Рефераты. Особенности заключения внешнеэкономических сделок p> 3.2. Арбитражное рассмотрение споров в практике российских организаций

Отечественное законодательство признает силу соглашения об арбитраже, заключенного между сторонами. Согласно Закону Российской Федерации от
07.07.93 №5538-1 «О международном коммерческом арбитраже», в международный могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а так же споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры с их участниками, а равно их споры с другими субъектами Российской
Федерации.

Постоянно действующими арбитражными организациями в России являются:
Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) (до 1987 года он назывался Внешнеторговой арбитражной комиссией – ВТАК) и Московская арбитражная комиссия. Оба арбитража состоят при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТТП РФ) и представляют собой общественные (не государственные) арбитражные организации. Аналогичные постоянно действующие третейские суды по внешнеторговым спорам имеются и при торговых палатах
Венгрии, Польши, Болгарии, а так же Украины, Латвии и других государств1.

Для рассмотрения спора в порядке арбитража в МКАС или МАК необходимо, во-первых, чтобы он относился к категориям споров, рассмотрение которых входит в компетенцию этого арбитража, и, во-вторых, чтобы имелось соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение данного арбитража.

Закон «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. составлен на основе Типового закона ЮНИСТРАЛ. Он распространяется как на изолированный арбитраж, так и на постоянно действующий. В приложении к закону даны положения о двух постоянно действующих на территории России арбитражах –
МКАС и МАК. Таким образом, в соответствии с законом не создавались какие-то новые арбитражные органы.

Споры разрешаются арбитрами, утвержденными президиумом ТТП РФ на срок
4 года из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, рассматриваемых судом.

При наличии соглашения сторон о передаче спора Арбитражному суду исключается право какой либо стороны передавать спор на разрешение государственного суда или другого арбитража в стране или за рубежом.

Каждое дело рассматривается в Арбитражном суде арбитражем в составе трех арбитров или единоличным арбитром. Образование состава арбитража, а так же избрание сторонами единоличного арбитра или назначение его осуществляется в соответствии с Регламентом Арбитражного суда.

В случае если передача спора на разрешение Арбитражного суда предусмотрена в контракте, а одна из сторон уклоняется от образования состава арбитража по данному делу, председатель Арбитражного суда по просьбе другой стороны принимает меры к образованию состава суда.

Вопрос о компетенции арбитража рассматривать конкретное дело по существу решается самими арбитражем. Арбитражный суд рассматривает споры на основе применимых норм материального права, руководствуясь, если спор возник из договорных отношений, условиями договора и учитывая торговые обычаи.

При производстве дел в Арбитраже применяются правила Регламента
Арбитражного суда, а так же относящиеся к международному коммерческому арбитражу положения внутреннего права. В остальном, производство дел осуществляется по усмотрению состава арбитража при условии равного отношения к сторонам и с тем, чтобы каждой стороне была предоставлена возможность надлежащей защиты своих интересов1.

Решения суда являются окончательными и не подлежат обжалованию. Они должны исполняться сторонами добровольно и в срок, установленный судом.
Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному исполнению.

Решение суда, не исполненное стороной, против которой оно вынесено, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами.

3.3. Признание и исполнение арбитражных решений

Сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, заинтересована в возможности обратить взыскание на имущество ответчика, находящееся часто за пределами того государства, где вынесено решение. В договорах о торговле и мореплавании содержатся нормы, предусматривающие признание арбитражных соглашений, равно как и признание, и исполнение основанных на этих соглашениях арбитражных решений.

Признание иностранных арбитражных соглашений и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений урегулированы многосторонней конвенцией, принятой в Нью-Йорке в 1958 году. Конвенция действует для РФ, Беларуси,
Украины, Латвии и др. В ней участвуют 84 государства.

В конвенции предусматривается признание письменных соглашений, по которым стороны договорились передать в арбитраж спор по конкретному делу.
Суды государств-участников обязуются, если к ним поступает дело, по которому его стороны заключили арбитражное соглашение, направить его в арбитраж2.

Согласно российскому законодательству, арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение
(ст. 35 Закона «О международном коммерческом арбитраже»).

Согласно ст. 36 этого Закона, в определенных строго ограниченных случаях может быть отказано в признании или приведении в исполнение арбитражного решения (недействительность арбитражного соглашения, недееспособность стороны в таком соглашении, не уведомление стороны о назначении арбитра и об арбитражном разбирательстве и ряд других). Кроме того, в признании и приведении в исполнение может быть отказано, «если суд найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону Российской Федерации или признание и приведение в исполнение этого арбитражного решения противоречит публичному порядку
Российской Федерации»1.

Статья 437 ГПК предусматривает, что порядок исполнения в РФ решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами. Если международный договор, на основании которого испрашивается признание и исполнение, а нашей стране арбитражного решения, не устанавливает перечня документов, прилагаемых к ходатайству о разрешении принудительного исполнения, или оснований для отказа в признании и исполнении, перечень таких документов и такие основания определяются соответственно по правилам ч. V ст. IV Нью-Йоркской конвенции 1958 года.
Это положение установлено в п.11 Указа «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 года. Решение иностранного арбитража может быть предъявлено к принудительному исполнению в РФ в течение 3 лет с момента вступления его в силу. Решения иностранных арбитражей исполняются в нашей стране на началах взаимности2.

