Рефераты. Особенности Закона об иммиграции в Германии

Как заявил федеральный министр внутренних дел Германии Отто Шили (Otto Schily) непосредственно после объявления решения Конституционного суда, новый проект закона будет представлен уже в начале января будущего года. Он также объявил о своей готовности к переговорам с ХДС/ХСС по этому вопросу, отметив при этом, что оппозиции не следует пытаться диктовать свои условия, так как это не приведет к положительным результатам.

О своей готовности к переговорам объявили и представители оппозиционных партий. Премьер-министр земли Саар Петер Мюллер (Peter Mueller) от ХДС заявил, что он оценивает шансы на достижение соглашения с "красно-зеленой" коалицией как очень хорошие, поскольку ХДС/ХСС обладает большинством голосов в бундесрате. Петер Мюллер назвал три требования оппозиции к новому закону:

во-первых, он должен быть направлен на то, чтобы не допустить иммиграцию рабочей силы в страну;

во-вторых, иммиграция по гуманитарным причинам должна быть ограничена положениями Международной конвенции о беженцах;

в-третьих, он должен содержать ряд мер по улучшению интеграции уже живущих в Германии иностранцев[44].

Уполномоченные по делам иностранцев из федерального и земельных правительств, а также из органов местного управления высказались против компромисса в споре по новому Закону об иммиграции, переговоры о котором шли в согласительной комиссии бундестага и бундесрата.

В обращении 110 участников федеральной конференции была выражена озабоченность, что компромисс между правительством и оппозицией (заблокировавшей закон в палате земель) может привести, в частности, к сокращению переезда в Германию семей иммигрантов.

Одновременно участники конференции выразили озабоченность резким ухудшением ситуации в сфере образования среди молодых иммигрантов, живущих в Германии.

Уполномоченные по делам иностранцев опасались, прежде всего, того, что компромисс будет означать законодательное ограничение иммиграции в Германию. То есть ограничение притока иностранцев в страну станет официальной задачей иммиграционной политики. Кроме того, участники конференции предполагали, что изменения, которых добивается оппозиция, могут привести к затруднению въезда в страну семей иммигрантов.

Уполномоченные по делам иностранцев отклонили также предложения о дальнейшем ужесточении положений Закона о предоставлении убежища (Asylgesetz). В противовес этому конференция вновь потребовала от правительства заняться разработкой антидискриминационного закона, соответствующего правовым нормам Европейского союза.

Механизмы, регулирующие иммиграцию в Германию должны стать более гибкими, заявил канцлер Германии Герхард Шредер 25 мая 2004 г. в Берлине по итогам решающего раунда переговоров с оппозицией, который завершился выработкой "политического соглашения" о проекте иммиграционного законодательства. Стране нужны высококвалифицированные специалисты: инженеры и ученые. Новое законодательство должно обеспечить им выход на немецкий рынок труда. Тоже самое относится и к выпускникам немецких вузов, отметил канцлер. Разрешение на открытие собственного дела для иностранцев в Германии должно выдаваться с учетом "внутренних интересов" страны. Безопасность страны должна быть усилена за счёт более строгого обращения с потенциальными преступниками и террористами. Одновременно, больше защиты гарантируется беженцам. А что касается интеграции уже живущих в Германии иностранцев, то помимо новых прав у них появятся и новые обязанности.

8 июля 2004 г. компромисс, достигнутый правящей коалицией и оппозицией, по закону об иммиграции получил одобрение в палате земель - германском бундесрате.

 

1.4 Отношение немецких политиков к закону об иммиграции


Иммиграционный закон "красно-зеленые" считают одним из главных достижений правящей коалиции. Как пишет "Зюддойче цайтунг", это - первое с начала организованного привлечения в Германию иностранной рабочей силы 120 лет назад законодательство, регулирующее приток иностранцев. Закон основан на предложениях экспертной комиссии, работавшей под руководством видного политика из рядов ХДС - бывшего президента бундестага Риты Зюсмут (Rita Suessmuth). Иммиграционное законодательство было поддержано федеральными союзами работодателей, профсоюзами и крупнейшими церквями Германии. Оно стало камнем преткновения в предвыборной борьбе, когда Эдмунд Штойбер стал кандидатом на пост канцлера от ХДС/ХСС[45].

