К реформам правительства европейских стран подталкивает не только осознание их необходимости, но и давление со стороны бизнес-сообщества. Лоббистские усилия руководителей крупных компаний, в частности гендиректора Siemens Хайнриха фон Пирера, способствовали тому, что в 2000 г. правительство выделило квоту в 20 000 человек для привлечения прежде всего специалистов в области информационных технологий. Однако и в этом случае ограничения были столь значительны, что на сегодня выдано лишь 8000 разрешений. Великобритания же в прошлом году выдала 102 000 разрешений на работу[53].
У эксперта института Кристофа Шмидта (Christoph Schmidt) нет сомнений в правильности разработанного "красно-зелёным" правительством закона об иммиграции. Германия нуждается в целенаправленном привлечении в страну новых жителей и в умело осуществляемой интеграционной политике, важными элементами которой должны стать изучение немецкого языка и хорошее профессиональное обучение. Это могло бы, по меньшей мере, смягчить остроту демографического вопроса.
Конечно, демографические проблемы Германии, имеющие глубокие социальные корни, не могут быть полностью решены с помощью иммигрантов. Однако они могут сыграть здесь решающую роль. В силу того, что средний возраст иностранцев, в целом, ниже, чем у коренного населения страны, умелая интеграционная политика смогла бы смягчить и ситуацию в системе социального обеспечения.
По его мнению, любая страна, заботящаяся о своём будущем, должна активно использовать обширный потенциал, который могут принести с собой приехавшие в страну иностранцы. Речь идёт о долгосрочной политике, предусматривающей не только адаптацию самих иностранцев, но и создание условий для полной интеграции в общество их детей[54].
Часто встречается обвинение в том, что значительная часть иностранцев живет на социальную помощь, получаемую от немецкого государства. По мнению DIW Германия оказалась перед дилеммой: как соотнести высокую зависимость в среде приехавших иностранцев от социальной помощи и предполагаемую стабилизацию системы социальной защиты путём привлечения новых иммигрантов. Однако к числу "социальщиков" принадлежит большое количество лиц, подавших прошение о предоставлении им политического убежища, т.е. людей, не имеющих права на работу до тех пор, пока не будет обоснована законность их пребывания в стране.
Нельзя так же забывать, отметил Шмидт, что в период с 1955 года до начала семидесятых, в Германии работали "гастарбайтеры" из Италии, Турции, Испании за минимальную оплату. По его мнению, прежняя немецкая иммиграционная политика стала причиной высокого уровня получателей социальной помощи среди этой группы населения.
Как считает эксперт, в иммиграционной политике приоритет должен отдаваться высококвалифицированным специалистам, прежде всего в области информатики и средств коммуникации, способных быстро найти работу и соответственно платить налоги. При этом необходимо так реформировать систему социального обеспечения, чтобы она стала привлекательной как для местных жителей, так и для иностранцев. Вместе с тем оптимальная иммиграционная политика не должна ограничивать желающих приехать в страну какими-либо квотами.
Определяющую роль для того, чтобы Германия стала для переселенцев новым домом, сыграет не только правильная иммиграционная политика, но и желание самих иностранцев при наличии усердия и трудолюбия интегрироваться в немецкое общество.
Неблагоприятные демографические особенности развития немецкого общества и высокая безработица в стране при одновременной нехватке квалифицированных специалистов - вот еще два пункта, о которых спорят сейчас правительство и оппозиционные партии. Можно ли решить эти проблемы исключительно только с помощью контролируемого притока иностранных специалистов?
По мнению премьер-министра федеральной земли Рейнланд-Пфальц Курта Бека, прежде всего необходимо учитывать положение на внутреннем рынке рабочей силы. И там, где у Германии есть свои специалисты и где возможно организовать курсы по повышению квалификации и профессиональной переподготовки безработных из числа коренных жителей ФРГ, необходимо сначала воспользоваться этими возможностями. Но во многих случаях стране нужно больше специалистов, чем может предложить внутренний рынок, и в подобной ситуации надо разрешить предприятиям и фирмам привлекать иностранных специалистов, - полагает Курт Бек. Такая политика, уверен политик, отвечала бы интересам рынка труда в Германии и ни в коем случае не вызывала бы противоречий между местными и приезжими трудящимися. Ведь, как считает Курт Бек, речь идет о принятии закона, который будет регулировать приток иммигрантов в страну, а вовсе не о том, чтобы настежь открыть дверь перед всеми желающими[55].
