Рефераты. Особенности развития внешней торговли в России

Внешнеторговый оборот - сумма стоимостей экспорта и импорта того или иного государства либо группы стран за определенный период времени, например, за год, квартал, месяц.

Оценка внешнеторгового оборота имеет чрезвычайно важное значение в статистике внешней торговли, поскольку на ее базе рассчитываются средние цены, сальдо торгового баланса, эффективность внешней торговли в целом, коэффициент эластичности и т.п. Внешнеторговый дефицит рассчитывается в текущих ценах рынка, в т. ч. в ценах соответствующих лет, а также в постоянных ценах, которые, в свою очередь, позволяют в ходе анализа динамики внешнеторгового оборота и его структуры нейтрализовать влияние колебания цен.

Для финансовой оценки состояния внешней торговли России большой интерес представляет анализ ее балансирования по группам стран и по отдельным государствам. Возьмем, к примеру, российские торговые связи с определенными объединениями стран.

Сделаем необходимое уточнение странового состава каждой из указанных групп.

Так, членами СНГ являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Участниками Европейского Союза (ЕС) в настоящее время считаются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.

В группу стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) входят: страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, Турция, США и Япония.

Членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) являются: Алжир, Ливия, Ирак, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Нигерия, Габон, Иран, Индонезия, Венесуэла и Эквадор.

К странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) относятся: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Югославия.

В группу стран Прибалтики включаются: Латвия, Литва и Эстония.

По данным таможенной статистике за прошедшие пять лет сальдо торгового баланса оставалось положительным. В 2005 году сальдо торгового баланса составляло 118,4 млрд. долларов США. Сумма экспорта в данном году составляла 243,8 млрд. долларов США, а сумма импорта - 125,4 млрд. долларов США. Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса в 2005 году составляло 106,7 млрд. долларов США; со странами СНГ сальдо торгового баланса было равно 11,7 млрд. долларов США. В 2006 году данные статистические показатели значительно выросли по сравнению с 2005 годом. Сальдо торгового баланса в 2006 году уже составляло 139,2 млрд. долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья сальдо составляло 120,4 млрд. долларов США, со странами СНГ данный показатель уже равен 18,8 млрд. долларов США. В 2007 году показатели внешней торговли по сравнению с 2007 годом несколько сократились. Так, в 2007 году сальдо торгового баланса составляла 132,1 млрд. долларов США, что на 7,1 млрд. долларов ниже, чем в 2006 году. Сальдо России со странами дальнего зарубежья составляло 110,3 млрд. долларов США, со странами СНГ - 21,9 млрд. долларов США. (Приложение №1)

В январе 2009г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 30,0 млрд. долларов США (59,8% к январю 2008г), в том числе экспорт - 19,7 млрд. долларов (57,0%), импорт - 10,3 млрд. долларов (65,9%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 9,4 млрд. долларов США (в январе 2008г. - 18,9 млрд. долларов). [4, стр.130-144]


Рис. 1. Динамика экспорта и импорта РФ



4. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках


В целом, совершенствование качества продукции на современном этапе, позволяет повысить конкурентоспособность российской экономики на базе совершенствования качественных параметров отечественной продукции. Проблема повышения качества выпускаемой продукции в России в настоящее время является наиболее острой. Эта проблема особенно актуальна в рамках предстоящего вступления России в ВТО. При этом, вопросы качества актуальны абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно ярко это проявляется при переходе к рыночной экономике, в процессе которого качество выпускаемой продукции не только не улучшается, но и, наоборот, ухудшается. В такой ситуации, отечественная продукция может потерять свою конкурентоспособность и впоследствии будет вытеснена более качественной зарубежной продукцией. В такой ситуации, организации любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены. Зачастую, технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, гораздо ниже, чем в развитых странах. [2, стр.12-13]

Для того, чтобы открыть свое собственное дело в России сейчас нужно пройти в среднем 12 бюрократических инстанций (в США - не более 5), затратить на это не менее месяца (в США - не более 5 дней) и заплатить различные пошлины в размере $200 (в США - $200). При этом необходимо иметь собственный капитал не менее 700$ (в США - 0). Затраты в среднем приближаются к подобным расходам во многих европейских и североамериканских странах. Но нужно учитывать, что в РФ бюрократия не та, что в странах с развитой рыночной экономикой, и необходимо затратить огромные усилия на многочисленные разрешительные процедуры (каждая из них в 5-6 раз выше по трудоемкости, чем в других странах), многотомные сочинения (отчетности) налоговым бюрократическим службам (не менее 600 страниц в год), хождения по очередям к чиновникам при получении каждого разрешения (что вообще недопустимо в странах Европы). В странах, которые избежали такого бюрократического произвола, неформальная экономика дает примерно не более 1-2% национального дохода. Отсюда следует то, что пока Россия будет лидировать по сложности бюрократических процедур, которые некорректно даже сравнивать с европейскими бюрократическими процедурами, реальных шансов на стабильный рост экономики, создающей высокую добавленную стоимость практически нет.

