Рефераты. Особенности взаимоотношений между странами ОПЕК

Как пишет агентство Platts, "раздрай в ОПЕК объясняется желанием Ирана получить кресло председателя ОПЕК". Кроме того, "фокус" Ирана выгоден главному оппоненту ОПЕК – США. На прошлой неделе Иран заявил, что готов направить в США от 10 млн. до 20 млн. баррелей нефти в качестве помощи, однако действующие экономические санкции предусматривают запрет на поставки иранской нефти в США. Как считают аналитики Platts, последние заявления иранских властей свидетельствуют, что страна готова пойти на сближение с одним из главных политических оппонентов – Америкой – в обмен на снятие экономических санкций[28].

Стремятся наладить свои отношения страны ОПЕК и между собой. Так, 8 февраля 2004 г., во время встречи с министром энергетики Венесуэлы, находящимся с визитом в Иране, президент ИРИ Мохаммед Хатами подчеркнул необходимость расширения экономического сотрудничества между двумя странами и обмена опытом в научной и технической областях, в первую очередь в области нефти и газа, и заявил о готовности Ирана к такому сотрудничеству.

В ходе названной встречи, на которой присутствовал также министр нефти Ирана Бижан Зангене, президент Хатами назвал конструктивными позиции двух стран по вопросам политики, проводимой ОПЕК, и сказал: «Мы всеми силами отстаиваем права производителей нефти и в то же время прилагаем усилия к достижению взаимопонимания между производителями и потребителями нефти»[29].

Министр энергетики Венесуэлы также высоко оценил отношения между двумя странами и выразил удовлетворение результатами своих переговоров с иранскими руководителями. По его словам, эти переговоры будут способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между двумя странами.

Венесуэльский министр выразил также надежду на то, что участие президента Ирана в совещании 15-ти государств в Венесуэле будет способствовать более тесному укреплению связей между двумя странами в рамках региональных и международных организаций.

Как заявил министр энергетики Венесуэлы, усилия правительств и народов двух государств направлены на укрепление независимости и свободы.

Лидеры Ирана и Венесуэлы провели в октябре 2006 года двусторонние переговоры. Президент Ирана Мохаммад Хатами отправился 24 октября 2006 года в недельное турне по трем странам – Хорватии, Боснии и Герцеговине и Венесуэле. В Каракас Хатами прибыл с трехдневным визитом 27 октября 2006 года.

В рамках переговоров между представителями двух стран-членов ОПЕК было подписано соглашение, касающиеся нефти, газа, нефтехимикатов и перевозок. Кроме того, Хатами принял участие в церемонии открытия завода по сборке тракторов, ставшего первым совместным предприятием Ирана и Венесуэлы, а также первым крупным иранским капиталовложением в Латинской Америке.

По мнению бывшего премьер-министра и министра энергетики Венесуэлы Умберто Калдерона Берти (Humberto Calderon Berti), встреча двух президентов не приведет к принципиальным изменениям в отношениях двух стран. Скорее, это своего рода заигрывание с США, считает Калдерон, ведь и Хатами и Чавес находятся в достаточно напряженных отношениях с Вашингтоном.

«Я думаю, что Чавес играет в опасную геополитическую игру, постоянно провоцируя и соревнуясь с США и сближаясь со странами, которые находятся не в лучших отношениях с Вашингтоном, – сказал бывший премьер-министр. – Для полной картины ему осталось только посетить с визитом Северную Корею»[30].


Заключение


Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) претендует на роль второго лидера в глобальной энергетической политике. В настоящее время в нее входят 11 государств. Главная ее задача – разработка общей политики государств-членов с целью обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть и нефтяные продукты. Но, несмотря на длительную историю существования этой организации, ей так и не удалось стать полноценным субъектом международных отношений. За ОПЕК стоят национальные интересы государств-членов, зачастую выпадающие – ввиду мировой и внутринациональной конъюнктуры – из общей линии организации. Примером здесь может служить «ценовая война» между Саудовской Аравией, Кувейтом и ОАЭ во второй половине 1980-х годов. Потери от последовавшего в итоге понижения цен не удалось компенсировать за счет увеличения объема продаж.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х годов. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефти нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050 году.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.


Список использованных источников и литературы


1.                Саддам Хусейн. Ирак отстаивает свой суверенитет. Речь на заседании Национального Совета 17 сентября 1980 г. Багдад Дар аль Мамун, 1982.

2.                Саддам Хусейн. Ирак призывает к миру. Речь на заседании Национального Совета 28 сентября 1980 г. Багдад Дар аль Мамун, 1982.

3.                Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. – М., 1987.

4.                Алиев А. Иран vs Ирак: история и современность. – М., 2002.

5.                Багдасаров С.В. Масштабы и структура военных расходов стран Ближнего и Среднего Востока // Военная экономика стран Востока. – М., 1986.