Признание властей, что Германия, как и другие европейские государства, - страна, где проживают значительные по численности сообщества иммигрантов, многие из которых могут в будущем законно стать гражданами страны, - важный политический шаг. Это свидетельство преодоления печального опыта отношения к другим нациям, и в то же время начало новой иммиграционной политики, вписывающейся в общеевропейскую парадигму.
Три года продолжались дискуссии о проекте нового иммиграционного законодательства в Германии, стране, в которой действует принятый ещё во времена Бисмарка закон, дающий право на воссоединение с исторической родиной тем "иностранцам", в жилах которых течет "немецкая кровь". Три года следили жители Германии и потенциальные мигранты за ходом дискуссий, в ходе которых взвешивались все "за" и "против" либерализации и модернизации немецкого иммиграционного права. Правительство говорило о "новых шансах" и "перспективах", оппозиция об "угрозах для рынка труда и внутренней безопасности". Законопроект претерпевал изменения, выносился на голосование, получал большинство голосов, оспаривался через Конституционный суд, отправлялся на доработку, почти стал макулатурой, когда одна из сторон, участвующих в переговорах пригрозила досрочно покинуть их, и вот, наконец, 1 января 2005 г. получил силу закона.
Новый Закон об иммиграции, вступивший в силу в начале января 2005 г., может таким образом опираться на широкий политический консенсус.
Основой консенсуса стал курс на:
ограничение иммиграции,
повышение требований к квалификации иммигрантов,
форсирование процесса интеграции иностранцев,
учет экономической рентабельности иммиграции при наличии в Германии в настоящее время 4 млн. безработных.
Регулирование иммиграции с помощью нового закона способствует открытию рынка труда для высококвалифицированных иностранных специалистов, студентов, ученых, современной интеграционной политике и усовершенствованию права на убежище.
Основные положения закона устанавливают:
два вида на жительство: временный и бессрочный;
возможность для лиц с высокой квалификацией сразу получить бессрочный вид на жительство;
возможность для иностранцев, после завершения учебы в германских вузах, поиска работы в Германии;
усовершенствование права на пребывание в стране жертв негосударственного преследования и преследования по признакам пола;
обязанность для новых иммигрантов не из стран Европейского Союза посещать языковые и интеграционные курсы.
Итак, "красно-зеленому" правительству Германии, совместно с оппозицией, удалось принять всеобъемлющий документ, регулирующий процесс иммиграции в ФРГ, предоставление вида на жительство и интеграцию иностранцев в Германии. Новый закон предусматривает и обеспечение мер безопасности, необходимость в которых обострилась после терактов в Нью-Йорке, Вашингтоне и Мадриде.
Объявленный компромисс по проблеме иммиграции знаменует собой конец изнурительного пути. Весьма велик соблазн представить это событие и как начало нового этапа. Даже если это желание вполне оправданно, перед лицом многочисленных реформ, которые политики на протяжении десятилетий откладывали в долгий ящик, нет более заветной мечты, чем стать свидетелем совместных усилий, призванных наверстать упущенное. В таком случае достигнутый компромисс с полным правом можно будет назвать историческим.
Заключенный компромисс, безусловно, заметно отличается от первоначального замысла. Но тот, кого печалит этот факт сам по себе, упускает из виду, что за прошедшее время общественные и экономические условия тоже изменились. Поэтому купюры, которым был подвергнут законопроект об иммиграции, не будут иметь негативных последствий для страны. После 11 сентября 2001 года над дебатами об иммиграционном законодательстве довлели вопросы, связанные с политикой безопасности. Весьма отрадно, что сторонники жесткой линии вкупе с сочувствующим им министром внутренних дел были поставлены на место. "Иммиграционная страна" Германия не должна превратиться в полицейское государство. Восхвалять достигнутый компромисс как свидетельство способности Германии к реформам было бы чересчур высокопарным. Однако в нынешний период паралича он все же имеет свою ценность, поскольку доказывает, что страна движется, причем движется вперед.
