Рефераты. Отношения Соединенных Штатов Америки и Палестинской автономии с начала 90-х годов 20 века по настоящее время

Изучим систему международных отношений Палестинской Автономии. Начнем с процесса ее формирования.

Начало ее формирования приходится на середину семидесятых годов XX века, когда Организация освобождения Палестины была принята в качестве полноправного члена в Лигу Арабских государств – международную организацию, которая объединяет более 20 стран[12]. Большинство из членов этой организации с семидесятых годов поддерживают дипломатические отношения с ООП, признавая ее государством.

Следующая значимая веха для организации рассматриваемой системы – 1988 год, когда было провозглашено существование уже упоминаемого «государства Палестина». В этом же году ООП получает статус наблюдателя в ООН.

С 1993 года, со времени арабо-израильских переговоров и формирования Палестинской национальной администрации начинает процесс признания Палестины неарабскими государствами.

Палестинская национальная автономия признается сегодня в качестве независимого «Государства Палестина» полностью или частично более чем сотней стран, включая Россию. В то же время, тот факт, что Палестинское государство провозгласило своей столицей Иерусалим (сейчас фактически город Раммала для Западного берега, и Газа для Сектора Газы), служит на настоящий момент непреодолимым препятствием к признанию Палестины в качестве независимого государства, такими странами как, США, Великобритания, Япония и Израиль. Также не признают Палестинскую автономию Бразилия, Перу, республики Прибалтики – Эстония, Латвия, Литва, Мексика, Уругвай, большинство стран Микронезии, Тайланд и Мьянма[13].

Кроме того, Палестинская автономия явялется полноправным членом таких межгосударственных организаций, как[14]:

- Лига Арабских государств;

- Международная исламская конференция;

- Исламский банк развития,

- Международный олимпийский комитет,

имеет статус наблюдателя при:

- Всемирной организации здравоохранения;

- Всемирной торговой организации;

- Всемирного банка реконструкции и развития.

Основные тенденции развития международных отношений Палестины и задачи ее внешнеполитического ведомства, можно свести к нескольким пунктам:

- приоритетом для Палестинской Автономии были и остаются отношения с арабскими государствами[15];

- важное место в системе международных отношений Палестины занимают Россия и Китай – постоянные члены Совета безопасности ООН, которые в большинстве случаев поддерживают инициативы организации объединения палестины в ООН, в этом контексте, развитие отношений с этими государствами является стратегической задачей палестинской внешней политики[16];

- сложными остаются отношения Палестинской Автономии с Израилем, оптимизация их, в свете ряда региональных проблем признается сомнительной[17];

- одна из стратегических задач палестинской внешней политики – это оптимизация отношений с США и Великобританией – теми членами Совбеза ООН, которые поддерживают израильское видение проблемы и считаются (особенно США) союзниками этого государства[18];

- в последнее время происходит активное расширение контактов Палестины с Латиноамериканскими странами (Венесуэла, Боливия и д.р.)[19];

- палестинская автономия находится в дипломатических отношениях (или поддерживает ряд контактов) с рядом непризнанных и ил непризнанных частично государств (среди них можно отметить контакты с руководством Южной Осетии и Абхазии)[20];

Такова система международных отношений Палестинской автономии на настоящий момент и основные тенденции ее развития.

Теперь в соответствии с поставленными задачами работы сделаем ряд промежуточных выводов, итак:

- с точки зрения международного права, Палестина, это автономная часть территории государства Израиль;

- палестинская автономия в настоящее время не явялется полноправным членом ООН, однако, организация объединения палестины имеет статус наблюдателя при этой организации;

- В 2002 году Совет Безопасности ООН подтвердил, что ООН стремится к созданию в регионе двух государств – еврейского и арабского;

- начало формирования системы международных отношений Палестины приходится на середину семидесятых годов XX века, когда Организация освобождения Палестины была принята в качестве полноправного члена в Лигу Арабских государств;

- палестинскую автономию сегодня признают в качестве независимого государства (Палестинского государства) более сотни стран-членов ООН;

- тот факт, что Палестинское государство провозгласило своей столицей Иерусалим (сейчас фактически город Раммала для Западного берега, и Газа для Сектора Газы), служит на настоящий момент непреодолимым препятствием к признанию Палестины в качестве независимого государства, такими странами как, США, Великобритания, Япония и Израиль;

- основные тенденции развития международных отношений Палестины и задачи ее внешнеполитического ведомства, можно свести к нескольким пунктам:

- приоритетом для Палестинской Автономии были и остаются отношения с арабскими государствами;

- важное место в системе международных отношений Палестины занимают Россия и Китай;

- сложными остаются отношения Палестинской Автономии с Израилем;

- одна из стратегических задач палестинской внешней политики – это оптимизация отношений с США и Великобританией.

Таким образом, кратко изучив систему международных отношений Палестинской автономии, в общем, перейдем к более частному вопросу – взаимоотношениям Палестинской Автономии и США.

