В середине 1998 г. была учреждена новая международная региональная организация с участием ряда европейских государств — Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС). Членами ЧЭС стали 11 государств: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина и Россия. Интерес к участию ЧЭС проявляют также Казахстан, Узбекистан, Франция, Иран. Фактически ЧЭС до ее официального создания уже функционировала в течение 5 лет. Реализации планов торгово-экономического сотрудничества в регионе серьезно мешает ряд конфликтов и нерешенных территориальных проблем, в частности, в Косово, Абхазии, Нагорном Карабахе.
Заключение
Изучив данную проблему, мы можем сделать следующие выводы.
Цель создания интеграционных союзов – уменьшение, а в перспективе и полное устранение барьеров, которые перегораживают свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран — участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров.
Интеграционные экономические процессы с Западной Европе – одноиз самых существенных явлений в развитии мировой экономики в послевоенный период. Накопленный Западом в этой области опыт может в значительной мере пригодится для России.
Западноевропейская интеграция – это перестройка, но перестройка на высоком уровне социально-экономического и политического развития входящих в нее стран. Она включает переход к смешанной экономике, противодействие монополизму и поддержание конкуренции и предпринимательства, регулирование социальных отношений, упор на человеческий капитал и демократию.
Характерна планомерность в прохождении этапов интеграции и настойчивость в достижении поставленных целей. В настоящее время в интеграционную группировку вошли не 27 стран.
ЕС в материальной форме воплощает в себе давнюю мечту европейцев о европейском единстве, ликвидации межнациональных границ. Политическое объединение, демократия, приоритет взаимовыгодности экономического сотрудничества – вот основы философии европейской экономической интеграции.
Консенсус, приоритет общих над национальных интересов, поэтапность и постепенность в развитии интеграционных процессов – важные принципы функционирования ЕС.
Как и всякий исторический процесс, европейская интеграция знала свои приливы и отливы, но в целом это было поступательное движение, имеющее исключительно важное значение как для самой Европы, так и для понимания интеграционных целей и задач нашей страны.
Россия принадлежит к числу европейских государств, и вопрос ее интеграции мог бы быть решен путем присоединения в качестве полноправного члена ЕС. Однако, несмотря на определенный прогресс в реформах, необходимые экономические, политические и правовые предпосылки еще не созрели, хотя дата присоединения предполагается в 2005—2010 гг. С другой стороны, на данное время не все члены альянса совпадают во мнениях с такой постановкой вопроса.
С 1 декабря 1997 г. подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, что означает начало новых взаимоотношений. За минувшие годы накоплен значительный опыт практического сотрудничества в этом направлении. За все время ЕС достаточно последовательно проводил курс на включение России в крупнейшие международные организации — МВФ, Всемирный банк, Совет Европы. Европейский союз поддерживает заявку России на вступление в ВТО и ОЭСР. Вместе с тем эффективность диалога с ЕС в большей мере будет зависеть от того, насколько России удастся вести активное сотрудничество со всеми европейскими организациями, развивая в том числе двусторонние отношения с европейскими странами, особенно в Центральной и Восточной Европе.
Фактическое развитие экономических связей России с ЕС характеризуется тем, что, с одной стороны, ЕС является крупнейшим партнером России, на долю которого приходится 1/3 ее внешней торговли, 40—50% иностранных вложений в ее экономику, а с другой — темпы роста взаимного товарооборота имеют тенденцию к снижению и абсолютные капиталовложения западно-европейских стран в экономику России крайне незначительны — 9-10 млрд. долл., а чистые прямые инвестиции — не более 2-3 млрд. долл.
Общеизвестны объективные причини, тормозящие торгово-экономические связи. Это асимметричность структуры взаимной торговли, затяжной характер реформ, внутренняя политическая и экономическая ситуация.
На Российско-Европейском саммите в Москве (февраль 1999 г.) рассматривался вопрос об экономическом развитии России и поддержке реформ. С учетом расширения ЕС на восток здесь же был обсужден вопрос о Создании единого Европейского пространства, при этом Россия первоначально выступает как стратегический партнер в рамках европейского общего рынка. Для России ЕС представит уникальную возможность освободиться от диктата МВФ, а вместо его «рекомендаций» проводить внешнюю и внутреннюю политику, отвечающую собственным национальным интересам. Прежде всего — расширить кооперацию со странами ЕС. Осенью 2000г. на страны ЕС приходилось до 60% российской внешней торговли против 4% с США и почти 60% иностранных инвестиций в экономику России.
Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот способствует дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.
Таким образом, роль Западной Европы в мировой экономике будет возрастать. Этому содействует дальнейший успех интеграционных процессов в регионе и переход стран Восточной Европы к рыночному хозяйству, что способствует взаимодействию их на общеевропейском пространстве.
Литература
1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998г. – 727 с.
2. Мировая экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.
3. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – 4-е изд., переработанное и дополненное, - М: ИВЦ «Маркетинг», 1999 г. – 264 с.
4. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2000. – 464 с.
5. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник – 2-е изд., исправленное. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 336 с. – (Высшее образование).
6. Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 352с.
7. Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе.-М.: Прогресс, 1992. - с. 19
8. Официальные данные Еврокомиссии. Европейский союз: уроки интеграции// Экономист. -1998. - № 10.
9. Ресурсы Интернета WWW. Europa.eu.int – Европейский Союз (Eurostat)/
Приложение
Динамика торговых связей между странами ЦВЕ и ЕС, 2002 г.
Страна
Экспорт в ЕС, млрд долл.
Доля в экспорте ЕС %
Импорт в ЕС, млрд долл.
Доля в импорте ЕС %
Торговый дефицит, млн долл.
Болгария
4913
0,3
4687
498
Венгрия
19069
1,9
23647
1,7
-1985
Латвия
1749
0,2
2978
-956
Литва
4193
0,5
5340
-1034
Польша
26004
3,5
43658
2,1
-14198
Румыния
8325
0,7
12780
0,6
-2678
Словакия
9064
11225
-1447
Словения
9024
1,5
9179
-773
Чехия
26348
2,8
28144
-4678
Эстония
3489
3454
-1124
ЦВЕ-10
115809
12,8
142782
9,5
-29822
За прошедшие 10 лет реформ страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) существенно изменили географическую и товарную структуры торговли. В результате переориентации интересов с Востока на Запад во всех странах ЦВЕ значительно возросла доля торговли с ЕС. Во внутрирегиональной торговле ЕС доля стран ЦВЕ также возросла – как в импорте из ЦВЕ, так и в экспорте.
Источник: Statistical annex of enlargement, EP – Briefing. Luxemburg. 2002. № 22; 2003. № 22.
Товарооборот между ЕС-15 и Россией, в млн. ЭКЮ/евро
1995г.
1996г.
1997г.
1998г.
1999г.
2000г.
2002г.
Экспорт в ЕС
21,5
23,3
26,6
23,1
28,7
33,4
24,7
Изменение, %
0
8,4
14,1
-13,3
24,2
21,3
-20,7
Импорт из ЕС
16,1
19,1
25,2
21,0
19,4
18,5
17,5
12,1
18,4
39,1
-16,6
-7,2
-6,1
-9,2
Сальдо
5,4
4,2
1,4
9,3
14,9
7,2
Доля ЕС во в/т России,%
31,0
34,6
33,1
35,4
36,8
37,9
Доля России в в/т ЕС,%
3,4
3,7
3,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11