Тот факт, что проблему иммиграции удалось вернуть из сферы эмоций на поле конкретики, заслуживает того, чтобы его именовали историческим. Достигнутый компромисс действительно является таковым. Каждая из сторон чувствует себя немного победителем. Зеленые довольны улучшением правовой базы для беженцев, подпадающих под критерии Женевской конвенции. А блок ХДС/ХСС удовлетворен возможностью более легкой высылки из Германии идеологов ненависти и иностранцев, представляющих опасность для страны.
Итогом многолетних дебатов явился законопроект, который отражает типичные черты нынешней политики Германии: этот документ является современным, инновативным и антибюрократическим. Консерваторы незамедлительно удалили из него изначальный замысел - создать продуманную систему пунктов, которая позволила бы не только контролировать, но и стимулировать приток в Германию иностранных квалифицированных специалистов. Уже тогда блок ХДС/ХСС продемонстрировал, что он готов мириться лишь с ограничением притока иммигрантов. Это желание, однако, в итоге не оправдалось.
С принятием нового закона Германия начинает целенаправленную политику по интеграции иностранцев - в первую очередь, планируется повсеместное создание языковых и интеграционных курсов для иммигрантов. Поздние переселенцы и члены их семей, намеревающиеся въехать в Германию, должны будут предварительно доказать, что владеют основами немецкого языка.
Согласно статисследованиям, в 1999 году в ФРГ приехало 875.000 человек, а уехало - 672.000. Так что чистая миграционная "человеко-прибыль" страны не так велика, как хотелось бы. Стало быть Германия по-прежнему будет испытывать дефицит в трудоспособном населении, и особенно - в квалифицированных кадрах. Поэтому, как считают специалисты, правительство по-прежнему будет проводить политику открытых дверей и даже постарается открыть их еще шире. А слухи о сворачивании переселенческих программ, в частности - для жителей СНГ, не имеют под собой реальной почвы.
1. Источники:
1. Договоры, учреждающие европейские сообщества / Ю.А. Борко, М.В. Каргалова, Ю.М. Юмашев. - М.: Право, 1994. - 428 с.
2. Правительственное заявление Федерального канцлера Герхарда Шредера перед Германским Бундестагом 11.10 2001. - Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Number of foreigners in Germany in 2002 unchanged. Режим доступа: #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Report of The Independent Commission on Migration to Germany «Structuring Immigration – Fostering Integration». – Режим доступа: #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Schily presents draft of an Immigration Act. – Режим доступа: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Олигер Р. Нелегальная иммиграция в Германию: новый вызов 1990-х гг. // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. – М., 2002. – С. 172.
[6] Report of The Independent Commission on Migration to Germany «Structuring Immigration – Fostering Integration». – Режим доступа: #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Евстифеева Е.Б. Общие тенденции в развитии европейских иммиграционных политик (1940-е - 1990-е гг.) // Современная Европа. – 2001. – № 12. – С. 20 – 29.
[8] Алешковский И.А. Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии). – Режим доступа: #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Бовкун Е. Иммиграционная политика Германии // Современная Европа. – 2005. – № 4. – С. 28 – 37.
[10] Дамаскин О. Новые правила иммиграции и интеграции в Германии // Обозреватель. – 2004. – № 11(178). – С. 19 – 28.
[11] Давлетишина Д.К. Политика ФРГ в европейском союзе: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. – М., 2001. – 23 с.
[12] Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. – М., 1989. – 273 с.
[13] Антосиев А. Меняющаяся Европа. Исторический шаг. – Режим доступа: #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Западная Европа: проблемы рабочих-иммигрантов: Научно-аналитический обзор / М.А. Боровик. – М.: ИНИОН, 1990. – С. 17.
[16] Straubhaar T. New Migration Needs a NEMP (A New European Migration Policy) // HWWA Discussion Paper. – 95, 2000.
[17] Бовкун Е. Иммиграционная политика Германии // Современная Европа. – 2005. – № 4. – С. 29.