Глава II. ОТНОШЕНИЯ США и ПАлестинской автономии: тенденции последних лет

2.1 Взаимоотношения США и Палестины в 1990-е – 2000-е годы: основные векторы развития

Итак, изучим основные векторы развития отношений США и Палестины в последние десятилетия. Сразу отметим, что категория этих отношений, по меньшей мере, непростая. Вытекает это из исторических фактов, а также из тенденций американо-израильских отношений, вне контекста которых рассматривать взаимоотношения США с Палестиной не представляется возможным.

Израиль считается наиболее последовательным союзником США на Ближнем Востоке, причем, нередко по отношению к нему применяется выражение «51 штат Америки»[21], которое свидетельствует в первую очередь о высоком статусе межгосударственных отношений этих стран, а также о том, факте, что зачастую действия Израиля координируются с правительством США.

Справедливости ради, надо заметить, что это происходит не всегда – так США, в последние годы, не поддерживает политику Израиля, направленную на формирование поселений на Западном берегу реки Иордан и строительство разграничительной стены между еврейскими и арабскими территориями.

Палестино-американские, американо-израильские, арабо-израильские отношения здесь неразрывно связаны и любое их разделение явялется искусственным.

Итак, обратимся к истории. В 1948 году, во время войны за независимость Израиля, США, в целом, соблюдали нейтралитет. Однако в последующие годы, в контексте начинавшейся холодной войны, перед США встала необходимость иметь надежного союзника на Ближнем Востоке. Таким союзником стал Израиль[22].

Взаимоотношения Израиля и США, конечно, являются несколько другой темой для исследования, однако отметим, что на протяжении практически шестидесяти лет взаимоотношений этих двух стран, между ними сложились доверительные отношения, которые предусматривали совместную координацию внешнеполитических действий.

Во время многочисленных военных конфликтов, которые стали для этого региона рядовым явлением, США последовательно поддерживало Израиль, как в сферах высокой международной политики – в первую очередь на трибуне ООО, периодически прибегая к «политическому шантажу» некоторых арабских государств (в первую очередь очень влиятельной в регионе Саудовской Аравии); так и непосредственно помогая израильской армии оружием, военными специалистами и технологиями[23].

Естественно, что такая политика США по отношению к Израилю, их «доверительные» отношения не вполне способствовали как формированию положительного имиджа США среди палестинских арабов, так и развитию каких-либо контактов на более официальных уровнях.

Здесь же отметим еще один, не вполне явный аспект нашей темы – внешней политики СССР, направленной на Ближний Восток. В рамках «холодной войны» основными союзниками США в регионе были Израиль и Турция.

Однако, Советский Союз пользовался в регионе не меньшим авторитетом, только в других странах – преимущественно в арабских. В последних странах было множество специалистов из СССР, как гражданских, так и военных, а столкновения Израиля с окружающими арабскими странами, нередко сопровождались лишь слегка завуалированной, военной помощью СССР арабским государствам[24].

Лидеры Организации освобождения Палестины были нередкими гостями в Советском Союзе, а лидеры Израиля, напротив, были персонами «нон грата», особенно после разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем в 1967 году.

Таким образом, вплоть до начала 90-х годов, т.е. до времен развала Советского Союза, Ближний восток в целом и историческая Палестина в частности, рассматривались в мировой политике как одно из мест столкновений интересов супердержав.

Здесь же отметим, что США вплоть до 1988 года не признавала «Организацию Освобождения Палестины», считая ее террористической организацией (причем распространила это мнение и на своих сотрудников по НАТО), а также блокировала в Совбезе ООН все инициативы (в том числе и Советского Союза) по рассмотрению вопросов палестинской государственности, осуждению Израиля за агрессии и т.д. и т.п.[25].

Таким образом, общий вектор американо-палестинских отношений до начала 90-х годов XX века был скорее отрицательным.

Сделав такой краткий экскурс в историю международных отношений, вернемся к непосредственной теме нашего изложения.

Итак, в начале 90-х годов отношения США (а также Израиля) к Палестинской проблеме в целом, и к Организации освобождения Палестины в частности, меняется. Рассмотрим причины этого.

Хронологически это связано с началом арабо-израильских переговоров 1993 года, однако первые положительные тенденции этих процессов можно увидеть даже несколько раньше – с 1988 года, когда члены ООН (в какой-то степени с допущения США, которое не стало накладывать в этот раз «вето») признали ООП представителем палестинского народа; присвоив этой организации статус наблюдателя при ООН[26].

Итак, 1993 году, в Осло, проходили арабо-израильские переговоры, результатом которых стало подписание «Декларации о принципах» (уже в Вашингтоне), в которых предусматривалось создание на Западном берегу реки Иордан и в районе города Газа, временной автономии палестинского народа (сроком на пять лет, после чего подразумевался переход к независимости Палестины).

Особо отметим, что переговоры проходили при посредничестве и прямом присутствии президента США Б. Клинтона.

Как одно из последствий указанных договоренностей, отметим также, что с этого года между ООП и США были установлены своего рода «дипломатические отношения» хотя, формально, США не признали Палестину независимым государство, аргументируя свою позицию тем, что перед этим шагом нужно окончательно отрегулировать все вопросы арабо-израильского конфликта[27].

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.