Прежде всего это регионы со слабой экономикой, но имеющие льготы по налогообложению внешнеэкономической деятельности. Следует учитывать, что статистикой регистрируются не реальные экспортно-импортные потоки, а объемы внешнеэкономической деятельности фирм, зарегистрированных в данном регионе. Очевидно, что регистрируемые и реальные потоки товаров могут не совпадать. Именно такими различиями объясняются исключительно большие объемы импорта в таких относительно небольших и слабо развитых субъектах федерации, как Калининградская область, Ингушская Республика, Республика Алтай, Республика Калмыкия. Первые два региона имеют льготные режимы внешнеэкономической деятельности, в связи с чем здесь зарегистрированы многочисленные фирмы, реально функционирующие в других регионах. Что касается Калмыкии, то ее повышенная внешнеэкономическая активность определяется прежде всего невысоким уровнем доходов населения (в 2 раза ниже чем в среднем по России) и, следовательно, небольшой емкостью регионального потребительского рынка. Причины повышенных объемов импорта в Республику Алтай, по-видимому, связаны с ее приграничным положением.
Определенные преимущества межрегиональных оптовых центров имеют Санкт-Петербург, Москва и Московская область.
Выделяются также субъекты федерации, активно участвующие в приграничной торговле со странами, не входящими в СНГ. К ним относятся: Ленинградская область, Республика Карелия, Приморский край, Псковская область.
Из приведенных трех подгрупп наименьшее влияние таможенной политики на экономику регионов будет в первой подгруппе, так как фактическое использование импортной продукции на рынках регионов, имеющих экономические льготы, наверняка в несколько раз ниже расчетной.
Относительно небольшое влияние таможенная политика будет оказывать на экономику тех субъектов федерации, интенсивность импортных поступлений на товарные рынки которых лишь незначительно (в пределах 10 процентных пунктов) превышает пороговый критерий.
Большинство регионов, попавших в эту группу, относятся к старопромышленным, многие из них являются весьма развитыми в экономическом отношении. Определенные вопросы вызывает попадание в эту группу регионов, не отличающихся достаточным уровнем экономического развития. К ним относятся республики Тыва и Северная Осетия, Смоленская и Читинская области. Все эти регионы имеют объемы импорта на душу населения существенно ниже, чем в среднем по РФ. Особенно выделяются в этом отношении Читинская область и Республика Тыва (соответственно 50 и 60 процентов от российских параметров). По-видимому, в данном случае основной причиной являются низкие доходы населения и, следовательно, небольшая емкость региональных рынков.
В третью группу попали регионы, имеющие параметры ниже критических: объем импорта не превышает 10% от емкости регионального потребительского рынка [4, 150].
4.2 Оценка возможностей импортозамещения
Изменения в тарифной политике наиболее ощутимо повлияют на экономику тех регионов, где имеются реальные возможности замещения импорта собственным производством.
Из стран вне СНГ Россия импортирует, главным образом, продукты питания и предметы широкого потребления, поэтому и возможности импортозамещения связаны прежде всего с обрабатывающей промышленностью.
Для ориентировочной оценки используются статистические данные об объемах промышленного производства и удельном весе следующих отраслей: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая, мукомольно-крупяная промышленность. В результате определяются данные об объемах производства обрабатывающих отраслей промышленности на душу населения (см. таблицу 9). По-видимому, чем выше потенциал обрабатывающей промышленности, тем больше возможностей занять на рынке нишу, образовавшуюся в связи с повышением таможенных тарифов.
Всю совокупность субъектов федерации разбиваем на 5 групп по признаку концентрации обрабатывающих производств.
К первой группе относятся регионы, где объем производства на душу населения превышает среднероссийские показатели на 20% и более. Во вторую группу входят регионы, имеющие этот показатель в интервале от 100 до 120%, в третью группу – от 80 до 100%, в четвертую – от 50 до 80% и в самую низшую, пятую группу – менее 50% от среднероссийского уровня [7, 93].
Таблица 9 - Оценка потенциала обрабатывающих отраслей промышленности регионов
Объем пр-ва промыш. прод. в 2000г. млн. руб.
Доля обрабатыв. отраслей (%)
Объем пр-ва обрабатыв. отраслей млн. руб.
Объем пр-ва обрабатыв. отраслей на душу населения (тыс. руб./чел.)
