Рефераты. Основные проблемы пакистано-афганских отношений после терактов 11 сентября 2001

На Токийской конференции в 2002 г. Пакистан выступил одним из государств-доноров, предоставив экономическую помощь Афганистану в размере 100 млн. долл. США. В абсолютных значениях сумма представляется незначительной, но учитывая тот факт, что Пакистан остается в финансовой зависимости от международных кредитов и займов, будучи обремененным тяжестью социально-экономических проблем внутри страны, можно сказать, что Исламабад внес посильный вклад в дело восстановления Афганистана. Из этого фонда финансируются различные проекты в области здравоохранения, образования, восстановления инфраструктуры и др. В счет этой помощи правительство Пакистана в 2004–2005 гг. безвозмездно передало Афганистану 200 грузовиков, 45 карет скорой помощи и 100 автобусов для общественного транспорта Афганистана. По словам официального представителя МИД Пакистана, к марту 2005 г. 43,36 млн. долл. США из этой суммы уже было реализовано29.

После проведения Токийского форума, на котором международное сообщество пообещало предоставить для восстановления Афганистана экономическую помощь в размере 4,5 млрд. долл. США, в Исламабаде появились надежды на заказы пакистанской промышленности. Однако, как показало время, не было выделено и половины декларировавшейся суммы. Кроме того, поток субсидий практически полностью контролировался странами-донорами через государственные структуры и гуманитарные неправительственные организации. В последнее время, однако, Исламабаду удалось добиться довольно значительного участия в контрактах на восстановление Афганистана. По сообщению пакистанских властей, Пакистан взял на себя обязательства по выполнению 20 проектов в Афганистане в области реконструкции аэропортов, ремонта гражданской авиации, восстановления автомагистралей и дорог, а также в сфере городского строительства на общую сумму в 476,82 млн. долл. США30.

Представляется, что в политической и экономической сфере Пакистан потерял в Афганистане превосходство над другими региональными державами, которое имел при талибах. Теперь ему предстоит начинать строить отношения с Кабулом «с нуля», конкурируя с другими государствами, прежде всего с Индией и Ираном. Афганистан же получает возможность склоняться то в одну, то в другую сторону, получая выгоды от регионального соперничества и противоречий.

Вследствие того, что Пакистан не имеет общей границы ни с одной из пяти стран Центральной Азии, гипотетически он может вести торговлю с ЦА через Китай, Афганистан или Иран.

Существует два основных проекта строительства транзитных железнодорожных путей через территорию Афганистана:

1) Кветта – Чаман (Пакистан) – Кандагар – Герат – Торгунди – Кушка (Туркменистан). Этот путь активно использовался некоторыми транспортными компаниями еще в 1960–1980-х годах. Тогда, однако, груз транспортировался по пакистанской железной дороге до Чамана, а далее – уже по шоссе. Однако затем из-за нестабильности и перманентной напряженности в Афганистане этот коридор был частично закрыт.

2) Пешавар (Пакистан) – Джелалабад – Кабул – Кундуз – Гайатан – Термез (Узбекистан).

Как заявил премьер-министр Пакистана Ш.Азиз на саммите ЭКО в Душанбе в сентябре 2004 г., Пакистан в настоящее время изучает возможности использования транспортных путей для установления железнодорожного сообщения с Узбекистаном и Туркменистаном31.

В этом же месяце было принято решение о сооружении участка Чаман-Кандагар. Стоимость восстановления лишь этого 100-километрового участка оценивается в 110 млн. долл. США32. Следовательно, одной из основных проблем строительства железных дорог в Афганистане является отсутствие финансовых средств.

Помимо перспектив использования в будущем железнодорожного сообщения существуют реальные возможности широко эксплуатировать шоссейные дороги:

1) Кветта – Чаман (Пакистан) – Кандагар – Герат – Кушка (Туркменистан). Перевозить грузы по этому шоссе пытались еще в 1994 г., однако первые же караваны были захвачены моджахедами, и трассу быстро закрыли.

2) Торкхам (Пакистан) – Джелалабад – Кабул – Кундуз – Термез (Узбекистан).

3) Кветта – Чаман (Пакистан) – Кандагар – Кабул – Кундуз – Термез (Узбекистан).

