Рефераты. Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации в XXI веке

1.3 Россия в ОЕЭП


Откровенное обсуждение сложных вопросов российско-европейского сотрудничества могло бы стать реально деловой основой не только экономического сотрудничества, но и парламентского диалога России и ЕС, который сегодня используется недостаточно активно для обсуждения противоречий стратегического партнёрства. Это тем более актуально, что европейцы в основу проекта Общего европейского экономического пространства России и ЕС (общая концепция ОЕЭП одобрена на римском саммите 2003 г.) предлагают заложить гармонизацию правового пространства и выработку единого регулирования. Однако «сближение» российского и европейского законодательства не может идти только в направлении приведения российских правовых норм в соответствие со стандартами ЕС, - необходимо совместное обсуждение конкретных противоречивых аспектов европейского законодательства, которое должно сопровождаться изменением некоторых норм и введением новых правил, которые касаются конкретных сфер совместного сотрудничества. Многие российские эксперты с тревогой пишут о том, что создание с ЕС Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) потребует от России в первую очередь признать реальной перспективу утраты части своего суверенитета, что связано с необходимостью принять массив европейского законодательства, в разработке которого Россия не принимает участия. И здесь уместно посмотреть на опыт создания Общего европейского экономического пространства ЕС с Норвегией (которая не является членом ЕС). Норвежские политологи откровенно пишут о том, что норвежские парламентарии утратили интерес к работе в комитетах ОЕЭП, поскольку там от их мнения почти ничего не зависит, и 80% законопроектов принимается вообще без изменений. В тех случаях, когда принятый законопроект противоречит интересам Норвегии, это ведёт к судебному разбирательству ЕС в отношении Осло, и в судебном порядке Норвегию принуждают принять нормы ЕС. В качестве примера можно назвать введение в действие директивы по либерализации рынка природного газа 1998 г. В этой связи не могут не вызвать удивление советы некоторых российских политологов принять именно норвежскую модель как наиболее предпочтительную для России. Необходимо подчеркнуть, что если для европейских государств отказ от некоторых полномочий и части суверенитета в пользу наднациональных органов является основой всей политической конструкции ЕС, то для России принцип неделимости суверенитета является принципиально важным. Именно поэтому Россия должна вырабатывать свою собственную модель взаимоотношений с ЕС, которая достаточно полно защищает её национальные интересы и суверенитет. Представляется особенно важным предположение некоторых российских экономических экспертов договориться о периоде «негативной интеграции», когда обе стороны обязуются признавать законы партнёра. Можно также заранее оговорить, что на отдельные сферы общность экономического пространства распространяться не будет. Такие прецеденты в мировой практике есть: Швейцария добилась автономии её банковского сектора и транспорта, Норвегия – рыболовства и сельского хозяйства. Для России особенно важно защитить её естественные монополии и рыболовство, ведь речь идёт об экономической безопасности нашей страны. Далее необходимо обратить внимание на то, что статья 7 Соглашения об ОЕЭП предусматривает следующее: сближение правовых норм должно проходить не путём унификации способов их достижения, а посредством постановки общих целей. Следовательно, для России на переговорах с европейскими законодателями и правительственными структурами важно активнее предлагать именно варианты постановки общих целей, которые потребуют взаимной увязки правовых процедур и выработки новых правил. Важную роль в процессе экономического сближения могли бы сыграть деловые круги России, которые имеют реальный опыт европейского сотрудничества и знают его «изнутри» как деловые партнёры.

Таким образом, несмотря на реальные проблемы и противоречия, стратегическое партнёрство России и ЕС имеет интересные и весьма многомерные перспективы развития в сфере экономики, политики, безопасности, экологии и культуры, а также в области регионального сотрудничества. Общее стремление к экономической и политической стабильности в европейском пространстве должно сделать российско-европейский диалог более действенным и конструктивным.

