В любой из стран, успешно осуществляющих инновационную деятельность с целью развития нематериальных активов предприятий и государства на основе интеллектуальной собственности, к финансированию проектов интеллектуальной собственности привлекается помимо государства население этих стран, то есть гражданское общество, заинтересованное в научно - техническом прогрессе своей страны. Так поступают Соединенные Штаты Америки, где практически каждый пятый житель так или иначе участвует в финансировании малого бизнеса, занимающегося созданием интеллектуальной собственности силами, как правило, молодых предпринимателей, через биржи высоких технологий. В Европе финансирование граждан осуществляется через банки, инвестирующие в инновации через межбанковский рынок, хотя надо отдать должное тому, что только каждый пятнадцатый житель стран ЕС участвует в финансировании инновационных программ. То же самое происходит в Японии, где каждый восьмой житель страны вкладывает свои депозиты в инновации через банки.
Именно результаты труда по реализации инвестиционных программ и их накопления в результате инновационной деятельности служат усилению инновационной позиции страны во всем мире. Поэтому ближайшей целью интеграции России в мировую инновационную экономику, если власть действительно заинтересована в научно - техническом прогрессе своей страны, могла бы стать настоящая инновационная реформа, понимаемая властью и обществом как важнейшая часть строительства российской экономики, способной занять выигрышную позицию по отношению ко всем инновационным игрокам на мировом рынке.
Инновационная реформа должна заключаться в слиянии интересов глобализации инвестиционного бизнеса стран ВТО и инновационного процесса в России. Первый заинтересован в предоставлении инвестиций с целью получения доходов от инновационной деятельности, а второй - в создании с помощью этих инвестиций высокоинтеллектуальных технологий и продуктов. Препятствием их нормальных отношений являются риски самого разного вида. К сожалению, в России наблюдаются чрезвычайно высокие налоговые риски иностранных инвесторов, связанные с получением высокой добавленной стоимости нематериальных активов в любой сферой экономической деятельности.
Таким образом, текущая и перспективная конкурентоспособность экономики страны во многим определяется отношением к ней государства. То отношение, которое власть России проявляет к этому специфичному виду деятельности, снижает конкурентоспособность экономики, использование потенциала и отбрасывает страну на обочину производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В то же время крупный бизнес России весьма своеобразно проявляет свое отношение к инновациям.
Те куски интеллектуальной собственности, которыми управляют представители крупного бизнеса, размещая свои вложения в иностранные, пусть не столь привлекательные активы, имеющие мало чего общего с интересами страны, за рубежом, стремясь угодить своим фактическим внешним хозяевам, не нуждаются в инновациях российских ученых и специалистов. Практически все полученные в результате инноваций продукты меняют свою национальную принадлежность и носят марки зарубежных фирм.
К этому следует добавить высокий уровень коррупции в России, несущий для конкурентоспособности значительные фундаментальные риски. Коррупция разъедает как ржавчина бизнес, способный инвестировать в рост производства качественной продукции. Практика показывает, что значительных успехов можно достичь, если государству вести себя как корпорации, эффективно борющейся с внутренними злоупотреблениями и махинациями своих менеджеров (чиновников). Такая корпорация заинтересована во внедрении систем менеджмента качества как средство своего развития и ее не нужно убеждать в необходимости создания рыночных методов стимулирования к выпуску конкурентоспособной продукции.
Для государства, стремящегося развивать высокие технологии, является характерным использование при разработке стратегии многочисленных видов процессных моделей предотвращения махинаций с инновационными проектами. Подобные модели должны применять наиболее эффективные механизмы и методы регулирования профессиональной и гражданской ответственности производителей перед потребителями продукции, а также эффективной конвертации природных богатств и творческого потенциала страны в финансовые ресурсы. При этом проводить последовательные реформы банковской системы, способной к применению этих механизмов в отношении к реальной экономике, способной производить конкурентоспособную продукцию.
Внедрение в экономику систем менеджмента качества позволит эффективно вписаться в общемировые процессы производства конкурентоспособной продукции и защитить свой потребительский рынок от иностранной конкуренции.
Если власть в условиях вызовов глобализации сетевой экономики не предпримет энергичные шаги в направлении роста текущей и тем более перспективной конкурентоспособности экономики на основе роста добавленной стоимости производимой продукции и технологий, то проводимые реформы в стране окажутся ненужными и не востребованными обществом
Из данных потенциала спроса и процента освоения внутреннего рынка России следует, что ряд отраслей экономики, выходящий за рамки 30% доли импорта нуждается в источниках инвестиций со стороны рынка, государства или предоставления иных ресурсов, безусловно, если государство не заинтересовано в исчезновении этих отраслей или перехода под полный контроль транснациональных корпораций. [5, стр.68-83]
Организация ВТО ведет свою историю с 1948 года, когда первыми членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО. Основная идея работы организации - ВТО дает новые рынки, но вместе с тем, страна теряет свои рынки. Тарифные уступки являются своеобразным вступительным "взносом" страны-соискателя, который должен, в свою очередь, компенсироваться получением ею равноправного доступа в многостороннюю торговую систему, действующую на основе принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации. По сути, речь идет об оптимальном компромиссе между открытием своих рынков и доступом к новым.
Сегодня во Всемирную Торговую Организацию входят полторы сотни страны и еще десятки ожидают приема. ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли. Страны-участницы обязуются принимать решения, связанные с односторонним повышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка протекционистских и либералистических программ и их балансировка.
Основными преимуществами для страны от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. [9, стр.78-80]
Прочие преимущества:
Выгоды для потребителей: понижение стоимости м повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг;
Экономические выгоды: повышение доходов государства - за счет роста торгового экспорта; повышение занятости - за счет роста экспорта; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки;
Внутренние политические выгоды: защита от лоббирования - государство берет на себя определенные четко обозначенные международные обязательства; борьба с коррупцией - отказ от квот, обеспечение прозрачности, гласности;
Внешне-политические выгоды: обеспечение равных прав с более развитыми государствами повышает конкурентоспособность страны на мировой арене; система ВТО создает эффективный механизм для разрешения споров; укрепление международной стабильности через систему договоров.
Переговоры России о вступлении в ВТО продолжаются почти 10 лет. В переговорах с Россией участвуют 64 члена ВТО или 78 государств. Переговоры по доступу на российский рынок товаров ведутся с 52 членами ВТО, по доступу на российский рынок поставщиков услуг - с 28 членами, по сельскому хозяйству - с около 50 членами ВТО.
Наша экономика как неконкурентоспособная рискует потерпеть поражение в силу следующих причин:
1. Рост конкуренции. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками - ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке - P& G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.
2. Поглощение производства зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.
3. Закрытие предприятия и рост безработицы. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.
4. России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.
5. Отток капитала из России - имеется ввиду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидентов. Справедливости ради следует отметить, что этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику.
6. ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма.
7. Возникают угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимые отрасли:
Аграрный сектор. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор;
Металлургия - высокая энергоемкость производства;
Обрабатывающая промышленность;
Текстильная;
Химическая промышленность;
Машиностроение;
Автостроительная промышленность;
Авиастроительная промышленность;
Электронная промышленность;
Легкая промышленность;
Транспорт;
Фармацевтическая промышленность;
Розничная торговля;
Пищевая промышленность;
Общественное питание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7