Таким образом, правительство США резко сменило тональность своих отношений с Палестиной, с откровенно враждебных, до посреднических. Этот факт, скорее всего можно связать с окончанием «Холодной войны» и как следствие – с тем фактом, что арабо-израильский конфликт перестал играть свою роль как театр столкновений супердержав, а напротив, стал раздражающим фактором региональной политики. Также отметим, что с начала 90-х годов, США расширили свое экономическое, военное и политическое присутствие в регионе (после конфликта Ирака с Кувейтом и последовавшей т.н. «Бури в пустыне»).
В связи с комплексов этих причин, а также с таким внутриполитическим фактором для Америки, как проживание на их территории почти миллиона переселенцев из Палестины[28], заставили США сменить тональность своих отношений с Палестиной.
В 1990-е годы США активно проводит свою политику в Ближневосточном регионе. Отметим, также, что это государство (наряду с ЕС, Россией и ООН) вошло в квартет посредников по урегулированию ближневосточной проблемы.
В это же время американское государство активно предоставляет финансовую помощь лидерам Палестинской автономии, а также широко распространяет различного рога гуманитарные программы (помощь беженцам и т.п.).
В 2000-м году на Саммите в Кепм-Девиде (США) Билл Клинтон предпринимает попытку завершить тот, процесс который начался в Осло в 1993 году – то есть сформулировать какие-то общие принципы по предоставлению независимости Палестине. Однако из-за неразрешимых противоречий (в основном связанных со статусом Иерусалима) никаких явных соглашений подписано не было.
При описании Кемп-девитских соглашений, отметим, что в этот раз, США хотя и выступали как посредник, но, по мнению многих специалистов, пытались навязать палестинскому руководству условия в первую очередь выгодные Израилю[29].
Следующим важным этапом палестино - американских отношений необходимо считать инициативу 2002 года в совете безопасности ООН, которую предложила США. Суть этой инициативы состоит в том, что в марте 2002 года Совбез ООН, ссылаясь на свои предыдущие резолюции, в частности на резолюции № 242 от 1967 года и № 338 от 1973 года, подтвердил новой резолюцией 1397 (2002), что ООН стремится к созданию в регионе Палестины двух государств, Израиль и Палестина, которые бы жили бок о бок в пределах безопасных и признанных границ. Палестинское руководство в целом, высоко оценило инициативу США[30].
Перейдем к другим фактам. С середины 2000-х годов, в Палестине происходит внутренний раскол. Суть его заключалось в том, что к власти в Секторе Газа приходит организация ХАМАС, а на Западном берегу реки Иордан контроль удерживает ФАТХ.
Делая небольшое отступление, отметим, что разница между двумя этими политическими группировками состоит в том, что ФАТХ – это более либеральное крыло палестинской политики, которое целом, идет на контакт с руководством Израиля и готово к различным способам урегулирования конфликта.
ХАМАС, ставит основной своей целью уничтожение Израиля как государства. Такая позиция ХАМАСа придает ему определенную популярность в наиболее депрессивных регионах Палестины, к коим относится и Сектор Газа, однако в глазах западного общественного мнения - ХАМАС – террористическая организация, переговоры с которой невозможны[31]. Такого же мнения естественно придерживались и придерживаются Израиль и США.
С приходом к власти в части Палестины ХАМАС, взаимоотношения Палестины и США, переживавшие в своем роде подъем, на протяжении всех 90-х и первой половине 2000-х годов заметно охладевают. Финансирование Палестинской автономии заметно снижается; сворачиваются гуманитарные программы. Некоторые отдельные инициативы (например, инициативы Д. Буша 2008 года) не приводят к каким либо значимым результатам.
С такими итогами палестино-американские отношения подошли к нынешнему 2010 году.
Теперь сформулируем отдельные промежуточные выводы по настоящему параграфу:
- категория отношений США и Палестины, по меньшей мере, непростая. Вытекает это из тенденций американо-израильских отношений;
- Израиль считается наиболее последовательным союзником США на Ближнем Востоке, зачастую действия первого координируются с правительством последнего.
