Рефераты. Особенности взаимоотношений между странами ОПЕК

В отношениях западноевропейцев со странами региона проглядывало стремление внушить им мысль о том, что если военное присутствие Запада в регионе по каким-либо причинам нежелательно, то единственной альтернативой должно стать более тесное оборонное сотрудничество между самими арабами, а также усиление с их стороны политической и финансовой поддержки действиям Запада по защите международного судоходства в заливе.

Было видно, что основную скрипку здесь намеревалась играть Англия, опиравшаяся на свой богатый опыт в этом районе. При этом Лондон в первую очередь позаботился о сбыте своего собственного оружия и военной техники. В результате Англии удалось заключить в 1988 г. с Саудовской Аравией «сделку века» – соглашение о поставках вооружения на сумму более 20 млрд. долл.[20]

Одним из каналов, по которым Западу оказалось с руки подталкивать консервативные арабские режимы к военной интеграции, стал Египет. Между Каиром и ССГПЗ с конца 1986 г. возобновились контакты о воссоздании Арабской организации военной промышленности. Изучается вариант поставки в страны залива западной, в том числе американской, техники, сборка которой осуществлялась бы в АРЕ[21].

В основе новой волны интереса Западной Европы к странам залива лежат прежде всего экономические мотивы. У англичан и французов, в частности, отмечался неуклонный спад торговли со странами этого района, где все более уверенно чувствовали себя фирмы Япония:, Южной Кореи, Тайваня (в 1987 г. объем британского экспорта в эти страны, включая воюющие, снизился на 130 млн. ф. ст. по сравнению с предыдущим годом).

Западноевропейцев начинают серьезно беспокоить и долгосрочные перспективы, связанные с нефтью. С середины 90-х годов даже Англия начала импортировать нефть, и, по авторитетным прогнозам, к 2000 году эти потребности будут удовлетворяться на 40% за счет поставок из района залива[22].


2.3 Внешняя политика Саудовской Аравии


Саудовская Аравия – член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 – член МВФ и МБРР, с 1960 – член Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации – Исламского банка развития, созданного в 1969 г.

Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран – экспортеров нефти – облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967 г.; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 г. на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 г. территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление «нормальных отношений». Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился[23].

Во время войны в Персидском заливе (1990 – 1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт – Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 г. саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002 г. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27–28 марта 2002 г.)[24].

В 1987 г. была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 г. был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 г. Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим. 12 июня 2000 г. было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 г. и в марте 2001 г. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974 г. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом[25].

Особым образом строятся и современные отношения Саудовской Аравии со странами Персидского залива. Так, в начале 2000 года президент Судана Омар Хассан аль-Башир прибыл в Хартум (Саудовская Аравия) с официальным визитом, во время которого он встретится с королем Фад бен Абдул-Азизом и коронованным принцем Абдуллой. Во время трехдневного визита президент Судана обсудил возможности для развития двусторонних отношений, которые были прерваны, когда Судан выразил, с позиций Саудовской Аравии, свою поддержку Ираку во время войны в Персидском заливе в 1990 – 91 годах, а также деятельности исламских боевиков во главе с Усамой бен Ладаном. По мнению аналитиков, Судан крайне заинтересован в восстановлении отношений с Саудовской Аравией, так как с восьмидесятых годов, когда отношения двух стран находились в расцвете, последняя сократила свою ежегодную помощь Судану с 500 до 20 млн. долл. в год, а из 750000 суданских граждан, работавших когда-то постоянно в Саудовской Аравии, осталось менее 100000. Усама бен Ладан был выдворен из Судана в 1995 году, ранее О. Башир совершил визит в Кувейт, с которым, по мнению президента Судана были налажены отношения – эти события дают основание суданской стороне надеяться, что отношения с Саудовской Аравией будут снова развиваться в лучшую сторону.

Вице-президент Ирака Тахи Ясин Рамадан на днях выступил с призывом к восстановлению дипломатических отношений с Саудовской Аравией в удобное для нее время.

В интервью представителям прессы Саудовской Аравии в Багдаде вице-президент Ирака заявил, что Багдад уже готов к восстановлению дипломатических отношений с Саудовской Аравией.

Саудовская Аравия прервала дипломатические отношения с Ираком в 1991 году во время войны в регионе Персидского залива. В последние годы торгово-экономические связи двух стран получили сравнительно большое развитие, но до сих пор не восстановились их дипломатические отношения, а также телекоммуникационные связи.


2.4 Отношения между странами ОПЕК на современном этапе


ОПЕК неоднократно пыталась оптимизировать свою работу. Но в конце 1990-х годов организации в очередной раз пришлось столкнуться с внутренним конфликтом. Крупнейшие нефтеэкспортеры (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Алжир) решили сократить в первой половине 1998 г. объемы продаж для повышения мировых цен. Формально согласившись с этим предложением, малые производители картеля на деле превышали установленные для них квоты, поэтому в конечном итоге запланированная политика не дала результатов.

Организация стран – экспортеров нефти в наши дни может прекратить свое существование. По крайней мере, как самый влиятельный игрок на мировом нефтяном рынке. Дело в том, что к заседанию стран – участниц этой организации в Вене 19 сентября 2005 г. Иран приготовил неприятный сюрприз. Эта страна – один из важнейших участников ОПЕК – объявила о возможном выходе из нее. Иран выступил с резкой критикой политики увеличения поставок сырья на мировые рынки. "В условиях высоких цен члены ОПЕК, напротив, должны сократить добычу нефти на 5 – 10 %, чтобы извлечь максимальную выгоду из сложившейся макроэкономической ситуации", – заявил глава комиссии по энергетике парламента страны Камаль Данешьяр. По его словам, дальнейшее присутствие Ирана в ОПЕК нецелесообразно с экономической точки зрения[26].

Позиция Ирана полностью расходится с планами ОПЕК по увеличению поставок сырья. Напомним, что сразу после урагана "Катрина" крупнейший поставщик нефти на мировые рынки – Саудовская Аравия предложила США свою помощь и пообещала привозить на мировые рынки дополнительно 1 – 1.5 млн. баррелей в сутки. Ее поддержал Кувейт. Вместе они стали перетягивать на свою сторону и остальных участников картеля.

Но демарш Ирана может поставить крест на усилиях ОПЕК. Настроения в политическом руководстве Ирана всегда были антиамериканскими. Конфронтация усилилась с победой на последних президентских выборах Махмуда Ахмади Нежада, известного своими антиамериканскими высказываниями. Недавно он публично обвинил США в милитаризме и стремлении к однополярному миру. Эти заявления, впрочем, не случайны. Уже много месяцев отношения между двумя странами осложнены иранской ядерной программой.

Если позицию иранского парламентария разделяет и руководство этой страны, то этот год может стать началом конца могущественной ОПЕК. "Это сигнал для рынка "вверх", – считает Сергей Суверов из Газпромбанка, – раскол не пойдет на пользу ОПЕК и не даст повода снизить цены на "черное золото"[27].

Правда, другие эксперты считают иначе. Выход Ирана ослабит ОПЕК и снизит его возможности согласованно диктовать свои условия на мировых рынках, а кроме того, трейдерам и основным потребителям сырья будет легче иметь дело со множеством поставщиков в соответствии с политикой "разделяй и властвуй". Иран играет в ОПЕК вторую скрипку, давая 14,6 % всей добычи ОПЕК. И закрыть такую дыру будет весьма сложно, а потому краткосрочное повышение цен на "черное золото" не избежать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.