Баварский политик - глава земельной группы ХСС в бундестаге - Михаэль Глос (Michael Glos) назвал слух о переломе в настроении членов Конституционного суда "хорошей новостью для Германии и победой права". В свете возможного решения суда Глос заявил, что Клаус Воверайт должен уйти в отставку с поста правящего бургомистра Берлина. Пресс-секретарь берлинского сената Михаэль Доннермайер (Michael Donnermeyer) заявил, что правящий бургомистр не намерен комментировать ни "медийных спекуляций", ни заявлений Глоса.

Министр внутренних дел Баварии Гюнтер Бекштайн (Guenther Beckstein) от ХСС подтвердил мнение оппозиции о том, что, учитывая, что в стране четыре миллиона безработных, новый закон должен позволить ограничить и регулировать иммиграцию.

После того как Конституционный суд в декабре 2002 г. отклонил новый закон об иммиграции уполномоченный федерального правительства по делам переселенцев Йохен Вельт (Jochen Welt) заявил, что отмена вступления в силу нового иммиграционного законодательства приведет к росту притока так называемых поздних переселенцев - потомков выходцев из Германии, переезжающих в ФРГ из бывшего СССР. По словам Вельта, новое законодательство, призванное сделать иммиграцию в Германию более управляемой, обеспечило бы сокращение притока переселенцев за счет введения более жестких правил воссоединения семей переселенцев (Aussiedlerzuzug).

То обстоятельство, что Конституционный суд отклонил новое законодательство, отрицательно, по словам Вельта, скажется и на интеграции поздних переселенцев, особенно - российских немцев.

Эксперт баварского Христианско-социального союза по внутренней политике Норберт Гайс (Norbert Geis) заявил в интервью газете "Бильд", опубликованном 27 декабря 2002 г., что в случае, если федеральное правительство вновь поставит на голосование в бундестаге иммиграционный законопроект, на формальных основаниях признанный не действительным Конституционным судом ФРГ, ХСС намерен провести кампанию сбора подписей против планов правительства. Законопроект, первоначально утвержденный бундесратом, должен был вступить в силу 1 января 2003 года.

Как заявил в интервью информационному агентству DPA эксперт по проблемам миграции Дитер Оберндёрфер (Dieter Oberndoerfer), федеральное правительство не должно идти на дальнейшие уступки. "Красно-зеленое" законодательство, по мнение исследователя, уже является компромиссным вариантом, учитывающим основные пожелания ХДС/ХСС. Между тем, без иммиграции - прежде всего, квалифицированной рабочей силы, - последствия нынешнего демографического состояния дадут себя знать уже в 2005 году, когда, по расчетам Оберндорфера, доля новой рабочей силы, приходящей на рынок труда, будет на 60 процентов уступать таковой сегодня. Начиная с 2010 года можно будет говорить уже о катастрофической нехватке рабочих рук[46].

Уполномоченная федерального правительства по делам иностранцев Марилуизе Бек (Marieluise Beck) ("Союз90/Зелёные") указала, что она видит в борьбе вокруг Закона об иммиграции опасность смешивания партийно-тактических соображений с сутью вопроса. Марилуизе Бек опасается, что блок ХДС/ХСС пытается "расколоть ряды "красно-зелёной" коалиции" в этом вопросе. Кроме того, по её мнению, существует опасность, что некоторые христианско-демократические политики используют внутрипартийный спор по вопросу об иммиграционном законодательстве лишь для получения политических дивидендов в ущерб делу. "Я с озабоченностью смотрю на некоторые аспекты интеграционной политики", заявила Марилуизе Бек.

