Рефераты. Основные проблемы пакистано-афганских отношений после терактов 11 сентября 2001

Афганистан и Пакистан неоднократно пытались привлечь в этом споре на свою сторону США. В июне 2003 г. Даже была создана трехсторонняя американо-пакистано-афганская комиссия для решения спорных вопросов. Однако добиться определенного успеха в афгано-пакистанском пограничном споре комиссии удалось лишь к четвертому заседанию, которое прошло в сентябре 2003 г. В Равалпинди. Под нажимом Исламабада Вашингтон в конце концов дал понять, что рассматривает Линию Дюранда в качестве действующей межгосударственной границы, что несколько умерило риторику Кабула. Как заявил высокопоставленный представитель администрации США в интервью пакистанской газете «Доон», «максимум, что мы можем сделать, так это помочь двум странам переместить пограничные посты с одной и с другой стороны, но мы здесь не для того, чтобы переписывать историю»9.

Следует заметить, что циркулирующие в афганской и индийской прессе слухи об истечении срока действия договора о границе, заключенного между Британской Индией и Афганистаном, оказали влияние и на российские научные публикации, в которых тоже встречаются упоминания о столетнем сроке действия договора10.

В связи с этим представляется целесообразным привести некоторые выдержки из британско-афганских договоров, касающиеся вопроса о границе между Британской Индией и Афганистаном. В ст. 6 Договора о границе 1893 г. Отмечается: «Вышеприведенные статьи соглашения рассматриваются Правительством Индии и Его Высочеством Эмиром Афганистана как полное и удовлетворяющее обе стороны разрешение всех принципиальных разногласий, имевших место между сторонами в отношении границ. Как Правительство Индии, так и Его высочество Эмир обязуются решать любые разногласия относительно деталей, таких как те, которые будут рассматриваться впоследствии чиновниками, назначенными для проведения демаркационной линии границы, в дружеском духе, с тем чтобы устранить, насколько это возможно, все причины для сомнений и недоразумений между двумя правительствами в будущем»11.

Ст. 5 Мирного договора, заключенного между правительствами Великобритании и Афганистана в 1919 г., подтверждает действие договора 1893 г.: «Правительство Афганистана признало индийско-афганскую границу, признанную прежним эмиром. Оно также согласно на скорейшее проведение Комиссией Великобритании демаркации участка к западу от Хайбера, где демаркационная линия еще не была проведена и где недавно произошла агрессия со стороны Афганистана, и согласно признать линию границы, которую проведет Комиссия Великобритании»12.

В ст. 2 Договора, заключенного между правительствами Великобритании и Афганистана в 1921 г. Говорится: «Две высокие договаривающиеся стороны взаимно признают индийско-афганскую границу, признанную правительством Афганистана согласно ст. 5 Договора, заключенного в Равалпинди 8 августа 1919 г., а также границу к западу от Хайбера, проведенную Комиссией Великобритании в августе и сентябре 1919 г. В соответствии с упомянутой статьей и изображенную на карте, прилагаемой к этому Договору, черной линией. Единственным предметом для пересмотра, изложенного в прилагаемом Перечне 1, является место, известное как Торкхам, и русло р. Кабул между Шилман Хавала Банда и Палосаи, отраженное на упомянутой карте красной линией, что было согласовано с целью включения его в пределы границ Афганистана»13.

Таким образом, можно сделать вывод, что публикации в афганских и индийских СМИ по поводу колониального характера Договора о ЛД и истечении срока его действия имеют своей целью прежде всего нагнетание напряженности вокруг статуса Линии Дюранда и оказание определенного давления на официальный Исламабад.

Неурегулированность пограничного вопроса в отношениях двух государств привела к тому, что когда в декабре 2001 г. В зону племен впервые были введены регулярные пакистанские части для борьбы со скрывающимися там талибами, это вызвало резкие протесты со стороны руководства Афганистана. Кабул обвинил Пакистан в попытках продвинуться вглубь афганской территории и направил к Линии Дюранда отряды лояльных себе полевых командиров. Это привело к ряду вооруженных столкновений между пакистанскими вооруженными частями и отрядами афганских полевых командиров, которые приобрели особую остроту в июле-августе 2003 года.

