Участие в ВТО, вопреки расхожим представлениям, не требует от нашей страны полного и безоговорочного таможенного разоружения. По оценке РАН и Национального инвестиционного совета, народному хозяйству не грозят сколько-нибудь значительные негативные последствия в результате ожидаемого связывания импортных пошлин на сравнительно низком уровне: динамика ВВП может сократиться максимум один процентный пункт. Расширение допуска иностранных фирм на отечественные рынки товаров и услуг обострит конкуренцию, но к захвату подавляющей части рынков не приведёт. Вступление в ВТО должно стать важным шагом по пути укрепления рыночных отношений и формирования конкурентной среды в России, полноправного включения её в систему международного экономического обмена, совершенствования хозяйственного законодательства и сближения его норм с правовой практикой других стран. Выигрыш России от вступления в ВТО будет тем весомее, чем последовательнее и эффективнее будет проводиться политика реформирования экономики. Особенно важным в этом плане представляется формирование полноценных рынков факторов производства – производственных ресурсов, земли, труда, капитала, сопровождаемое созданием систем кредитования, страхования, лизинга, внедрения инноваций. Всё это – необходимые условия для проведения структурной перестройки экономики и адаптации народного хозяйства, его институтов и субъектов к деятельности в условиях дальнейшего открытия рынка и усиления конкуренции. Само собой, последствия перехода к режиму свободной торговли должны быть достаточно достоверно спрогнозированы как с точки зрения расширения притока импортных товаров и услуг на российский рынок, так и в плане уменьшения таможенных доходов бюджета, за счёт которых в настоящее время осуществляется финансирование реального сектора и социальных программ.
Заключение
Оставаясь в мировом хозяйстве в незавидном качестве поставщика энергоресурсов и полуфабрикатов и потребителя готовой продукции, Россия не сможет динамично расширять экспорт, противостоять экспансии потребительского импорта, диверсифицировать товарную и географическую структуру внешней торговли, участвовать в промышленной кооперации, эффективно подключаться к процессам экономического интегрирования. Более активному включению России в международный обмен призвана способствовать продуманная и сбалансированная внешнеэкономическая политика, учитывающая как общемировые тенденции, так и интересы отечественной экономики. Качественно менять характер своего участия в международном разделении труда России предстоит в ходе формирования глобального экономического пространства, которое складывается на планете в результате усиления интеграционных процессов в различных регионах и роста открытости национальных хозяйств. Полное устранение барьеров для входа на рынке либо их снижения не только расширяют возможности внешнеэкономического обмена, но и выравнивают условия конкуренции для национальных и зарубежных производителей и инвесторов, сближают требования потребителей в разных странах к цене и качеству товаров и услуг. В таких условиях обеспечения и поддержание конкурентоспособности становится универсальным требованием, предъявляемым глобализацией к фирмам и предприятиям. Поэтому наиважнейшая задача России состоит в повышении конкурентоспособности материального производства и сферы услуг. Степень конкурентоспособности национальных отраслей и фирм в решающей мере будет определять позиции страны в мировом хозяйстве – объёмы и структуру её экспорта и импорта, состояние торгового и платёжного балансов. Современная Россия находится на стадии развития конкуренции, базирующейся в основном на факторах производства. Для укрепления позиций в мировой экономике ей жизненно необходимо приступить к расширению источников конкурентных преимуществ за счёт включения в их число инвестиций и инноваций.
Поэтапное продвижение от умеренного протекционизма к региональному интегрированию позволит России оперировать на всех ярусах мирового экономического пространства. На первом из них, где будут взаимодействовать страны, не входящие в интеграционные группировки, она будет поддерживать торгово-экономические отношения главным образом со странами Африки и некоторыми странами Латинской Америки. На втором ярусе этого пространства, сосредоточивающем взаимодействие внутри относительно небольших интеграционных группировок, Россия может быть представлена в случае успеха в создании зоны свободной торговли «четвёрки» наиболее экономически развитых стран СНГ. На третий ярус она может выйти путём включения в азиатско-тихоокеанский торгово-экономический суперблок. Двигаясь по такой траектории, Россия попадает и на четвёртый ярус этого пространства – ярус взаимодействия трёх формирующихся центров экономической мощи. В результате она сможет влиять на модификацию механизмов регулирования международного экономического оборота не только как рядовой член ВТО, но и как участник влиятельного интеграционного объединения.
России было бы важно определить своё отношение к доминирующим в международном экономическом обмене тенденциям и последовательно реализовывать внешнеэкономическую политику, обеспечивающую её подобающее место в мире. Вполне очевидно, что темпы и качество экономического развития нашей страны не в последнюю очередь будет зависеть также и от того, каким окажутся её позиции в меняющемся мировом экономическом пространстве, на континентальных и трансконтинентальных рынках.
Список используемой литературы:
1. А.Н. Барковский, В.П. Оболенский Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве/Журнал Экономической теории - №1, стр. 21-40, 2005 г.
2. И.А. Василенко Диалог России и Европейского Союза: через тернии к…/ВЛАСТЬ - №7, М., 2005 г.
3. И. Мухамедшин Россия и ВТО: возможные последствия присоединения./ЗАКОН, №4, 2003 г.
4. Торговые отношения России с США/Бюллетень Иностранной Коммерческой Информации, №106 – 107, стр. 1-4, 2-4. 2005 г.
5. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России. М., 2004 г.
6. Россия – ШОС, ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ/Российско-китайский центр торгово-экономического сотрудничества. М., 2006 г.
7. Россия: интеграция в мировую экономику. М., 2003 г.
8. Сайт Федеральной Службы Государственной статистики – www.gks.ru
9. Сайт Президента РФ – www.kremlin.ru
Приложение
Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами:
Январь-сентябрь 2006г.
Справочно январь-сентябрь 2005г.
млн. долларов США
в % к январю-сентябрю 2005г.
в % к итогу
в % к январю-сентябрю 2004г.
Внешнеторговый оборот
315572
130,5
100
241847
133,6
в том числе:
страны вне СНГ
268662
131,3
85,1
204544
138,3
84,6
из них: страны Евросоюза
168538
133,1
53,4
126591
142,3
52,3
из них:
Германия
30840
130,3
9,8
23663
140,4
Италия
22708
137,6
7,2
16504
152,7
6,8
Нидерланды
28307
145,6
9,0
19446
167,0
8,0
Польша
10824
3,4
8100
140,1
3,3
Соединенное Королевство
10112
127,9
3,2
7905
149,8
Финляндия
9612
123,2
3,0
7799
132,8
Франция
9490
141,1
6725
2,8
страны АТЭС
52693
136,8
16,7
38528
126,8
15,9
Китай
19942
147,8
6,3
13491
126,2
5,6
Соединенные Штаты
10900
136,7
3,5
7975
119,4
Япония
8545
126,1
2,7
6775
128,2
государства- участники СНГ
46910
125,7
14,9
37304
112,7
15,4
страны ЕврАзЭС
24602
7,8
18886
102,3
В том числе:
Беларусь
14695
130,7
4,7
11240
92,0
4,6
Казахстан
9081
128,1
2,9
7091
122,4
Киргизия
489
142,4
0,2
343
0,1
Таджикистан
338
159,1
212
120,7
страны ЕЭП
41699
125,2
13,3
33302
110,7
13,7
из них Украина
17923
119,7
5,7
14971
124,1
6,2
Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации (%)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5