Участок шоссе от Кабула до Термеза уже активно используется. Однако существенным недостатком этого пути является то, что частично он проходит по высокогорным районам и в связи с этим закрывается для движения на зимний период.

Следует заметить, однако, что все эти шоссейные дороги пришли в негодность за годы гражданской войны в Афганистане и требуют реконструкции. Необходима также модернизация и расширение участков этих путей и на пакистанской территории. На этом направлении пакистанской стороной уже ведется серьезная работа. В 2003 г. Азиатский Банк Развития объявил о выделении Пакистану кредита в размере 187 млн. долл. США на улучшение дорожной сети в Белуджистане33. Сообщается, что АБР окажет подобную целевую финансовую помощь и Афганистану для воплощения в жизнь стремления соединить Пакистан и Центральную Азию транспортным коридором34.

Однако сохраняющаяся в Афганистане нестабильность является серьезным препятствием планам создания через его территорию транспортного коридора из Пакистана в Центральную Азию. В связи с этим активно изучаются возможности транзита через Иран и Китай. В частности, рассматривается возможность использования железнодорожной сети ИРИ. Пакистанский Белуджистан соединен железнодорожной веткой с иранским городом Захедан, расположенным недалеко от границы двух государств. Планируется создать железнодорожный коридор Кохитафтан (Пакистан) – Захедан – Бам – Керман – Бафг – Мешхед – Серахс (Иран) – Теджен (Туркменистан). В настоящее время ИРИ ведет строительные работы по сооружению железнодорожного перегона Бам – Керман. Ожидается, что по окончании строительства этого перегона транспортный коридор начнет функционировать.

Планируются транзитные пути и через Китай. В марте 1995 г. Китай, Пакистан, Казахстан и Кыргызстан подписали соглашение о строительстве дороги, призванной соединить Китай и страны Центральной Азии с пакистанскими портами в Аравийском море. Предполагаемая трасса должна была соединить кыргызский г. Ош с китайским г. Кашгаром и последующим выходом на Каракорумское шоссе. Затем эта дорога могла бы быть соединена и с остальными странами Центральной Азии. В течение нескольких лет договоренности оставались лишь на бумаге. Их реализации препятствовали два основных фактора: низкая пропускная способность Каракорумского шоссе и неспособность стран-подписантов согласовать количество транспортных средств с каждой стороны, которым было бы дано разрешение осуществлять транспортировку грузов с помощью пакистано-китайского шоссе.

Однако эти трудности в основном удалось разрешить к маю 2004 года, и соглашение вступило в силу. Китай уже инвестировал более 50 миллионов долларов в реконструкцию Каракорумского шоссе с тем, чтобы повысить его пропускную способность и сделать его проходимым круглогодично (ныне из-за погодных условий шоссе эксплуатируется лишь 6 месяцев в году). Кроме того, было согласовано число транспортных средств, которые получат право осуществлять транзит по этому шоссе. С китайской стороны их количество составит 1000 транспортных средств, с кыргызской – 300 и с казахской – 10035. Рассматривается и возможность прокладки железной дороги по этому маршруту при финансовой поддержке КНР. Стоимость проекта оценивается в 142 млн. долл. США36. Завершено строительство шоссейной дороги Мургхаб – Кульма, соединившей Таджикистан с Китаем. В литературе коридор из Центральной Азии в Пакистан через Каракорумское шоссе получил название Великого шелкового пути по аналогии с древним маршрутом37.

При условии осуществления этих проектов центральноазиатские страны получили бы выход к портам Аравийского моря через внутреннюю дорожную сеть Пакистана. Это позволило бы сократить расстояние транспортировки товаров в Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток на 1200–1400 км. Исламабад получал бы регулярное пополнение в бюджет в виде транзитных пошлин и оплаты услуг за пользование портами.