В этой связи афганское руководство проявляет повышенный интерес к укреплению контактов с пакистанскими пуштунскими партиями. Интернет-ресурс «Эйшиа Тайме онлайн» со ссылкой на источники в правительственных кругах Пакистана сообщил о том, что осенью 2003 г. Имели место контакты между главой Переходной администрации Афганистана Х.Карзаем и пуштунским лидером Абдулом Вали-Ханом, одним из лидеров Народной национальной партии (Awami National Party)14. Отец Абдула Вали-Хана Абдул Гаффар-Хан был лидером движения «Худай хитматгаран» («Защитники божьи», известные по цвету униформы как краснорубашечники), которое активно выступало на территории Пакистана в 1940–1950-х гг. за создание «Великого Пуштунистана». Вали-Хан продолжил дело отца. В 1980-х гг. после ввода советских войск в Афганистан он призвал своих сторонников к «красной революции» и заявил, что следует обратиться к Советскому Союзу за помощью в деле объединения пуштунов.

Исламабад также проявлял озабоченность тем, что напряженность вокруг Линии Дюранда, по его мнению, в значительной степени подогревается Индией, обладающей значительным влиянием на новое афганское правительство благодаря своей поддержке Северного Альянса при режиме талибов. В ответ на обвинения Нью-Дели в поддержке террористов в Кашмире Исламабад все чаще стал выдвигать встречные обвинения в «антипакистанской террористической активности», которую Индия-де развивает с афганской территории при поддержке руководства Северного Альянса. В Исламабаде убеждены, что расширение индийских экономических и общественно-политических связей с Афганистаном, открытие в этой стране индийских консульских представительств в Джелалабаде, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Герате подчинено одной главной цели – открытию «второго фронта» против Пакистана, усилению имеющихся разногласий с Кабулом, конфликтности на пакистано-афганской границе.

По всей видимости, Индия проявляет на этом поприще определенную активность, стремясь отвлечь Пакистан от поддержки кашмирских сепаратистов. Однако здесь уместно отметить то, что и Пакистан, и Индия в равной мере являются правопреемниками британской договорной базы по вопросу госграниц. Нью-Дели же, имея заинтересованность в сохранении напряженности вокруг статуса Линии Дюранда, в то же время уже в течение полувека отвергает требования Пекина относительно несправедливости и колониального характера линии Мак-Магона, разграничившей два государства.

В целом можно сказать, что успех Пакистана в отстаивании нерушимости Линии Дюранда во многом будет зависеть от лояльности пуштунов, проживающих в зоне племен. А лояльность пуштунов в свою очередь зависит прежде всего от усилий Исламабада по социально-экономическому развитию этих территорий.

Проблема афганских беженцев в Пакистане. В связи с тяжелой социально-экономической и военно-политической обстановкой в Афганистане в соседние государства, прежде всего Пакистан и Иран, в 1980-х – 1990-х гг. хлынул поток беженцев.

Основная масса афганских беженцев проживает в 16 специально созданных лагерях в Белуджистане и Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП), недалеко от пакистано-афган-ской границы. Географически эти лагеря расположены весьма неудобно, что затрудняет доставку туда воды и продовольствия и создает проблему занятости афганцев и обучения их детей.

В начале 2002 г. Правительство Пакистана дало гарантию не вынуждать афганцев как можно скорее возвращаться на родину. В обмен на это расходы по их возвращению взяло на себя Управление Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) и другие специализированные учреждения ООН.

Власти Афганистана выдвигают против Исламабада обвинения в проведении политики насильственного выдавливания афганских беженцев из страны, а также в незаконных арестах афганцев. В июле 2004 г. Более чем ста тысячам афганцев, проживавших около 20 лет в одном из агентств ФАТА, пакистанскими властями был выдвинут ультиматум в течение 72 часов покинуть территорию агентства под предлогом того, что они якобы мешают идентификации террористов. Время от времени Исламабад принимает решения об освобождении небольшого числа афганцев, находящихся в пакистанских тюрьмах. Однако, как правило, это происходит во время обмена визитами на высшем уровне между двумя странами для создания благоприятной атмосферы на переговорах. По данным афганской стороны, в пакистанских тюрьмах насчитывается еще около 5 тыс. афганских граждан, большинство из которых задержано из-за отсутствия документов, причем многим из них вообще не предъявлено обвинение.