Как заявил премьер-министр Нижней Саксонии социал-демократ Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel), он не намерен избегать обсуждения проблемы иммиграции. В интервью газете "Берлинер цайтунг" за 24 декабря Габриэль заявил, что "не боится" этой темы, интересующей многих людей: важен не факт, а тон обсуждения. Тот, кто хотел бы наложить табу на обсуждение проблемы иммиграции, на самом деле, по словам Габриэля, лишь предоставляет возможность кому-то другому возбуждать у населения ксенофобские настроения.

Зигмар Габриэль заявил, что Германия "не может больше позволить себе продолжение иммиграции ради получения социальной помощи" ("Wir duerfen keine neue Zuwanderung in die Sozialkassen organisieren") и создания "параллельных сообществ" ("Parallelgesellschaften) [47].

Необходимо, по словам политика, прежде всего озаботиться интеграцией уже находящихся в Германии иностранцев упорядочить существующие порядки в наших силах, заявил Габриэль. По его мнению, разногласия между партиями, включая "зеленых", незначительны, и ФРГ может избежать скандальной неспособности прийти к разумному законодательному решению, под которым готовы были бы подписаться все.

В связи с выборами в ландтаги федеральных земель Нижняя Саксония и Гессен Габриэль призвал своего соперника от Христианско-демократического союза Кристиана Вульфа (Christian Wulff) не брать примера с премьер-министра Гессена Роланда Коха (Roland Koch), который, по мнению Габриэля, провел четыре года назад успешную избирательную кампанию, играя на ксенофобских настроениях.

В свою очередь, премьер-министр Тюрингии христианский демократ Бернхард Фогель (Bernhard Vogel) в интервью радиокомпании MDR сказал, что "умнее проводить дебаты об иммиграции после земельных выборов 2 февраля". Предвыборная атмосфера, по мнению Фогеля, не способствует поиску компромисса. Во всяком случае, заявил Фогель, некоторые спорные пункты иммиграционного законодательства лучше не затрагивать в предвыборных дебатах.

Председательница фракции "зелёных" в бундестаге Катрин Гёринг-Экардт (Katrin Goering-Eckardt) в интервью газете "Зюддойче цайтунг" обвинила ХДС в попытке "заблокировать тему иммиграции". Ссылаясь на слова премьер-министра земли Гессен Роланда Коха, отказавшегося идти на какой бы то ни было компромисс с правительством, Гёринг-Экардт высказала, вместе с тем, мнение, что после выборов ХДС "придет в себя".

Что же касается "зеленых", то они, по ее словам, открыты для компромиссов по всем ключевым темам законодательства - от необходимости управляемой иммиграции до спорных вопросов интеграционной политики[48].


Глава 2. Изменения в политике Германии после вступления в силу закона об иммиграции


2.1 Основные положения нового закона об иммиграции


Закон регулирует миграционные процессы на рынке труда, интеграцию иностранцев и право на предоставление убежища. Помимо этого, значительно усилены предписания по обеспечению безопасности.

Вид на жительство в Германии. Если до сих пор существовало пять форм вида на жительство (Aufenthaltsgenehmigung) в Германии, то теперь их число сокращается до двух - это разрешение на временное пребывание (befristete Aufenthaltserlaubnis) и разрешение на постоянное поселение (unbefristete Niederlassungserlaubnis). Получение образования, трудовая деятельность в ФРГ, воссоединение семьи, причины гуманитарного характера, - вот те основания, которые позволяют выходцу из зарубежного государства претендовать на жительство в ФРГ. Координировать и контролировать процедуру предоставления вида на жительства для иностранцев будет осуществлять новый специальный орган - Федеральное ведомство по делам миграции (Bundesamt für Migration). Его "прообразом" является Федеральное ведомство по делам иностранных беженцев (Bundesamt für die Anerkennung ausländischer Flüchtlinge) [49].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.