Рефераты. Опыт либерализации экономики Японии

Для второго этaпa характерна более целостная политика экономической стабилизации. Антикризисные меры 1997-1999 гг. в большей мере ориентированы на причины рецессии, a нe на ее проявления. В частности, акцент был смещен в сторону радикального разрешения кризиса финансовой системы, оказывавшего негативное влияние на настроения потребителей и частных инвесторов. Стали активнее реализовываться меры по улучшению управления земельными ресурсами страны, развитию социальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса. Отличительная черта второго этапа - более внимательное отношение правительства к мнению деловых и академических кругов.

Антикризисные меры 1992-1997 гг.

Одна из самых крупных проблем финансовой системы страны - значительный объем "плохих долгов" и сокращение объемов кредитования. На протяжении 1992-1997 гг. правительство предпринимало ряд шагов для разрешения этой ситуации. В частности, были проведены мероприятия по организации "корпораций по совместной покупке кредитов", списанию "плохих долгов" инвестиционных компаний "дзюсэн" (основной объект инвестиций - недвижимость), выплачены значительные компенсации банкам, снижен уровень процентной ставки рефинансирования, предоставлены государственные гарантии по ряду кредитов для малого и среднего бизнеса, принят ряд законов, касающихся банковского сектора. В общей сложности на решение проблем финансовой системы Японии в 1995-1997 гг. было выделено до 30 трлн. иен. [3]

В 1996 г. получила развитие инициатива по дерегулированию финансового сектора страны (реформа "Биг бэнг"). Однако лишь в 1997-1999 гг. правительство стало уделять особое внимание кардинальному улучшению состояния финансовой системы. В дополнение к стимулирующим выплатам и регулированию процентных ставок Банком Японии диапазон антикризисных мер был значительно расширен в сторону решения концептуальных вопросов работы финансово-кредитной системы.

Учитывая значимость совокупного потребления как для реального сектора экономики, так и для кредитно-финансовой системы страны, одними из первых акций правительства стали крупные компенсационные выплаты частным инвесторам и потребителям. Реализовывалась программа планомерного снижения подоходного налога. Для поддержания минимального уровня безработицы были расширены программы государственных инвестиций и общественных работ.

В своей основе это были фискальные меры (снижение налогов, государственные программы инвестиций и общественных работ, выплаты и кредитные гарантии), ориентированные на восстановление спроса с целью стимулировать производство. Как правило, финансирование осуществлялось путем внесения соответствующих статей в государственный и региональные бюджеты. Это ухудшило состояние государственных финансов. В 1996-1997 гг. были сокращены объемы программ государственных расходов и инвестиций, приостановлено снижение ряда налогов. В 1997 г. повышена с 3 до 5% ставка налога с продаж.

Антикризисные меры 1997-1999 гг.

Второй этап антикризисных мер японского правительства ассоциируется с обострением в 1997 г. финансового кризиса, когда о своем банкротстве объявил ряд крупных банков и инвестиционных компаний. Вызванное во многом последствиями повышения налога с продаж снижение фондового индекса Никкэй-225 также негативно сказалось на состоянии экономики. Необходимо особо отметить отрицательное влияние азиатского финансового кризиса 1997 г. привести финансовую систему страны в соответствие с требованиями мировых стандартов конца XX в. Главными принципами работы новой системы должны стать понятия "свобода", "справедливость" и "глобальность". Основные объекты реформы - институты и структура финансово-кредитной системы, рынок ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой. [4]

Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов; создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг; повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы.

Экономический эффект запланированных мер оценивается в 13.9 трлн. иен (дополнительный объем ВВП страны в 2005 г. в случае реализации программы реформ), однако не исключается некоторое падение уровня занятости (таблица 2). Правительство рассчитывает получить конкурентоспособную финансово-кредитную систему инвестиционных и финансовых компаний, банков, фондовых и валютных рынков и других институтов. Ожидается, что в результате реформы будет существенно изменена система отношений между деловыми кругами и правительством.

Большие надежды возлагаются и на интернационализацию финансовой системы страны, активное привлечение зарубежных инвесторов. Особенно важными с этой точки зрения являются повышение "прозрачности" японского бизнеса - введение более жестких требований в отношении информации о финансовом состоянии участников фондового рынка, банков и инвестиционных компаний.

Среди антикризисных мер 1997-1999 гг. особое место занимают следующие четыре программы: реформа финансово-кредитной системы (с 1996 г.), программа всесторонних экономических мер (апрель 1998 г.), пакет неотложных экономических мер (ноябрь 1998 г.) и план оживления промышленности (июль 1999 г.).

 

Реформа финансово-кредитной системы


В ответ на очередное обострение в 1997 г. банковского кризиса (банкротство ряда крупных банков и инвестиционных компаний) правительство ускорило реформу финансово-кредитной системы, получившую название "Биг бэнг". или "Большой взрыв". В ее основе лежит стремление привести финансовую систему страны в соответствие с требованиями мировых стандартов конца XX в. Главными принципами работы новой системы должны стать понятия "свобода", "справедливость" и "глобальность". Основные объекты реформы - институты и структура финансово-кредитной системы, рынок ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой.

Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов; создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг; повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы. Экономический эффект запланированных мер оценивается в 13.9 трлн. иен. Правительство рассчитывает получить конкурентоспособную финансово-кредитную систему инвестиционных и финансовых компаний, банков, фондовых и валютных рынков и других институтов. Ожидается, что в результате реформы будет существенно изменена система отношений между деловыми кругами и правительством.

Большие надежды возлагаются и на интернационализацию финансовой системы страны, активное привлечение зарубежных инвесторов. Особенно важными с этой точки зрения являются повышение "прозрачности" японского бизнеса - введение более жестких требований в отношении информации о финансовом состоянии участников фондового рынка, банков и инвестиционных компаний.

 

Программа всесторонних экономических мер


В апреле 1998 г. кабинет Хасимото предложил Программу всесторонних экономических мер. Ее основная цель - скорейшее возвращение экономики Японии на путь выздоровления, высокой эффективности и потенциала для успеха в XXI в. Программа призвана решить задачи расширения спроса, продвижения экономических реформ и решения проблемы "плохих долгов".

Меры стимулирования экономики включают дальнейшее сокращение ряда налогов, подготовку к снижению в течение последующих трех лет (1998-2001 гг.) корпоративных налогов до мирового уровня. Правительство планирует создать "гибкую и созидательную экономическую структуру", которая соответствовала бы изменяющимся реалиям мировой экономики и общества. Основой ее развития должны стать национальный капитал, подготовленные и высокообразованные трудовые ресурсы и передовые технологии. Особенность такого подхода - опора на самореализацию частного капитала на основе принципа равной конкуренции.

 

Пакет неотложных экономических мер


Основные направления пакета - стабилизация финансовой системы, общее оздоровление экономики, сокращение риска глобального экономического кризиса. Оздоровление финансовой системы предусматривает повышение эффективности управления и системы рекапитализации ее институтов, расширение механизмов контроля над деятельностью кредитно-финансовых учреждений, в том числе разработку системы раскрытия финансовой информации. Сюда входят также меры, направленные на разрешение проблемы кредитного кризиса, в частности диверсификация каналов получения кредитов. (Стремление банков "оздоровить" долги вызвало сокращение объемов и ужесточение условий предоставления кредитов малым и средним предприятиям.)

Учитывая угрозу повторной волны финансовых кризисов, необходимость восстановления экономики Азии, правительство Японии выделяет значительные суммы на меры, сокращающие риск глобального экономического кризиса. Они включают помощь странам АТР, содействие операциям японских компаний за рубежом (расширение займов малым и средним предприятиям, финансовую помощь японским компаниям, участвующим в восстановлении экономики стран регионов предоставление специальных иеновых займов.

Положительные прогнозы японских экономистов в определенной степени подкрепляются результатами исследования экономических ожиданий национальных компаний - индекс "танкан" (разность между процентом компаний, имеющих оптимистические экономические ожидания, и процентом компаний, придерживающихся пессимистических ожиданий), проводимого Банком Японии. Во втором квартале 1999 г. индекс "танкан" для крупных промышленных компаний составил 37, что на 10 единиц превышает данные мартовского опроса. Для крупных непромышленных компаний он составил 28 (против 34 в марте). Экономические ожидания малого и среднего бизнеса также стали менее пессимистичными. Однако, как резонно отмечают эксперты инвестиционных компаний, работающие в Японии, необходимо помнить, что "корпоративные экономические ожидания - не то же, что ожидания инвесторов, и тем более реальная экономика.

Таким образом, налицо положительные изменения в отношении основных элементов, определяющих перспективы развития экономики страны - экономических ожиданиях, воздействующих (наряду со стимулирующими мерами и реформами экономики) на потребление и инвестиции. Смена кабинетом Обути направления антикризисных мер в сторону разрешения ключевых противоречий японской экономической системы стало фактором, определившим начало оздоровления экономики в первом полугодии 1999 г.

Однако существует ряд обстоятельств, способных замедлить процесс. Во-первых, реформа системы занятости и оплаты труда находится в начальной стадии осуществления, и пройдет время, прежде чем она начнет эффективно действовать. Во-вторых, в рамках нынешней экономической системы могут пробуксовывать усилия по реструктуризации корпораций и повышению их конкурентоспособности.И. в-третьих. повышение курса иены негативно воздействует на фондовый рынок страны. Перечисленное дополняется ростом безработицы, которая на конец июля 1999 г. составила 4.9%.

Как отметил Т. Имаи. "остаются сомнения, сможет ли экономика продвигаться в направлении полного выздоровления, спираясь лишь на поддержку частного сектора. Сегодня разрыв между спросом и предложением в Японии составляет около 30 трлн. иен, а положение государственных финансов не самое лучшее. Это заставляет задуматься о перспективах государственной поддержки экономики, о ее конечных результатах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.