В марте – октябре 2002 г. Был успешно осуществлен первый этап возвращения беженцев в Афганистан. Вместо запланированных 400 тыс. чел. В Афганистан вернулось более 1,6 млн. человек. С 12 марта 2003 г. Началось осуществление второго этапа репатриации афганских беженцев из Пакистана на основе программы, предусматривавшей возвращение на родину 600 тыс. афганцев. Число репатриантов, однако, составило лишь около 343 тыс. человек. Чуть больше беженцев вернулось из Пакистана в Афганистан в 2004 г. – 383,6 тыс. человек. УВКБ ожидает, что в 2005 г. В Афганистан вернется еще около 400 тыс. беженцев15. Относительно невысокие темпы репатриации связаны прежде всего с сохранением нестабильности в Афганистане, медленным восстановлением экономики и продолжающейся антитеррористической операцией. Отметим, кроме того, и тот факт, что многие репатрианты затем снова возвращаются в Пакистан, причем УВКБ уже не регистрирует их как беженцев.

В марте 2006 г. Завершится срок действия программы по репатриации афганских беженцев из Пакистана. Исламабад проявляет обеспокоенность относительно судьбы беженцев, которые к этому времени не вернутся в Афганистан. В этой связи в настоящее время проходят активные консультации между правительством Пакистана и УВКБ. Назвать точное число продолжающих оставаться в Пакистане афганских беженцев представляется весьма затруднительным. Периодически на эту тему между Исламабадом и УВКБ возникают споры. В 2005 г. В Пакистане была проведена перепись проживающих на его территории афганских беженцев, однако ее результаты ожидаются лишь к концу апреля этого года. Тем не менее известно, что в 2002 г. Число афганских беженцев в Пакистане составляло 3,5–4 млн. человек. Если учесть, что за 2002–2004 гг. репатриировано было чуть более 2,3 млн. чел., то можно предположить, что в настоящее время в Пакистане остается около 1,5 млн. беженцев из Афганистана.

Проблемы наркотрафика. Еще одной традиционной проблемой, затрагивающей социально-экономическое развитие обеих стран, является производство и контрабанда наркотиков. Согласно специальному исследованию «Героин в Пакистане. Семена бури», подготовленному для ЦРУ, торговля наркотиками оказывает отрицательное влияние на состояние пакистанской экономики и политическую ситуацию в стране. Пакистанские опиумные картели перерабатывают большую часть афганского сырья, производство которого достигает 3–4 тысяч тонн в год. Драматические размеры приобрел и рост потребления наркотиков в самом Пакистане. По данным Международного совета по контролю за оборотом наркотиков (International Narcotics Control Board), в конце 90-х годов XX века число наркоманов в Пакистане превысило 3 млн. человек, причем более половины из них принимают героин16. Проблема борьбы с контрабандой наркотиков в настоящее время приобретает особую актуальность. По словам исполнительного директора Комиссии ООН по контролю за наркотиками Антонио Марии Косты, в 2004 г. Культивирование опиума в Афганистане выросло на 64% по сравнению с 2003 г. (когда в Афганистане было произведено 3600 т. Опия)17, его стоимость оценивается в 2,8 млрд. долл. США, составляя 60% ВВП страны18. Согласно Всемирному докладу о наркотиках за 2004 г., в 2002 г. На долю Пакистана пришлось 16% мирового изъятия опия19. В борьбе с наркобизнесом Исламабад пошел на межгосударственное сотрудничество – были подписаны меморандумы взаимопонимания с Ираном, Афганистаном, Саудовской Аравией, ОАЭ, республиками СНГ. Однако пока обстановка в Афганистане не стабилизируется и Кабул не будет контролировать всю страну, не улучшится экономическое положение населения, серьезно продвинуться в разрешении этой проблемы вряд ли удастся.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.