Рефераты. Опыт либерализации экономики Японии

 

Сужение сферы мелкого производства


После второй мировой войны появился ряд факторов, действующих в сторону сужения сферы мелкого производства: необходимость значительного повышения технического уровня промышленных предприятий (особенно в новых отраслях), внедрение крупных компаний в традиционные отрасли мелкого производства, усиление трудностей на рынке рабочей силы, либерализация японского импорта товаров и капитала, сдвиги в структуре экспорта и т.д. Однако другие факторы способствовали сохранению мелкого производства. Прежде всего это включение мелких и средних предприятий в структуру монополистических компаний даже в новых отраслях производства в качестве субподрядчиков. Так, для ведущих электротехнических компаний ("Хитати сэйсакусё", "Тосиба" и др.) детали поставляют тысячи мелких и средних субподрядных предприятий. С ведущими производителями синтетических волокон ("Тоё рэйон", "Тэйдзин", "Юнитика" и др.) связаны тысячи ткацких, красильных, отделочных и торговых субподрядных и группированных предприятий. После второй мировой войны процесс капиталистического разделения труда получил дальнейшее развитие. Получая прямую выгоду от существования мелкого производства, монополистический капитал и защищающее его интересы правительство не принимают сколько-нибудь существенных мер для сокращения его сферы, хотя это и сдерживает модернизацию структуры японской промышленности, общее повышение ее технического уровня, рост производительности труда, а также вызывает определенные трудности в области повышения качества производимой продукции и т.д.

В периоды благоприятной конъюнктуры (а после второй мировой войны она в целом была таковой) монополистические компании стремятся максимально использовать в своих целях мелкое производство, что позволяет им отказаться от ввода дополнительных производственных мощностей или создания собственных подсобных и вспомогательных предприятий. Используя разделение труда, они закрепляют за мелкими и средними предприятиями те или иные простейшие операции. Конкуренция между мелкими и средними предприятиями за получение заказов также выгодна монополиям.


Осуществление первой программы развития нефтехимической промышленности Японии


В ходе осуществления первой программы развития нефтехимической промышленности Японии не удалось сколько-нибудь существенно снизить цены на нефтехимика по сравнению с ценами на них в странах Западной Европы и особенно в США. Это явилось одной из причин недостаточной конкурентоспособности нефтехимикатов в Японии, где до последнего времени нефтепереработка в значительной мере ориентировалась на мазут и где для производства нефтехимикатов в основном использовалась нафта, которую необходимо превращать в газ и только потом использовать как нефтехимическое сырье.

Другой причиной явилось некомплексное использование сырья. Выделявшиеся при пиролизе нафты пропилен и остальные олефины не использовались, что приводило к повышению издержек производства нефтехимикатов. Кроме того, единичная мощность установок (особенно по выпуску этилена) в Японии тогда намного уступала мощности в странах Западной Европы и США. Наконец, нельзя забывать о сильной зависимости японской нефтехимии от иностранной технологии и от получения заемных средств. В то же время началась либерализация японского импорта. Поэтому вторая программа ставила задачу не только значительно увеличить производство и расширить номенклатуру нефтехимикатов, но и обеспечить им необходимую конкурентоспособность главным образом на базе комплексного использования сырья на комбинатах и укрупнения масштабов производства. Все это должно было снизить издержки производства. [8]

В 60-х годах на увеличение нефтехимического производства были направлены еще большие капиталовложения. Только в 1961/62 г. они достигли 72,9 млрд. иен, в 1962/63 г. - 61,8 млрд. и 1963/64 г. - 62 млрд. иен. После 1963 г. в стране началось комплексное развитие нефтехимической промышленности, что> потребовало еще больших капиталовложений. В 1965/66 г. они составили 110,9 млрд. иен, в 1968/69 г. - 204,1 млрд., в 1969/70 г. - 267,7 млрд., в 1972/73 г. - 679 млрд. иен.

На основе лицензионных соглашений в стране осуществлялось все производство этилена, полиэтилена, стирола, полистирола, пропилена, полипропилена, бензола, стиролбутадиенового каучука и др. Но уже в 60-х годах были разработаны свои оригинальные процессы производства (например, этилена, этиленгликоля, окиси пропилена и пропиленгликоля).