- такая политика США по отношению к Израилю, их «доверительные» отношения не вполне способствовали как формированию положительного имиджа США среди палестинских арабов, так и развитию каких-либо контактов на более официальных уровнях, что определило тенденции палестино-американских отношений (а точнее их отсутствие) вплоть до начало 90-х годов XX века;
- США вплоть до 1988 года не признавала «Организацию Освобождения Палестины», считая ее террористической организацией;
- в начале 90-х годов отношения США (а также Израиля) к Палестинской проблеме в целом, и к Организации освобождения Палестины в частности меняется. Этот факт, скорее всего можно связать с окончанием «Холодной войны» и как следствие – с тем, что арабо-израильский конфликт перестал играть свою роль как театр столкновений супердержав, а напротив, стал раздражающим фактором региональной политики;
- В 1990-е годы США активно проводит свою политику в Ближневосточном регионе, предоставляет финансовую помощь лидерам Палестинской автономии, а также широко распространяет различного рога гуманитарные программы;
- описанная ситуация удерживается вплоть до середины 2000-х годов и отчасти меняется с началом роста популярности ХАМАС среди жителей Палестины. Финансирование Палестинской автономии заметно снижается; сворачиваются гуманитарные программы. Некоторые отдельные инициативы не приводят, к каким либо значимым результатам.
2.2 Роль и место США в системе международных отношений Палестины
Теперь, для построения целостной картины американо-палестинских отношений, постараемся определить роль и место США в системе международных отношений Палестины.
Такая постановка вопроса подразумевает, что роль и место Палестины для США относительно незначительная и связано это с тем фактом, что США, единственная на настоящий момент супердержава, имеет свои определенные интересы практически в любой точке земного шара. Политика США по отношению к Палестине велась и в какой-то степени ведется в первую очередь с учетом интересов американского союзника в регионе – Израиля и соответственно интересы Палестины здесь скорее вторичны.
В то же время роль и место США в системе международных отношений Палестины качественно другая. Связано это с рядом факторов, в первую очередь с тем, что США, как мы уже подчеркивали – мировая держава, кроме того она является посредником по урегулированию арабо-израильского конфликта, то есть конфликта который затрагивает интересы всех без исключения арабов палестины.
Немаловажную роль здесь играет и регулярная финансовая помощь США Палестинскому правительству (тут мы имеем виду, конечно же, ФАТХ). Объемы этой помощи внушительны, хотя и уступают влияниям со стороны Лиги Арабских Государств, с учетом того, что с 2005 года эти вливания сильно сократились.
Важным фактом является и то, что от США во многом зависит будущий статус Палестины как субъекта международного права (признание или непризнание ее государством). Здесь США стоит в одном ряду с другими постоянными членами Совбеза ООН – Великобритании, Франции, России и Китая.
В то же время для правительства ХАМАС роль США качественно другая – представители этого течения рассматривают США с точки зрения главного военного союзника Израиля – главного врага переговоры, с которым невозможны. Экономическая блокада Сектора Газа, выполняемая Израилем во многом с попустительства и одобрения США, только укрепляет это мнение. Во время многочисленных военных конфликтов, которые стали для этого региона рядовым явлением, США последовательно поддерживало Израиль, как в сферах высокой международной политики; так и непосредственно помогая израильской армии оружием, военными специалистами и технологиями. Это не могло не сформировать во многом негативного отношения обыкновенных палестинцев к США.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль США для Палестины довольно велика и определяется рядом тенденций экономики политики и геополитики. В то же время утверждать, что США играет главную роль в системе международных отношений Палестины, будет неверным.
Для Палестины первый эшелон внешней политики – это арабские государства – исторические союзники, сотрудничество с которыми проверено и временем и делом. США, наряду с Евросоюзом, Россией, Китаем, Францией и Великобританией, составляют второй эшелон внешней политики Палестинской автономии, однако значимость США для Палестины это никоим образом не умоляет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами подведем основные выводы нашей работы.