2. Россия и США

2.1 Торговые отношения России с США


С момента разрушения «железного занавеса» американские и российские дипломаты пытались нащупать такую особую модель отношений между Москвой и Вашингтоном, которая стала бы альтернативой вражде времён «холодной войны». США входят в группу ведущих торговых партнёров России среди развитых промышленных стран, но в списке торговых партнёров Соединённых Штатов Россия заняла в 2004 году 28 место (доля РФ в торговле США составила лишь 0,65%, в том числе в экспорте – 0,37% и в импорте – 0,8%). По данным министерства торговли США, российско-американский товарооборот увеличился в 2004 г. на 34% - до 14,8 млрд. долл., в том числе экспорт РФ – до 11,8 млрд. (рост на 37,8%) и импорт – до 3 млрд. (на 20, 7%). Положительное для России сальдо баланса торговли в 2004 г. достигло 8,8 млрд. долл. (в 2003 г. – 6,1 млрд.). В структуре российского экспорта в США в 2004 г. на сырьё и полуфабрикаты приходилось более 80%, в том числе энергетическое сырьё (включая нефть и нефтепродукты) – 35,9% , металлы и изделия из них – 34,7%, продукцию химической промышленности – 13,5%, драгоценные камни и металлы (в основном платиноиридиевой группы и алмазы) – 5,4%, текстильно-трикотажные товары и сельскохозяйственное сырьё (в основном морепродукты и алкогольные напитки) – 2,7%. Поставки чёрных металлов увеличились (по стоимости) в 6,3 раза; нефти и нефтепродуктов – на 36%, алмазов – на 28%, алюминия (в основном необработанного) – на 67%, кобальта, титана, магния – на 63%, никеля – на 10%, меди – на 37%. В 2004 году экспорт продукции цветной металлургии возрос на 55,1%, а металлов платиноиридиевой группы – на 4,4%. Поставки древесины и изделий из неё (преимущественно фанеры и пиломатериалов) увеличилось на 43%, произведений искусства и антиквариата – в 3 раза, химических удобрений - на 28%. В 2004 г. удельный вес России в Американском импорте радиоактивных материалов составил 32,5%, нефтепродуктов – 5,7% и нефти – 0,8%. Россия заняла 9-е место среди основных поставщиков энергоресурсов на американский рынок, и удельный вес поставок из РФ энергетического сырья достиг в импорте США 10,8%. Увеличению российского экспорта в США в 2004 г. способствовали рост цен на нефть и нефтепродукты, а также благоприятная конъюнктура на рынке металлургической продукции, совпавшая с прекращением действия ряда ограничений на импорт стали в США. В 2004 г. экспорт текстильной и трикотажной одежды снизился на 32,4%, продукции неорганической химии (из-за уменьшения продаж радиоактивных химических элементов и аммиака) – на 9,2%, продовольствия и сельхозсырья – на 7,8%, рыбы и прочих морепродуктов – на 13%. Доля продукции машиностроения в российском экспорте США составила 1,2%, а объем её поставок в стоимостном выражении уменьшился по сравнению с 2003 г. на 20%. В российском импорте из США доля машинотехнической продукции составила 50,6%, в том числе механического оборудования – 31%, электротехнического оборудования и электроники – 6,8%, приборов и аппаратов – 6%, средств наземного (кроме ж/д.) транспорта – 5,5%. Доля продовольственных товаров и сельхозсырья в российском импорте увеличилась до 29,7%, а продукция химической промышленности – снизилась до 9,6%. Российские закупки возросли почти по всем основным товарным группам, в том числе ввоз машин и оборудования – на 16,4%. Импорт механического оборудования увеличился на 11,5%, транспортных средств – на 65%, авиационной техники и запчастей – почти в 3 раза. Поставки в РФ продовольственных товаров и сельхозсырья повысились на 38,8%, возрос по стоимости ввоз мяса и мясных продуктов на 30% (в основном за счёт увеличения импорта мяса птицы – на 40,3%), табачного сырья и сигарет – в 2 раза, пшеницы – в 3 раза. В 2003 – 2004 гг. сократились закупки химических товаров из-за снижения поставок продукции неорганической химии на 84%. В 2005 г. ожидается рост российско-американского товарооборота при опережении темпов российского экспорта. Прогнозируется расширение объёмов экспорта из России чёрных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов, а в импорте из США возрастёт доля машин и оборудования при сохранении доли ввоза продовольственных товаров и сельхозсырья на уровне предыдущих лет.