 

Либерализация сферы экспорта научных достижений из Японии


Пока позиции японских монополий в области международного научно-технического сотрудничества были недостаточно прочными, государство практически полностью контролировало научно-технические связи страны. До конца 60-х годов в Японии действовала система обязательной подачи национальными импортерами иностранной технологии заявок в МВТП и Банк Японии на получение соответствующих разрешений. В заявках необходимо было указать, какой положительный эффект на платежный баланс окажет импорт той или иной иностранной технологии. Министерство, активно влияя на технологический импорт, стремилось ослабить конкуренцию между японскими импортерами на внешних рынках, добиться более выгодных условий соглашений об импорте наиболее нужной для Японии иностранной технологии.

С 1968 г. началась либерализация рассматриваемой сферы внешнеэкономических связей, заключавшаяся в ослаблении государственного контроля и изменении его форм. Все это привело к тому, что к концу 70-х годов в Японии фактически стала действовать система автоматического одобрения импорта иностранных лицензий во всех отраслях экономики, кроме производства авиационного оборудования, взрывчатых веществ, атомной энергетики, исследований космоса, ЭВМ и некоторых производств в нефтехимической промышленности.

В целом к концу 70-х - началу 80-х годов роль государства во внешнеэкономических связях Японии, несмотря на их значительную либерализацию, продолжала оставаться весьма существенной. Это не в последнюю очередь определяет то продвижение на мировых рынках, которого удалось добиться японским монополиям в острой конкурентной борьбе в послевоенный период.

Осложнившиеся условия функционирования японской экономики в мировом капиталистическом хозяйстве по­требовали от государственно-монополистических кругов страны выработки новых направлений внешнеэкономической стратегии в соответствии с меняющейся обстановкой, реорганизации органов, ведающих внешнеэкономическими проблемами страны. В 70-е годы четко обозначился новый курс Японии, сочетающий глобализм с регионализмом на основе максимального учета и приспособления к объективным процессам во всемирном хозяйстве, на более самостоятельные, чем ранее, внешнеэкономические акции.

В 1977 г. Япония выдвинула широкую программу экономического и политического сотрудничества со странами Азии, и прежде всего с АСЕАН, получившей название "доктрины Фукуда", а в 1979 г. - более глобальную концепцию "Тихоокеанского сообщества", Выдвижение таких концепций является отражением новых противоречий между Японией и другими центрами империалистического соперничества. Если раньше речь шла о мерах США и других западных стран, направленных против отдельных статей японского экспорта, то в настоящее время - при сохранении и расширении конфликтов по отдельным товарам - возникли противоречия, которые касаются всего фронта торговых отношений: в области цен, платежного баланса и валютных курсов. [9]

Таким образом, к началу 80-х годов развитие внешнеэкономических связей Японии подошло к такому рубежу, на котором столкновения ее интересов с интересами двух других центров империалистического соперничества неизбежно будут усиливаться. Это объективно делает страну заинтересованной в максимально стабильном и устойчивом развитии мировых хозяйственных связей, расширении экономических отношений со всеми государствами независимо от их социально-политического строя.

 

Либерализация японского импорта


При оценке действительного положения в импорте Японии необходимо иметь в виду, что его либерализация отнюдь не означает отмены вообще всякого контроля и регулирования. Они продолжают широко применяться, принимая, в частности, форму нетарифных барьеров. К ним относятся специфические методы тарифной оценки, т.е. расчета базы для начисления таможенных пошлин, положения о качественных характеристиках и маркировке товаров и т.д. Наконец, к этим видам барьеров можно фактически отнести и всю систему распределения товаров в самой стране, отличающуюся крайней сложностью и запутанностью. В целом у Японии остается немало средств постоянного и активного воздействия на товарный импорт, его форсирования или ограничения в зависимости от конкретных потребностей экономического развития, положения национальных монополий, производящих конкурирующую с импортом продукцию.

В государственно-монополистическом регулировании экспорта капитала на протяжении послевоенного периода можно выделить три стадий, отражающие изменения в валютном положении Японии: ограничение, либерализация, стимулирование. Ограничение осуществлялось до конца 60-х годов, когда инвалютные резервы, необходимые для заграничных инвестиций, находились на недостаточном уровне. По мере устойчивого роста этих резервов правительство в 1969 г. приступило к постепенной либерализации экспорта частного капитала. С середины 1973 г. прямые заграничные инвестиции Японии осуществляются почти без ограничений. Правда, в периоды резкого ухудшения валютного положения, как это было в 1974-1975 гг., временно вводились некоторые ограничения с целью сдержать уменьшение инвалютных резервов. Однако основной курс японского правительства на либерализацию заграничных инвестиций оставался без изменений.