Для того чтобы определить основные векторы развития взаимоотношений таких участников мировой политики как США и Палестинская автономия, нам представилось необходимым определить международный статус последней а также тенденции для его развития, характерные для последних двух десятилетий.
Итак, с точки зрения международного права, Палестина, это автономная часть территории государства Израиль. Палестинская автономия в настоящее время не явялется полноправным членом ООН, однако, организация объединения палестины имеет статус наблюдателя при этой организации. В 2002 году Совет Безопасности ООН подтвердил, что ООН стремится к созданию в регионе двух государств – еврейского и арабского.
Начало формирования системы международных отношений Палестины приходится на середину семидесятых годов XX века, когда Организация освобождения Палестины была принята в качестве полноправного члена в Лигу Арабских государств. Палестинскую автономию сегодня признают в качестве независимого государства (Палестинского государства) более сотни стран-членов ООН. Тот факт, что Палестинское государство провозгласило своей столицей Иерусалим (сейчас фактически город Раммала для Западного берега, и Газа для Сектора Газы), служит на настоящий момент непреодолимым препятствием к признанию Палестины в качестве независимого государства, такими странами как, США, Великобритания, Япония и Израиль.
Основные тенденции развития международных отношений Палестины и задачи ее внешнеполитического ведомства, можно свести к нескольким пунктам:
- приоритетом для Палестинской Автономии были и остаются отношения с арабскими государствами;
- важное место в системе международных отношений Палестины занимают Россия и Китай;
- сложными остаются отношения Палестинской Автономии с Израилем;
- одна из стратегических задач палестинской внешней политики – это оптимизация отношений с США и Великобританией.
Рассмотрев общие тенденции внешней политики Палестинской автономии, мы перешли к рассмотрению отношений США и Палестины в частности. Основные выводы здесь можно свести к нескольким нижеизложенным пунктам:
- категория отношений США и Палестины, по меньшей мере, непростая. Вытекает это из тенденций американо-израильских отношений.
Такая политика США по отношению к Израилю, их «доверительные» отношения не вполне способствовали как формированию положительного имиджа США среди палестинских арабов, так и развитию каких-либо контактов на более официальных уровнях, что определило тенденции палестино - американских отношений (а точнее их отсутствие) вплоть до начало 90-х годов XX века. Также отметим, что США вплоть до 1988 года не признавала «Организацию Освобождения Палестины», считая ее террористической организацией.
В начале 90-х годов отношения США (а также Израиля) к Палестинской проблеме в целом, и к Организации освобождения Палестины в частности меняется. Этот факт, скорее всего можно связать с окончанием «Холодной войны» и как следствие – с тем фактом, что арабо-израильский конфликт перестал играть свою роль как театр столкновений супердержав, а напротив, стал раздражающим фактором региональной политики.
В 1990-е годы США активно проводит свою политику в Ближневосточном регионе, предоставляет финансовую помощь лидерам Палестинской автономии, а также широко распространяет различного рога гуманитарные программы. Такая ситуация удерживается вплоть до середины 2000-х годов и отчасти меняется с началом роста популярности ХАМАС среди жителей Палестины. Финансирование Палестинской автономии заметно снижается; сворачиваются гуманитарные программы. Некоторые отдельные инициативы не приводят, к каким либо значимым результатам.
Теперь, для построения целостной картины американо-палестинских отношений, постараемся определить роль и место США в системе международных отношений Палестины. Отметим, что роль США для Палестины довольно велика и определяется рядом тенденций экономики политики и геополитики. В то же время утверждать, что США играет главную роль в системе международных отношений Палестины, будет неверным. Для Палестины первый эшелон внешней политики – это арабские государства – исторические союзники, сотрудничество с которыми проверено и временем и делом. США, наряду с Евросоюзом, Россией, Китаем, Францией и Великобританией, составляют второй эшелон внешней политики Палестинской автономии, однако значимость США для Палестины это никоим образом не умоляет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арабо-израильские войны. Арабский взгляд. - М.: АСТ, 2008 – 237 с.