К тому же Россия к настоящему времени находится лишь в начале второй десятки стран по расходам на НИОКР ($11,6 млрд). Лидирующие позиции в сводном рейтинге стран по этому показателю с большим отрывом занимают США ($282 млрд), Япония ($103 млрд), Китай ($59, 8 млрд), Германия ($53,9 млрд). Эти данные получены от экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).30 стран ОЭСР потратили на НИОКР $645 млрд. или 2,33% их совокупного ВВП. А это - будущие конкурентоспособные товары и услуги на мировых рынках. Любопытно, что на долю государственного бюджета приходится 40% расходов на НИОКР Китая, 27% - на НИОКР США, 18% - Японии и 15% - в России. [7, стр.119-121]

Для исправления ситуации нужно координировать действия государства при регулировании ответственности бизнеса перед обществом и перенести тяжесть регулирования на саморегулируемые организации. Далее, нужно установить обратную связь между властью, бизнесом и обществом, перенеся на госорганы практику хозяйствующих субъектов, которые ежегодно по требованию закона устанавливают приоритеты финансирования экономики и по итогам года отчитываются перед обществом. В этом случае государство вполне может найти деньги для проектов НИОКР, например, через выпуск ценных бумаг. Поскольку этого пока не происходит, эксперты практически единодушно признают, что только по этой причине у России в ближайшие годы мало шансов на усиление своего присутствия на внутреннем и внешних мировых рынках.

Каждому ясно, что без притока инвестиций в компанию или страну невозможно расширить свое присутствие на рынке с конкурентоспособной продукцией. Нужно постоянное обновление основных фондов и пополнения оборотных средств для закупки новых технологий и осваивания процессов выпуска качественной продукции. Но у России с этим проблемы. И во многом это мешает ей выбраться из сырьевого капкана и стать страной, поставляющей продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Главным рычагом перевода ресурсов, полученных в результате продажи сырья (нефти, газа, металла и химии), в полноценные инвестиции в экономику страны служит необходимый и достаточный спектр услуг в этой области банковской системы. Для бизнеса любого размера от малого до крупного при производстве конкурентоспособной продукции часто главным вопросом является - на каком финансовом рынке можно заимствовать с минимальными издержками и рисками. Понятно, что политика Правительства и ЦБ РФ направлена в основном в сторону снижения инфляции, удержания рубля в нужном отношении к доллару, накопление резервов для выплаты долгов, но эта политика неизбежно приводит к росту стоимости заимствований на российском финансовом рынке и выталкивает бизнес на внешние финансовые рынки.

Это обстоятельство в свою очередь вызывает рост корпоративной задолженности российских заемщиков уже перед иностранными кредиторами и опять же вызывает настороженность Министерства финансов РФ в, выражающуюся в виде всевозможных ограничений на такие заимствования. Круг замыкается и заемщику остается либо пробивать административные барьеры в РФ, чтобы получить доступ к дешевым и долгосрочным ресурсам, либо смириться с большими издержками, снижающими конкурентоспособность продукции на своем внутреннем рынке, не говоря уже о мировых.

Проблема добросовестного исполнения контрактов тесно связана с реформированием судебной системы РФ, которая в настоящее время не вызывает доверия у бизнеса. Она всегда возникает в связи с недобросовестным исполнением договоров между производителями и потребителями продукции. Если потребитель не платит по договору за поставленную продукцию, то тогда он как должник должен отвечать перед судом.

В большинстве стран деньги взыскиваются через суды общей юрисдикции, в то время, как в Канаде, Дании, Франции, Италии, Японии и Сингапуре для этого существуют специальные суды. Итоги работы судов напрямую сказываются на конкурентоспособности экономики, поскольку только вера в возможность отстоять свои права перед другими людьми и государством позволяет бизнесу создавать новые технологии и продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Проблемы внедрения инноваций, обеспечивающих рост текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны. Основу процессов создания интеллектуальной собственности образуют инновации.

К ним относят нововведения, преобразования в экономике, технике, социальной и иных областях, способствующие созданию интеллектуальной собственности. Эти нововведения определяют научно - технический прогресс страны и связаны с новыми идеями, изобретениями, открытиями и так далее. В свою очередь научно - технический прогресс в каждой стране в условиях глобализации мировой рыночной экономики зависит от того, насколько правильно страна выбрала свою нишу в международном распределении труда по применению инновационных процессов, результатами которых являются продукты интеллектуальной собственности.

Вопрос о интеллектуальной собственности в России сейчас сводится к следующему: будет существовать Россия как страна с собственными полноценными нематериальными активами из интеллектуальной собственности, создающими высокую добавленную стоимость и долю в национальном валовом внутреннем продукте (ВВП) (как это успешно делают Китай и Индия), значительно повышающими ее капитализацию или ее отдельные куски станут объектом внешнего управления со стороны государств, где такая рыночная экономика уже состоялась (как это делают самые отсталые страны в Африке и Латинской Америке). Для того, чтобы избежать второго нужно практически с нуля создать совершенно новую нематериальную экономику, где правят бал право и интеллектуальная собственность, связанные с производством продуктов научно - технического прогресса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.