2.2 Деятельность российских предприятий на рынке США


В 2004 году состоялась презентация Республики Карелия в Нью-Йорке под названием «Развитие бизнеса и инвестиционные возможности в Карелии» с участием российских предприятий-экспортёров, на которой были представлены экспортные товары, предлагаемые на американский рынок карельскими предприятиями. Интерес у компаний США вызвала продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, изделия народных промыслов республики и др. Некоторые российские предприятия с целью продвижения своих товаров создают в США представительства или дочерние фирмы. Так, в США учредили дочерние фирмы ОАО «Нижнекамскнефтехим» (синтетический каучук и другие химические товары), Одинцовская шоколадная фабрика «Коркунов», часовой завод «Восток», компания «Вимм-Билль-Дан» (соки). Удерживают позиции на рынке морепродуктов российские экспортёры из Камчатской области, Дальнего Востока и других регионов. Налажена производственная кооперация между Верхнее-Салдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО) и концерном «Boeing». Так, все поперечные балки, являющиеся основой для шасси самолётов семейства «Boeing – 777», изготавливаются этим объединением, и доля российского титана в самолётах концерна достигла 25%. Координацией поставок этих изделий занимается дочерняя компания «ВСМПО» в США. В 2004 г. совместно с компаниями США организовано продвижение на американский рынок конкурентоспособной малой и сельскохозяйственной авиации – российских самолётов «Авиатика» и «И-1А» (РСК МАПО «МИГ»), а также самолёта-амфибии для противопожарной авиации «БЕ-200» (НПК «Иркут») и вертолёта «Ка-32А1» (ОАО «Камов»). В настоящее время при содействии компаний США активизировалось продвижение некоторых российских товаров машинотехнической группы для их реализации на рынках США и третьих стран. Так, компания «Bergstrom» изучает возможность поставок оборудования и организации совместного производства с ОАО «КамАЗ» автомобильных кондиционеров. Американская компания «Far East American, Inc.» заинтересована в установлении контактов с российскими производителями берёзовой фанеры с целью её импорта в США и другие страны мира. В связи с ростом спроса в США на постельное бельё высокого качества увеличилось количество заявок на поставку льняного полотна из России производства ведущего российского предприятия по выпуску льняного и хлопкового полотна «Русский текстиль» с американскими компаниями «Armani International» и «Julia». Российские IT-компании активизировали деятельность на американском рынке. Так, в последние годы состоялось несколько заседаний российско-американского «круглого» стола по информационным и телекоммуникационным технологиям, организованы передвижные маркетинговые акции по американским городам, российские программисты участвовали в ряде конференций и выставок, в США открылись филиалы нескольких российских фирм. Заказчиками российского программного обеспечения стали американские компании «IBM», «Boeing», «Intel», «Motorola», «Compaq», «Dell Computer», «Ford», «Citibank», «Colgate-Palmolive», часть из них создали в России собственные инженерные центры, укомплектованные российскими программистами. К основным конкурентным преимуществам российской продукции относится невысокая стоимость работ, наличие большого числа высококвалифицированных специалистов, длительный опыт проведения научно-исследовательских работ. Это позволяет российским экспортёрам IT-технологий конкурировать на рынке США с другими зарубежными поставщиками. Указанные факторы явились основанием для многочисленных прогнозов о том, что Россия в течение ближайших лет выйдет на второе место после Индии на американском рынке IT-аутсорсинга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.