В то же время серьезную конкуренцию Пакистану в этом отношении составляет Иран. Транспортные коридоры через его территорию пользуются преимуществом перед пакистанскими благодаря более развитой транспортной инфраструктуре в Иране и тому, что они не проходят через высокогорные районы. Уже в мае 1996 г. Было открыто железнодорожное сообщение между Туркменистаном и Ираном по маршруту Теджен – Серахс – Мешхед. Кроме того, в 2003 г. Между Узбекистаном, Ираном и Афганистаном было подписано соглашение «О создании международного трансафганского коридора», предполагающего сооружение шоссе через Термез – Мазари-Шариф – Герат длиной в 2400 км, которое призвано соединить Узбекистан с иранскими портами Бендер-Аббас и Чахбехар38.

Как отмечает пакистанский исследователь Ризван Зеб, если Исламабад и Тегеран будут стремиться к конкуренции и соперничеству между своими портами, эти проекты могут привести к региональной напряженности. В их общих интересах постараться выработать совместный подход и очертить возможности для сотрудничества по этому вопросу39.

Проект строительства трансафганского газопровода. Одним из важных факторов, объединяющих Афганистан, Пакистан и Центральную Азию, стал вопрос относительно прокладки нефтегазовых трубопроводов из богатого углеводородным сырьем Туркменистана в Южную Азию через территорию Афганистана.

Впервые предложение о строительстве такого газопровода было выдвинуто еще в первой половине 1990-х годов. С целью реализации этого проекта в 1997 г. Был создан международный консорциум во главе с американской компанией Юнокал40. Предполагалось, что протяженность газопровода составит 1464 км, 740 из которых прошли бы по территории Афганистана. Стоимость сооружения оценивалась в 1,9 млрд. долл. США. Газопровод планировалось построить в три фазы: на первом этапе он дошел бы до пакистанского Мултана, на втором – до порта Гвадар, а затем – продлен до границы с Индией. Его пропускная способность составила бы от 15 до 20 млрд. м3 в год41. Однако вслед за ракетным обстрелом США Афганистана консорциум в 1998 г. Распался, и реализация проекта была отложена на неопределенное время.

Идея строительства трансафганского газопровода затем была возрождена в 2002 году. На трехстороннем саммите в Исламабаде 30 мая 2002 г. Было подписано соответствующее соглашение. Планировалось, что этот газопровод соединит Индию и Пакистан с туркменским Даулетабад-Донмезским месторождением (одно из крупнейших в мире), запасы газа в котором, по разным оценкам, составляют от 1,7 до 2,83 трлн. М и будет поставлять до 30 млрд. м газа в год. Доходы Афганистана и Пакистана от транзита составили бы, по оценкам, по 500 млрд. долл. США в год42. Кроме того, этот газопровод обеспечил бы занятость 12000–14000 афганцев и мог бы покрыть потребности Пакистана в импорте газа43.

9–10 июля 2002 г. В Ашхабаде прошло первое заседание трехсторонней комиссии (Афганистан, Пакистан, Туркменистан) по вопросу реализации Соглашения о строительстве трансафганского газопровода. В качестве наблюдателей присутствовали представители посольства США и Азиатского Банка Развития (АБР), приветствовавшие это знаковое событие. АБР согласился выступить в качестве основного спонсора сооружения газопровода и выделить на эти цели от трех до четырех млрд. долл. США. Кроме того, в АБР уверены, что и другие инвесторы будут заинтересованы в участии в этом проекте.

Уже в январе 2005 г. Азиатский Банк Развития направил в топливно-энергетические ведомства Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии окончательный проект сооружения газопровода, подготовленный английской фирмой «Пенспен». В проекте отмечается экономическая целесообразность его строительства, определяются технические параметры и характеристики, а также потенциальные рынки сбыта. Газопровод диаметром 56 дюймов (142 см) с рабочим давлением 100 атмосфер рассчитан на пропускную способность 33 млрд. м газа в год. Протяженность газопровода должна составить 1680 км. Он пройдет через афганские города Герат и Кандагар, пакистанские Кветта и Мултан и дойдет до индийского пограничного города Фазилка. Стоимость оценивается в 3,3 млрд. долл. США. Как сообщает Государственное информационное агентство Туркменистана, строительство могло бы начаться уже в 2006 году после завершения оформления юридической основы проекта44.