6.                Брутенц К. В погоне за pax americana // Свободная мысль. – 1998. – № 5, 6.

7.                Вагин М. «Большая игра» в «Большой Центральной Азии» // Вестник РАМИ. – 2001. – № 1.

8.                Дмитриев С.Б. Иран: современный этап развития. – М.: Знание, 1987. – 164 с.

9.                Инджикян Р.О. ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве. – М., 1983. – 178 с.

10.           Иран – Ирак. 20 лет без войны. – Режим доступа: #"#">#"00212326/Рома/Л/publ.shtml" title="Все публикации этого автора">Подкопаева М. Счеты и отношения // Завтра. – 1997. – № 50.

20.           Поллак К. Как сделать Персидский Залив безопасным // Россия в глобальной политике. – М., 2004.

21.           Рамадин М. Тень Саддама Хусейна. – М., 2000.

22.           Реза Годс М. Иран в XX веке: Политическая история. – М., 1994.

23.           Сейфульмулюков И.А. Страны ОПЕК в развивающемся мире. – М., 1989. – 276 с.

24.           Симония Н. Нефть в мировой политике // Международные процессы. Т. 3. – М., 2005. – С. 83 – 99.

25.           Современные международные отношения: Учебник. – М., 2001.

26.           США готовят санкции против заговорщиков в ОПЕК. – Режим доступа: #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Сейфульмулюков И.А. Страны ОПЕК в развивающемся мире. – М., 1989. – С. 12.

[2] США готовят санкции против заговорщиков в ОПЕК. – Режим доступа: #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Карпушин А. ОПЕК: нефтяной кнут // Нефть России. – 2005. – № 8. – С. 30.

[4] Яковенко.А. Опек – символ больших денег // Международная жизнь. – 1999. – № 6. – С. 87.

[5] Инджикян Р.О. ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве. – М., 1983. – С. 45.

[6] Карпушин А. ОПЕК: нефтяной кнут // Нефть России. – 2005. – № 8. – С. 34.

[7] Шевченко Л.Е. Современные формы и методы борьбы США за глобальное лидерство // Вестник БГПУ. – 2004. – № 1. – С. 40.

[8] Князев А.Г. Персидский залив: истоки напряженности. – М.: Знание, 1988. – С. 15.

[9] Федорова И. Е. Отношения Соединенных штатов Америки и Ирана во второй половине 90-х гг. // Иран: Эволюция исламского правления. – М.: ИВ РАН, 1998. – С. 42.

[10] Hizo D. The longest war: the Iran-Iraq military conflict. – L.: Paladin Crafton books, 1990. – Р. 19.

[11] Поллак К. Как сделать Персидский Залив безопасным // Россия в глобальной политике. – М., 2004. – С. 55.

[12] Подкопаева М. Счеты и отношения // Завтра. – 1997. – № 50. – С. 23.

[13] Иран – Ирак. 20 лет без войны. – Режим доступа: #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Рамадин М. Тень Саддама Хусейна. – М., 2000. – С. 64.

[15] Поллак К. Как сделать Персидский Залив безопасным // Россия в глобальной политике. – М., 2004. – С. 89.

[16] Карпушин А. ОПЕК: нефтяной кнут // Нефть России. – 2005. – № 8. – С. 30.

[17] Вагин М. «Большая игра» в «Большой Центральной Азии» // Вестник РАМИ. – 2001. – № 1. – С. 33.

[18] Лики Востока. – СПб., 2000. – С. 59.

[19] Мирзоев Э. Тегеран вновь бросает вызов Вашингтону. – Режим доступа: #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Шарипов У.З. Международные отношения в регионе персидского залива и роль нефтяного фактора (запад и страны региона). – М., 1999. – С. 72.

[21] Багдасаров С.В. Масштабы и структура военных расходов стран Ближнего и Среднего Востока // Военная экономика стран Востока. – М., 1986. – С. 90.

[22] Карпушин А. ОПЕК: нефтяной пряник // Нефть России. – 2005. – № 7. – С. 23.

[23] Князев А.Г. Персидский залив: истоки напряженности. – М.: Знание, 1988. – С. 33.

[24] Поллак К. Как сделать Персидский Залив безопасным // Россия в глобальной политике. – М., 2004. – С. 81.

[25] Сейфульмулюков И.А. Страны ОПЕК в развивающемся мире. – М., 1989. – С. 144.

[26] Мирзоев Э. Тегеран вновь бросает вызов Вашингтону. – Режим доступа: #"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Мирзоев Э. Тегеран вновь бросает вызов Вашингтону. – Режим доступа: #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Мирзоев Э. Тегеран вновь бросает вызов Вашингтону. – Режим доступа: #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Симония Н. Нефть в мировой политике // Международные процессы. Т. 3. – М., 2005. – С. 86.

[30] США готовят санкции против заговорщиков в ОПЕК. – Режим доступа: http://lenta.ru/economy/2000/03/22/usa.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.