2. Бравин С.К. США и Израиль. К вопросу о ближневосточном урегулировании // Вопросы истории. – 1997. - № 2.- С. 13-27.
3. Виноградов Г.Д., Мишарин А.В. Арабо-израильский конфликт. – М.: Спутник +, 2004. – 149 с.
4. Вольфин Г.С. Израиль: история войн. М.: Росспен, 2005. -380 с.
5. Гальперин В. США и проблемы Палестины. 1947-1973 гг. // Вопросы истории. – 1999. - № 4.- С. 67-87.
6. Густерин П. В. Города Арабского Востока. - М.: Восток-Запад, 2007. - 352 с.
7. Джефри Д. Израиль. - М.: ПСИ, 2009. – 230 с.
8. Кудин В.Г. Палестина и Палестинский вопрос. Из истории проблемы // Исторический вестник. М.: МПГУ, 1998. - № 1. – С. 24-38.
9. Израиль и Палестинские территории. СПб.: Планет, 2004. – 346 с.
10. Киссинджер Г. Дипломатия М.: время, 1997. – 856 с.
11. Мордвинов В. Некоторые факты из истории Палестинской автономии.- М.: Юнион-групп, 2005. – 127 с.
12. Сартакова М.С., Левицкая Е.А. – М.: Света, 2009. – 285 с.
13. Саргсян А.М. Краткая история Ближнего Востока. М.: Знание, 1987. – 345 с.
14. Татуров И.М.Роль США в урегулировании арабо-израильского конфликта // Вестник Всеобщей истории. Тюмень: ТГУ, 2006. - № 1. – 46-56.
15. Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю. – М.: Медиа, 2007. -280 с.
16. Штеренсис М. История государства Израиль. 1896-2005 г. – М.: ИсраДон, 2005. – 340 с.
17. Материалы сайта #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Виноградов Г.Д., Мишарин А.В. Арабо-израильский конфликт. – М.: Спутник +, 2004. С 12.
[2] Там же, стр. 14-17.
[3] См. подр. напр.: Вольфин Г.С. Израиль: история войн. М.: Росспен, 2005. -380 с.
[4] Мордвинов В. Некоторые факты из истории Палестинской автономии.- М.: Юнион-групп, 2005. С. 114.
[5] Материалы сайта #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Мордвинов В. Указ соч. С. 100.
[7] Татуров И.М.Роль США в урегулировании арабо-израильского конфликта // Вестник Всеобщей истории. Тюмень: ТГУ, 2006. - № 1. – С. 46.
[8] Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю. – М.: Медиа, 2007. С. 87.
[9] Материалы сайта #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Там же.
[11] Материалы сайта #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Материалы сайта #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Материалы сайта #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Материалы сайта #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Мордвинов В. Некоторые факты из истории Палестинской автономии.- М.: Юнион-групп, 2005. С. 85.
[16] Израиль и Палестинские территории. СПб.: Планет, 2004. С. 276.
[17] Мордвинов В. Указ. соч. С. 98.
[18] Там же, стр. 103.
[19] Материалы сайта #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Материалы сайта #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] См. напр. Бравин С.К. США и Израиль. К вопросу о ближневосточном урегулировании // Вопросы истории. – 1997. - № 2.- С. 14.
[22] Там же, стр. 13.
[23] Подробнее об этом. См. напр.: Вольфин Г.С. Израиль: история войн. М.: Росспен, 2005. -380 с.
[24] Мордвинов В. Некоторые факты из истории Палестинской автономии.- М.: Юнион-групп, 2005. – 127 с.
[25] Бравин С.К. США и Израиль. К вопросу о ближневосточном урегулировании // Вопросы истории. – 1997. - № 2.- С. 24.
[26] Материалы сайта #"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Бравин С.К. указ. соч. С. 26.
[28] Израиль и Палестинские территории. СПб.: Планет, 2004. С. 302.
[29] Материалы сайта #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] Материалы сайта #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Джефри Д. Израиль. - М.: ПСИ, 2009. – 230 с.
Страницы: 1, 2, 3