Следует заметить, что Пакистан в настоящее время не испытывает ощутимого дефицита в газовых ресурсах. Ежегодное потребление газа составляет чуть более 20 млрд. м и обеспечивается в основном за счет добычи природного газа в пакистанском месторождении в районе г. Суй (Белуджистан). Однако благодаря поставкам из Туркменистана Пакистан мог бы перевести свои ТЭС на природный газ, являющийся более экономичным и экологически чистым видом топлива. Тем не менее по оценкам пакистанских экспертов, потребление газа из трансафганского трубопровода на внутренние нужды в Пакистане вряд ли превысило бы 2–3 млрд. м3, что дало бы возможность экспортировать до 30 млрд. м природного газа в другие страны. Таким образом, основной интерес Пакистана в прокладке газопровода из Туркменистана заключается в получении транзитных пошлин и определенного рычага влияния (контролируя вентиль «трубы») на заинтересованные в импорте этого газа страны, прежде всего на Индию.

В начале 2000-х гг. Индия ежегодно потребляла порядка 26 млрд. м3 природного газа в год, испытывая дефицит в размере 6–8 млрд. м3. По прогнозам министерства энергетики США, приведенным в 2002 г., к 2005 г. Потребности Индии должны были составить 37 млрд. м газа в год, 51 млрд. к 2010 г. И 145 млрд. к 2025 году. В случае же если газовые ресурсы были бы легко доступны, то спрос на газ в Индии уже к 2010 г. Мог бы достигнуть 77 млрд. м3 в год46. Как заявил премьер-министр конгрессистского правительства Индии М.Сингх, важность энергетической безопасности в Индии уступает лишь продовольственной безопасности47.

Однако пока Индия так и не выразила внятно свою позицию по вопросу строительства этого газопровода. Правительство БДП постоянно меняло свое отношение к возможности участия в этом проекте и импорта туркменского газа через Пакистан. 24 августа 2002 г. Посол Индии в Туркменистане М.Н.Рой заявил в Ашхабаде: «Мы не только заинтересованы в этом проекте, но также должны сделать все, что в наших силах, чтобы протянуть руку помощи этому проекту»48. Тем не менее практические шаги в этом направлении Нью-Дели так и не предпринял. В то же время Япония и некоторые страны АСЕАН уже выразили заинтересованность в импорте сжиженного газа через пакистанские порты49.

Заметим также и то, что серьезную конкуренцию трансафганскому газопроводу составляет иранско-пакистанский маршрут. Основным его преимуществом является то, что в случае его осуществления трубопровод не пройдет по территории нестабильного Афганистана. Индия уже выразила свою готовность участвовать в этом проекте.

Однако на страны региона серьезное давление оказывают США, противодействующие иранскому проекту. Вашингтон, с одной стороны, стремится к возможно большей изоляции ИРИ, которую он включает в число «стран-изгоев», с другой, – старается обеспечить интересы американских компаний, которые могли бы войти в консорциум по строительству трансафганского газопровода. Таким образом, существуют значительные шансы на реализацию как иранского, так и туркменского проектов трубопроводов.

Представляется, что развитие пакистано-афганских отношений на современном этапе характеризуется неравномерностью. Им свойственны как взлеты, так и падения. Обвинения Кабула в адрес Исламабада в поддержке последним укрывающихся в горных районах талибов, вторжениях пакистанских регулярных частей на афганскую территорию, вмешательстве Пакистана во внутренние дела Афганистана неоднократно приводили к кризисам в двусторонних отношениях. Как уже упоминалось, наиболее острый кризис в отношениях двух стран произошел летом 2003 года. Антитеррористическая операция пакистанских регулярных частей в ФАТА, приведшая, по мнению афганской стороны, к их вторжению на территорию Афганистана, привела к ряду вооруженных столкновений между двумя сторонами.