В середине 70-х годов Япония перешла от снятия ограничений на экспорт капитала к его стимулированию. Первый шаг заключался в выработке "кодекса поведения" для экспортеров капитала, утвержденного в 1975 г. парламентом и принявшего силу закона. Смысл этого кодекса заключается в том, чтобы путем соблюдения японскими инвесторами некоторых норм сотрудничества с местным капиталом создать для японских инвестиций максимально выгодные условия функционирования и уменьшить риск национализации.

 

Госрегулирование в валютной сфере Японии


В валютной сфере государственно-монополистическое регулирование отличается наибольшим развитием и регламентированностью. За послевоенный период в данной области было опубликовано свыше 1400 различных зако­нов и постановлений. Тем не менее и здесь происходят процессы либерализации, хотя ее темпы существенно медленнее, чем во внешней торговле и в миграции капиталов. Это видно из перечня следующих основных мероприятий государственного регулирования валютной сферы: 1960 г. - разрешение для иностранных резидентов открывать счета в так называемых свободных иенах и введение частичной конвертируемости иены; апрель 1964 г. - введение "полной" конвертируемости иены; 1967-1976 гг. - либерализация прямых иностранных капиталовложений в экономику; 1969-1973 гг. - снятие ограничений на экспорт японского капитала за границу; начало либерализации токийского рынка капиталов для придания ему международного характера; июнь г., май, октябрь 1972 г. - три программы "по защите" иены, предусматривавшие комплекс мер по предотвращению ее ревальвации; декабрь 1971 г. - ревальвация иены на 16,88% в соответствии со смитсоновским валютным соглашением; февраль 1973 г. - вторая ревальвация иены на 16,5% и одновременная девальвация доллара США на 10%; апрель 1974 г. - принятие Японией условий "плавания" валют, разработанных МВФ; 1976 г. - официальное начало "интернационализации" иены.

Несмотря на проведенные мероприятия по либерализации, валютная сфера экономики Японии к концу 70-х годов продолжала испытывать наиболее серьезные ограничения в системе внешнеэкономических связей страны. К ним относились такие, как постоянное вмешательство Банка Японии в "плавание" курса иены, ограничения на деятельность иностранных банков в Японии и многие другие. Объясняется это рядом причин, главная из которых заключается в том, что по отношению к производству и торговле валютная проблема носит вторичный, но отнюдь не второстепенный характер. Как никакая другая проблема экономического развития, она тесно связана с теми крупными изменениями, которые произошли в валютно-финансовой системе капитализма после развала бреттон-вудской валютной системы и началом функционирования новой. Государственно-монополистическое регулирование валютной сферы направлено на то, чтобы в максимальной мере уменьшить влияние кризиса валютных отношений капитализма на экономику страны в целом, особенно на ее денежное обращение, финансы и банки. [10]

 

Стимулирование заграничного инвестирования


Для стимулирования заграничного инвестирования в нем была увеличена доля кредитов японского правительства частным инвесторам, выдаваемых через Экспортно-импортный банк и Фонд экономического сотрудничества с зарубежными странами. Правительство расширило систему страхования, включив в нее возмещение убытков от "несправедливой" национализации, конфискации, войн, стихийных бедствий, валютных потерь и т.д. Наконец, государством были созданы специальные компании для заграничного инвестирования с привлечением частного и государственного капитала. Фактически японское правительство направляет зарубежную экспансию своих монополий в соответствии с нуждами экономического развития страны и интересами всей системы государственно-монополистического капитализма.

Подобный курс японского правительства проводится и в отношении импорта иностранного капитала. Для него характерен ярко выраженный выборочный подход, т.е. поощряется импорт капитала в одних формах и фактически сдерживается в других. Одновременно проводился активный курс на стимулирование технического сотрудничества с зарубежными, преимущественно американскими, партнерами по покупке патентов и лицензий, освоению передового иностранного опыта. До середины 60-х годов этот курс осуществлялся в Японии с особой последовательностью, что привело к нараставшему потоку требований со стороны других капиталистических стран, и прежде всего США, о либерализации прямых иностранных капиталовложений в японскую экономику.

