в соответствии с Законом РК «О государственной статистике» информация является конфиденциальной и используется исключительно в целях составления платежного баланса Республики Казахстан, его анализа и прогнозирования. Очень важно, чтобы представляемая информация была полной, достоверной и своевременной.

Одновременно обращается внимание руководителей и главных бухгалтеров предприятий и организаций, что согласно статье 381 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (с учетом дополнений и изменений от 27 июля 2007 года № 134) установлена административная ответственность:

–        за несвоевременное представление, представление недостоверной государственной статистической отчетности в соответствующие статистическое органы – предупреждение;

–        за непредставление государственной статистической отчетности в соответствующие статистическое органы, а также за действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - штраф: на физических лиц в размере пяти, на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства в размере сорока месячных расчетных показателей.


2.2 Соблюдение стандартов и кодексов при составлении Платежного баланса


Применяемые в Казахстане практические механизмы распространения данных оценивались на соответствие требованиям ОСРД (общая система распространения данных). Казахстан был одной из первых стран, присоединившихся к ОСРД. Метаданные ОСРД были впервые размещены в Бюллетене стандартов на распространение данных (БСРД) 22 мая 2000 года. В августе 2001 года соответствующие ведомства представили уточненные данные, отражавшие изменения в практике составления и распространения статистики, а также обновленные планы совершенствования макроэкономической статистики.

Макроэкономическая статистика Казахстана составляется и распространяется следующими тремя ведомствами: (i) Агентство РК по статистике (АРКС) отвечает за статистику национальных счетов и цен; (ii) Министерство финансов (Минфин) РК отвечает за статистику государственных финансов; и (iii) Национальный Банк РК (НБК) отвечает за денежно-кредитную статистику и статистику платежного баланса. Макроэкономические статистические данные публикуются как в виде официальных печатных изданий, так и в сети Интернет.

По параметрам данных (охват, периодичность и своевременность) Казахстан перевыполняет рекомендации ОСРД по базовым комплексным структурам данных и рекомендованным к распространению показателям. Казахстан также выполняет все рекомендации ОСРД по представлению расширенных данных.

ССРД МВФ представляет собой стандарт раскрытия данных на основе «оптимальной практики», который призван стимулировать предоставление пользователям информации, включая информацию, позволяющую пользователям оценить данные.

Обзор практики распространения данных в Казахстане в сопоставлении с требованиями ССРД к параметрам данных и календарем выпуска статистических данных в плане доступности показывает, что Казахстан отвечает большинству этих требований.

Качество макроэкономической статистики в Казахстане значительно улучшилось за последние несколько лет. Соответствующие ведомства хорошо себя проявляют в реализации рекомендаций предыдущих проверок, предоставлявших техническую помощь по вопросам статистики, и демонстрируют свою решимость выполнять дальнейшие планы и программы по совершенствованию своей статистики.

Все три основные ведомства Казахстана, занимающиеся составлением статистических данных, располагают достаточными правовыми и институциональными предпосылками обеспечения высокого качества статистических данных и демонстрируют понимание важного значения качества данных как одного из основных принципов статистической деятельности. Но при этом еще не исчерпаны возможности более полного использования существующих координационных механизмов для решения оставшихся проблем, затрагивающих несколько сфер статистики. Имеющиеся ресурсы в основном удовлетворяют потребности статистических программ Казахстана, хотя необходимо провести дополнительную подготовку специалистов по составлению статистики национальных счетов и государственных финансов (СГФ).

Приняты меры по стимулированию эффективного использования ресурсов:

1) беспристрастность: все три ведомства проявляют профессионализм, а их сотрудники руководствуются хорошо знакомым им кодексом этики государственных служащих. Прозрачность практики составления статистики можно повысить при помощи заблаговременного распространения информации о планируемых существенных изменениях в методологии, исходных данных и практических методах статистической деятельности;

2) чистота методологии: концепции, определения, охват, классификация, разбивка по секторам и основа учета во всех областях статистики в основном соответствуют международным общепринятым стандартам статистики. В отношении нерешенных вопросов рекомендуется расширить охват бюджетно-налоговых данных, с тем, чтобы они охватывали консолидированный сектор органов государственного управления, включая любое внебюджетное финансирование. В настоящее время соответствующие ведомства уточняют режим учета счетов Национального фонда Республики Казахстан в статистике государственных финансов и денежно-кредитной статистике. Также ведется работа по решению проблемы отражения в учете местных филиалов иностранных строительных и буровых в качестве нерезидентов, которая сказывается на ВВП и статистике платежного баланса;

3) точность и надежность: исходные данные в основном обеспечивают адекватную основу для составления статистики по всем наборам данных, рассмотренным членами миссии. Основные недостатки заключаются в следующем: используемое в настоящее время определение резидентства исходит из правовых, а не экономических критериев; следует усовершенствовать практические методы оценки и сверки исходных данных, используемых для составления национальных счетов и статистики платежного баланса; импорт и экспорт охвачены не полностью, что отчасти вызвано недооценкой регистрируемых торговых операций и контрабанды. Различия в данных по секторам указывают на необходимость дополнительной сверки данных;

4) практическая пригодность: официальная статистика по всем секторам охватывает актуальную информацию. Программы консультаций, подготовки кадров и другие меры, реализуемые в настоящее время АРКС, Министерством финансов и НБК с целью углубления понимания общественностью значения и областей применения статистики, могут со временем использоваться в качестве механизмов активного стимулирования обратной связи с пользователями статистических данных. Ведомства могли бы лучше координировать усилия по расследованию причин расхождения данных статистики национальных счетов, государственных финансов, денежно-кредитной статистики и статистики платежного баланса. Целесообразно заблаговременно уведомлять пользователей статистики о планируемых существенных изменениях в методологии; стоило бы также пересмотреть практику внесения уточнений в денежно-кредитную статистику и СГФ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.