Масла в огонь подлило и июньское заявление П.Мушар-рафа, находившегося с визитом в Вашингтоне, который выразил сомнение в легитимности режима Карзая в связи с тем, что он не представляет в достаточной мере интересы пуштунов, и объявил, что его власть не простирается дальше пригородов Кабула50. В ответ Х.Карзай в начале июля 2003 г. Заявил, что «Пакистану следует протягивать ноги сообразно с длиной кровати», т.е. не вмешиваться во внутренние дела Афганистана51. В итоге через несколько дней толпа, состоящая из приблизительно 500 человек, вооруженная палками, камнями и огнестрельным оружием, ворвалась в посольство Пакистана в Кабуле, уничтожая на своем пути все, что попадалось под руку. Демонстративно был сожжен пакистанский флаг. Пакистанские дипломаты были вынуждены в это время укрываться в подвале. Как отмечает пакистанский аналитик Р.Зеб, фактически нападение на пакистанское посольство явилось лишь частью антипакистанских демонстраций, руководимых лидером афганской партии Миллят и главой Центробанка Афганистана Анвар-уль-Хаком и направленных против вторжения пакистанских войск на афганскую территорию52. С одной стороны, это свидетельствует о недоверии и, по крайней мере, отнюдь не братских чувствах определенных слоев афганского населения по отношению к Пакистану.

С другой стороны, следует отметить, что ни одна из сторон не заинтересована в ухудшении двусторонних отношений. Поэтому кризис лета 2003 г. Удалось разрешить в достаточно сжатые сроки. Исламабад ограничился выражением официального протеста по поводу нападения на посольство и требованием компенсации материального ущерба. Кабул же в свою очередь поспешил принести официальные извинения. Х.Карзай заявил, что на самом деле он никогда не делал никаких заявлений против Пакистана и П.Мушаррафа лично, а лишь был неверно процитирован. Он также заверил Пакистан в том, что его правительство обеспечит надлежащую защиту дипломатическим и консульским представительствам Пакистана в Афганистане53.

Однако не прошло и двух лет, как было атаковано консульство Пакистана в Джелалабаде. 11 мая 2005 г. В городе началась демонстрация студентов медицинского университета против надругательств над Кораном, осуществлявшихся, согласно сообщениям печати, в тюрьме американской военной базы в Гуантанамо. Затем число протестовавших достигло 5–10 тыс. чел., и мирная демонстрация переросла в массовые беспорядки. Помимо прочего ущерба, нанесенного участниками беспорядков, было подожжено и пакистанское консульство в этом городе. К счастью, сотрудники консульства успели эвакуироваться, и никто не пострадал. Посол Афганистана в Исламабаде, вызванный в МИД Пакистана для объяснения случившегося, заявил, что демонстрация была направлена не против Пакистана, а против США54. Посол Пакистана в Кабуле Р.Шах в интервью радио Би-би-си подтвердил слова афганского коллеги. А пакистанское консульство, по его словам, пострадало лишь потому, что Пакистан является союзником США в войне против терроризма55.

На наш взгляд, такие объяснения вызывают большие сомнения. В Афганистане существует достаточно много дипломатических представительств и других стран-союзников США, много в конце концов и самих американцев. Однако уже второй раз за последние два года нападению подвергаются именно пакистанские представительства. Это скорее может свидетельствовать о том, что, с одной стороны, Пакистану так и не удалось наладить отношения с Северным альянсом, представляющим интересы узбеков и таджиков, еще не забывших поддержку Исламабадом талибов, а с другой – о том, что в Афганистане формируется и антипакистански настроенный слой пуштунов, недовольный проамериканским креном в политике Пакистана.

В такой ситуации путь к дальнейшему прогрессу в отношениях двух стран, к которому в принципе стремятся правящие круги обеих стран, будет осложнен складывающейся взаимной неприязнью и недоверием на низовом уроне.


Список литературы

пакистан афганистан беженец талиб

1.                Белокреницкий В.Я. Пуштуны и будущее Пакистана. // Ближний Восток и современность. Сборник статей. / Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока; Отв. ред. М.Р.Арунова, А.О.Филоник. – М., 2003. – Вып. 18, с. 46–53.

2.                Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике. // Восток. – 2005. – № 1, с. 103–104.

3.                http://ipripak.org/factfiles/ff44.shtml

4.                hltp://www.atimes.com/atimes/South_Asia/EJ25Df01.html

5.                http://pakobserver.net/200503/21/news/topstories15.asp

6.                http://www.jang.com.pk/thenews/feb2001-daily/22-02-2001/main/main14.htm

7.                Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая большая игра в Центральной Азии. – М.: Библион – Русская книга, 2003, с. 263.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.