Рефераты. Особенности западноевропейской интеграции

Как видно из приведенных данных, на 1997 г. только Греция с 4%-ным уровнем дефицита бюджета к ВВП не соответствует первому Маастрихтскому критерию, а на 1998 г. данному критерию отвечают все 15 стран ЕС.

По второму критерию введения евро—отношению совокупного Государственного долга к величине ВВП — наблюдается совсем иная картина (при условии, когда государственный долг не должен превышать 60%). По итогам 1998 г. к моменту введения евро данному критерию соответствовало всего 7 государств. Такие развитые государства с огромным экономическим потенциалом, как Италия, Бельгия, Швеция, к этому времени имели государственный долг, в 1,5—2 раза превышающий принятый критерий.

Если строго следовать этому критерию, в регионе, где впервые в истории развития мирохозяйственных связей уже технически и финансово обозначены сроки официального перехода к новому этапу развития ЕС, последствия такого шага могут быть самыми негативными.

В валютный союз с 1 января 1999 г. вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания и Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «маастрихтским критериям» по величине государственного долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%), Швеция и Дания были против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается в рамках ЕС. Великобританию сдерживают разные подходы правящей партии и оппозиции, которая не исключает присоединения к евро, если данная валюта надежно зарекомендует себя на практике.

Таким образом, готовность стран ЕС к вхождению с 1 января 1999г. в заключительную фазу объединения носит крайне разнородный характер.

В принципе ни одна из перечисленных стран не выступала против валютного союза как такового.

Многие аналитики считают, что наиболее сильной стороной интеграционного процесса является единство позиций по принципиальным вопросам и гармонизация действий всех его членов при практической их реализации. В этом плане ЕЭС/ЕС является «феноменом».

Качественные характеристики являются свидетельством высокого уровня развития и интегрированности Евросоюза. Уже сейчас совокупный ВВП «зоны евро» составляет 6,3 трлн долл. против 9,1 трлн ВВП США. Зона выступает как крупнейший экспортер и импортер готовой продукции, т. е. объем совокупного экспорта 11 государств, готовых к введению евро, составляет 20% общемирового экспорта по сравнению с 16% доли США. По прогнозу совокупная доля всех 15 стран Евросоюза в производстве общемирового ВВП составила 31% против 27%, приходившихся на долю США.

С введением единой валюты Евросоюз занял одно из ведущих мест экономической сверхдержавы, позиции доллара США значительно ослаблены, все это в конечном итоге позитивно сказывается на уровне жизни европейского населения.

Преимущества создания ЕЭС и согласованной наднациональной структуры отражаются на нескольких уровнях:

• на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и денежная система стран ЕС позволят надежнее бороться с инфляцией, снижать процентные ставки и налоги, отсюда и позитивные последствия — рост производства, занятости и т.д.;

• для хозяйственных структур единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе значительное сокращение валютных рисков, сроков, переводов и т. д.;

• для частных лиц удешевляются ведение счетов и поездки в пределах ЕС;

• евро способна гораздо устойчивее противостоять доллару и йене, чем нынешняя денежная структура;

• в новых условиях ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы.

Уже в переходный период 1999-2000 гг. евро обслуживала до 30% международной торговли и до 95% расчетов внутри ЕС против 50% в 1998 г.

Проблемы, ожидаемые на третьем этапе, многообразны и противоречивы. В их числе:

• юридическое оформление евро как единственного платежного средства в рамках ЕС. Национальное законодательство по этому поводу пока противоречиво или вовсе отсутствует;

• возможная оценка нерезидентами Союза пересчета валютных контрактов в евро как нарушение платежных условий заключенных контрактов;

• не отработан вопрос с ценными бумагами (акциями, сертификатами) об их замене на новые, деноминированные в евро;

• не отработан вопрос о том, какие новые условия бюджетной, ценовой и финансово-кредитной дисциплины будут установлены для стран ЕВС на период после 2002 г. и как будет осуществляться их прогноз.