[18] Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Provisions of the Foreigners Act of 9 July 1990. – Режим доступа: #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. – М., 2003. – С. 49.
[21] Олигер Р. Нелегальная иммиграция в Германию: новый вызов 1990-х гг. // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. – М., 2002. – С. 180.
[22] Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Под. ред. С.Ю. Кашкина. – М.: ТЕРРА, 1999. – С. 173.
[23] Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Евстифеева Е.Б. Общие тенденции в развитии европейских иммиграционных политик (1940-е - 1990-е гг.) // Современная Европа. – 2001. – № 12. – С. 24.
[25] Алешковский И.А. Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии). – Режим доступа: #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Бовкун Е. Иммиграционная политика Германии // Современная Европа. – 2005. – № 4. – С. 31.
[27] Report of The Independent Commission on Migration to Germany «Structuring Immigration – Fostering Integration». – Режим доступа: #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Линк В. Германия как европейская держава. – Режим доступа: #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Modell Deutschland: Reif fur die Globalisierung? Zum Verhaltnis von Politik und Ekonomie / Bergedorfer Gesprachskreis. 117. Protokoll. Hrsg.: Korber-Stiftung., Hamburg, 2001. – S. 35.
[30] Пархалина Т.Г. Европейская безопасность. Какой она видится сегодня. – Режим доступа: #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: #"#_ftnref32" name="_ftn32" title="">[32] Партнерство России и Европейского Союза после расширения: стратегическое планирование и повседневная реализация: Материалы международной научной конференции, 24 – 25 октября 2003 г. / Отв. ред. К.К. Худолей. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – С. 37.
[33] Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. – М., 1989. – С. 71.
[34] Report of The Independent Commission on Migration to Germany «Structuring Immigration – Fostering Integration». – Режим доступа: #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] Давлетишина Д.К. Политика ФРГ в европейском союзе: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. – М., 2001. – С. 7.
[36] Алешковский И.А. Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии). – Режим доступа: #"#_ftnref37" name="_ftn37" title="">[37] Дамаскин О. Новые правила иммиграции и интеграции в Германии // Обозреватель. – 2004. – № 11(178). – С. 23.
[38] Report of The Independent Commission on Migration to Germany «Structuring Immigration – Fostering Integration». – Режим доступа: #"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39] Кунднани Х. Иммиграционная политика Германии как пример для ЕС // Современная Европа. – 2001. – № 5. – С. 28 – 29.
[40] Schily presents draft of an Immigration Act. – Режим доступа: #"#_ftnref41" name="_ftn41" title="">[41] Schily presents draft of an Immigration Act. – Режим доступа: #"#_ftnref42" name="_ftn42" title="">[42] Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: #"#_ftnref43" name="_ftn43" title="">[43] Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: #"#_ftnref44" name="_ftn44" title="">[44] Das Parlament: Die Woche im Bundeshaus. Aus Politik und Zeitgeschichte. no. 52. 2002.
[45] Number of foreigners in Germany in 2002 unchanged. – Режим доступа: #"#_ftnref46" name="_ftn46" title="">[46] Das Parlament: Die Woche im Bundeshaus. Aus Politik und Zeitgeschichte. no. 5. 2003.
[47] Das Parlament: Die Woche im Bundeshaus. Aus Politik und Zeitgeschichte. no. 8. 2003.
[48] Das Parlament: Die Woche im Bundeshaus. Aus Politik und Zeitgeschichte. no. 32. 2005.
[49] Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50] Дамаскин О. Новые правила иммиграции и интеграции в Германии // Обозреватель. – 2004. – № 11(178). – С. 22.
[51] Пархалина Т.Г. Европейская безопасность. Какой она видится сегодня. – Режим доступа: #"#_ftnref52" name="_ftn52" title="">[52] Потемкина О.Ю. Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка: границы, содержание, механизмы. – М.: Б. и., 2002. – С. 25.
[53] Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. – М., 2003. – С. 199.
[54] Антосиев А. Меняющаяся Европа. Исторический шаг. – Режим доступа: #"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">[55] Das Parlament: Die Woche im Bundeshaus. Aus Politik und Zeitgeschichte. no. 28. 2005.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6