Учитывая, что либерализация рождается взаимными требованиями - ни одна страна монополистического ка­питализма не будет в течение долгого времени широко открывать двери для капиталов другой страны без ответных действий, - Япония с 1967 по 1976 г. провела в пять этапов либерализацию иностранных капиталовложений в свою экономику. На ее основе для иностранных инвесторов были открыты практически все отрасли, за исключением сельского хозяйства, производства вооружений, сбыта нефтепродуктов и некоторых других. Таким образом, после многих лет ограничений Япония пошла на такую либерализацию иностранного капитала, какая не наблюдалась ни в одной другой стране монополистического капитализма.

Однако либерализация шла медленно, с тщательным учетом требований монополистических корпораций. Она начиналась с пищевой промышленности и завершалась отраслями по производству ЭВМ и атомного энергетического оборудования, т.е. осуществлялась с максимальной осторожностью, в соответствии со стратегическими задачами по развитию новейших и решающих отраслей японской промышленности в условиях научно-технической революции. Одновременно японским правительством ставилась цель не дать иностранному капиталу захватить важные позиции в японской экономике. В основном эта цель была достигнута.


Заключение


Анализ японского экономического кризиса и шагов, предпринятых правительством по его преодолению, подводит к следующему:

Во-первых, процессы либерализации экономики должны проводиться с учетом готовности к ним основных экономических институтов. Так, банковская система несомненно стала жертвой слишком поспешной либерализации середины 80-х годов.

Во-вторых, еще раз подтверждена основополагающая идея о необходимости ориентировать антикризисные меры на причины, а не на проявления кризиса. Японский пример показывает, что антикризисные меры должны быть направлены на реформирование экономики (поддержку процессов преобразования реального и кредитно-финансового секторов экономики, создание инфраструктуры, способной обеспечить высокий уровень занятости и качества жизни в будущем).

В-третьих, новый виток кризиса в 1997 г. возникший после принятия мер по оздоровлению государственных финансов, еще раз продемонстрировал необходимость всесторонних антикризисных мер. Важным условием является согласованность и сбалансированность мер, ориентированных на противоположные элементы экономической системы (с одной стороны финансирование инвестиций в социальную инфраструктуру, а с другой - повышение потребительского налога).

В-четвертых, в 1998-1999 гг. в условиях ухудшения состояния государственных финансов проявилась тенденция придавать большую значимость свободному предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу, для дальнейшего развития экономики. Планы "оживления промышленности" и "создания рабочих мест", реформа финансово-кредитной системы ориентированы на поддержку новых тенденций внутренней либерализации экономики. Однако здесь таится опасность: слишком поспешные и непродуманные шаги в этом направлении могут лишить конкурентных преимуществ компании, которые составляют основу экономики современной Японии, привести к росту социальной напряженности из-за сокращения численности персонала реформируемых компаний.

В-пятых, как показал японский кризис, управление экономикой - дело, требующее мужества и смелости. Возложенная на правительство ответственность, подкрепленная патриотизмом и уверенностью в своих силах, должна реализовываться в продуманных и оригинальных решениях, нацеленных на благо страны.


Список использованной литературы


1.                Булатов А.С. Страны и регионы мира: Экономическо-политический справочник - М.: Велби, 2003. - 624 с.

2.                Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций. - Уфа: "Восточный университет", 2004. - 236 с.

3.                Самойлов Г.Н. География стран - М.: Дрофа, 2004. - 543с.

4.                Страны мира: Полный универсальный информационный справочник - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. - 608 с.

5.                Журнал "Мировая Экономика и Международные отношения", 2001, №6, с.87-96

6.                Журнал "Мировая Экономика и Международные отношения", 2001, №8, с.115-117

7.                Журнал "Мировая Экономика и Международные отношения", 2000, №4, с.84-93

8.                #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Самойлов Г.Н. География стран – М.: Дрофа, 2004. – 543с.

[2] Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №6, с.87-96

[3] Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №8, с.115-117

[4] Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2000, №4, с.84-93

[5] Булатов А.С. Страны и регионы мира: Экономическо-политический справочник – М.: Велби, 2003. – 624 с.

[6] Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций. – Уфа: «Восточный университет», 2004. – 236 с.

[7] #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций. – Уфа: «Восточный университет», 2004. – 236 с.

[10] Страны мира: Полный универсальный информационный справочник – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001. - 608 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.