Помимо указанных неясными остаются некоторые фундаментальные вопросы, такие, как психологическая подготовка населения к единой валюте, поддержка ее курса на мировых рынках, борьба с подделками и т. д.

Однако, при всех этих трудностях есть все основания полагать, все страны ЕС войдут в Экономический и валютный союз, т.е. ЭВС станет реальностью, как и ЕС. По многим показателям (население — США, Япония и ЕС составляют соответственно 263, 125 и 370 млн чел.; доля ВВП в странах ОЭСР — 32,5, 20,5 и 38,3%; доля в мировой торговле — 19,6, 10,5 и 20,9%; доля экспорта ВВП - 8,2, 9,0, .10,2%; валютные резервы - 149,1, 172,4 и 349,8 млн долл.) Европейский союз в его нынешнем составе (без учета расширения) опережает два других центра — США и Японию.

На вопрос: «С чем вступает Западная Европа в XXI век?» — аналитики отвечают, что экономическая политика стран ЕС будет приобретать все более согласованный планомерный характер регулирования как денежного обращения, так и производства, что позволит лучше решать вопросы занятости и социальные проблемы. В рамках ЕС уже заложены основы функционирования единого Европейского Центробанка с участием национальных Центробанков государств — членов Союза. С 1 января 1999 г. уже введена денежная единица евро и, как уже отмечалось выше, 11 стран официально подтвердили свою готовность к вступлению в это соглашение. По первоначальному курсу евро соответствует 1,08 долл. США и 2 немецким маркам.

До 2002 г. с евро проводились только безналичные расчеты параллельно с национальными валютами, и с 1 июля 2002 г. по утвержденному графику евро стала единственной денежной единицей ЕС. Далее она получила широкое распространение за пределами ЕС, особенно в странах — кандидатах на вступление в ЕС, и в России.

Европейская ассоциация свободной торговли

В Европе наряду с доминирующей группировкой ЕС функционирует также Европейская ассоциация свободной торговли в составе четырех стран: Швейцарии, Норвегии, Исландии и Лихтенштейна. Эта ассоциация была создана в 1960 г. по инициативе Великобритании как противовес Европейскому экономическому сообществу, однако степень интеграции и экономический потенциал стран – членов ЕАСТ оказались ниже, чем группировки «Общего рынка». Великобритания отказалась от установки на противостояние с ЕЭС, и после ее вступления в эту группировку ЕАСТ фактически распалась. Ее нынешние участники территориально разобщены, их совокупный экономический потенциал значительно уступает потенциалу ЕС, с которым оставшиеся члены ЕАСТ заключили соглашение о зоне свободной торговли промышленными товарами.

Так, что экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только границами ЕС. ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала либерализации торгов ли и устранению таможенных барьеров.

Страны — члены ЕАСТ (в 80-е годы их было 7, в середине 90-х годов - Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, а также обладают суверенным правом устанавливать в отношении этих стран любые таможенные тарифы. В торговле между странами — членами Европейской ассоциации свободной торговли режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.

В 1972 г. каждое государство, входящее в ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары. Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах — членах.

В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения - свободное перемете капиталов, товаров, услуг и физических лиц

Следует подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. Единое экономическое пространство возглавляет совет, состоящий из министров государств — участников соглашения.

Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным «подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие таены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную, зону свободной торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.

Европейская ассоциация свободной торговли приветствовавла создание в начале 1996 г. центральноевропейской зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти государства пополнят ЕАСТ, членство в которой станет для них первым шагом на пути в ЕС.

Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, как считает Вольфганг Хойер, автор известной книги «Как делать бизнес в Европе», в ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Западной Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.

Центральноевропейское соглашение о свободной торговле

После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших социалистических государств - Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества. В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку «Вышеградскую тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Централъноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что, несмотря на специальные так называемые «европейские соглашения» с ЕС, каждой из «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.

С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то, что «внутренние рынок открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять друг друга». К договору может присоединиться любое государство при условии его членства во Всемирной торговой организации и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов к началу XXI века в СЕФТА могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только 30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.