В заключение отметим, что большую сложность на практике вызывает решение вопроса о так называемых мерах по предварительному обеспечению иска, по делам, подлежащим рассмотрению в Международном коммерческом арбитраже.

Согласно Закону «О международном коммерческом арбитраже», если стороны не договорились об ином, третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимым1.

Сторона может обратиться и в обычный суд до или во время арбитражного разбирательства с просьбой о принятии мер по обеспечению иска.

Закон «О международном коммерческом арбитраже» исходит из того, что обращение в суд и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Утверждение, что практика международного делового сотрудничества отражает в определенной мере реалии жизни мирового сообщества, представляется бесспорным. В деятельности хозяйствующих субъектов, работающих в сфере внешней торговли, как бы стираются границы между государствами. В рамках европейского сообщества эти границы "стираются" в буквальном смысле. Примером является принятие европейским сообществом единых таможенных тарифов. Европейское право предусматривает так же санкции за нарушение этих договоренностей.

Думается, что в будущем мировое сообщество придет к созданию единых нормативных актов, регламентирующих сферу, в первую очередь, хозяйственных отношений на международном уровне. Один из первых этапов этой работы - приведение национальных законодательств в соответствие с международными договоренностями. По этому пути уже идут страны европейского сообщества. В этом смысле работа Международной торговой палаты, а так же других подобных комиссий и комитетов, разработавших и разрабатывающих документы, носящие пока факультативный характер, представляется неоценимой. И сфера внешней торговли, благодаря работе этих комитетов и комиссий, является, на наш взгляд, одной из наиболее прогрессивно развитых.

В конце 80-х - начале 90-х годов в СССР, а затем в России произошли глубокие изменения в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности. Предоставление прав внешнеэкономической деятельности промышленным предприятиям, развитие торговых отношений с организациями и фирмами других стран, создание совместных предприятий - все это открывает новые перспективы для активного взаимодействия и дальнейшего развития международного сотрудничества на уровне предприятий. В ходе экономической реформы и наши предприятия за рубежом, и иностранные фирмы в РФ получили более широкие возможности для осуществления инвестиционной и коммерческой деятельности, для использования различных форм совместного предпринимательства.

Основной проблемой правового регулирования данной области общественных отношений является отсутствие в современном российском законодательстве единой нормативной базы, направленной на регулирование хозяйственных отношений отечественного партнера и иностранных фирм.
Исторически основу международного частного права, призванного регулировать данную область правоотношений является то, что часто нормы международного частного права не содержат прямого ответа, прямого предписания о том, как нужно решить тот или иной вопрос. Эти нормы указывают лишь, какое законодательство подлежит применению. Нормы такого рода называют коллизионными. Коллизионные нормы с технико-юридической точки зрения представляют собой наиболее сложные нормы, входящие в область права, призванного регулировать взаимоотношения отечественного и зарубежного партнера. Анализ нормативной базы, арбитражной практики позволяет автору данной дипломной работы сделать следующий вывод: отсутствие единой нормативной базы, которой мог бы пользоваться объект, осуществляющий внешнеторговую деятельность, правовая неграмотность и скудность информации, которой бы мог пользоваться предприниматель для разрешения вопросов, возникающих в связи с заключением, исполнением внешнеторгового контракта, а так же признания и исполнения решений арбитража и является наиболее важной проблемой, которую призван решать законодатель. К сожалению, нежелание и неумение отечественного предпринимателя пользоваться существующей нормативной базой, практикой разрешения споров для наиболее правильного составления внешнеторгового контракта, исполнения обязательств по нему приводит к тому, что при составлении контрактов совершаются такие ошибки, которые влекут за собой невозможность достижения поставленной задачи - извлечения прибыли.

Хотелось бы отметить также, что в последнее время появилось немало публикаций о составлении внешнеторговых контрактах купли-продажи. Наряду с полезной информацией в них нередко содержатся универсальные рекомендации, которые с точки зрения авторов пригодны для использования при составлении любых контрактов, независимо от вида товара, характера внешнеторговых операций (импорт, экспорт), применимого национального права. В ряде случаев авторы пользуются устаревшими сведениями о действующем в России и за рубежом действующем законодательстве и о документах, применяемых в международной торговле. Не учитываются или не полностью учитываются и международные договоры, в которых участвует Россия. Забывается, что в современной международной торговле контракты зачастую заключаются путем обмена письмами, телеграммами, телексами. Не всегда принимается во внимание, что при определении подходов к ведению переговоров и составлению контрактов необходимо руководствоваться общепризнанным правилом о соблюдении добросовестности в международной торговле. Чтобы не допустить серьезных ошибок при составлении внешнеторговых контрактов хотелось бы порекомендовать современному российскому предпринимателю обращаться за помощью в разрешении возникающих вопросов к специалистам, основной специализацией которых является внешнеторговая деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.