то же в % к РФ
Российская Федерация
4762500
46,8
2228850,0
15,1
100%
Северный экономический район
Республика Карелия
24617
72,0
17724,2
23,2
153%
Республика Коми
50746
25,2
12788,0
11,2
74%
Архангельская область
45104
74,2
33467,2
22,9
152%
Вологодская область
91100
25,5
23230,5
17,6
116%
Мурманская область
48114
38,0
18283,3
18,3
121%
Северо-Западный экономический район
Ленинградская область
55069
52,0
28635,9
17,2
114%
г. Санкт-Петербург
128697
81,1
104373,3
22,4
148%
Новгородская область
18781
79,5
14930,9
20,5
136%
Псковская область
7731
73,1
5651,4
7,1
47%
Центральный экономический район
Брянская область
14662
74,9
10981,8
7,6
50%
Владимирская область
35410
74,7
26451,3
16,5
109%
Ивановская область
14728
75,5
11119,6
9,1
60%
Калужская область
22118
83,0
18357,9
17,0
112%
Костромская область
13290
55,0
7309,5
9,4
62%
Московская область
138024
73,9
101999,7
15,8
104%
г. Москва
229086
77,5
177541,7
20,6
Орловская область
15078
59,5
8971,4
10,0
66%
Рязанская область
22465
51,8
11636,9
Смоленская область
26800
40,9
10961,2
9,7
64%
Тверская область
28568
64,8
18512,1
11,6
77%
Тульская область
42928
63,9
27431,0
Ярославская область
48778
76,8
37461,5
26,5
175%
Волго-Вятский экономический район
Республика Марий Эл
8528
73,5
6268,1
8,3
55%
Республика Мордовия
15035
79,7
11982,9
12,9
85%
Чувашская Республика
19623
80,8
15855,4
11,7
Кировская область
32915
78,6
25871,2
16,3
107%
Нижегородская область
105681
77,6
82008,5
Центрально-Черноземный экономический район
Белгородская область
40421
37,0
14955,8
Воронежская область
36323
70,1
25462,4
10,4
69%
Курская область
25790
59,4
15319,3
Липецкая область
61139
15590,4
12,6
83%
Тамбовская область
12642
81,4
10290,6
8,1
53%
Поволжский экономический район
Республика Калмыкия – Хальмг Тангч
1460
12,2
178,1
0,6
4%
Республика Татарстан
193733
50,6
98028,9
25,9
171%
Астраханская область
18912
24,8
4690,2
4,6
30%
Волгоградская область
57283
46,1
26407,5
9,9
65%
Пензенская область
18205
80,6
14673,2
9,6
63%
Самарская область
161469
80,0
129175,2
39,2
259%
Саратовская область
40535
57,6
23348,2
8,6
57%
Ульяновская область
29070
74,3
21599,0
14,8
98%
Северо-Кавказский экономический район
Республика Адыгея
2780
84,9
2360,2
5,3
35%
Республика Дагестан
5088
45,7
2325,2
1,1
7%
Ингушская Республика
980
14,2
139,2
0,4
3%
Кабардино-Балкаpская Республика
6412
74,1
4751,3
6,2
41%
Карачаево-Черкесская Республика
2728
1767,7
4,1
27%
Республика Северная Осетия
4474
47,3
2116,2
3,2
21%
Чеченская Республика
Краснодарский край
54510
65,7
35813,1
7,2
Ставропольский край
28729
60,3
17323,6
6,5
43%
Ростовская область
58591
60,2
35271,8
54%
Уральский экономический район
Республика Башкортостан
143686
38,2
54888,1
13,4
88%
Удмуртская Республика
53266
57,9
30841,0
18,9
125%
Курганская область
15144
78,0
11812,3
10,8
71%
Оренбургская область
63862
21,2
13538,7
6,1
40%
Пермская область
110079
50,9
56030,2
19,0
Свердловская область
170722
31,9
54460,3
11,8
78%
Челябинская область
143604
24,1
34608,6
Западно-Сибирский экономический район
Республика Алтай
278
51,5
143,2
0,7
5%
Алтайский край
27904
71,5
19951,4
7,5
Кемеровская область
101863
18,8
19150,2
6,4
42%
Новосибирская область
35137
62,3
21890,4
8,0
Омская область
25731
66,1
17008,2
7,9
52%
Томская область
26934
16,1
4336,4
Тюменская область
448667
5,8
26022,7
Восточно-Сибирский экономический район
Республика Бурятия
11496
47,7
5483,6
Республика Тыва
830
20,8
172,6
Республика Хакасия
12756
20,1
2564,0
4,4
29%
Красноярский край
201229
24549,9
Иркутская область
99053
51,2
50715,1
18,5
122%
Читинская область
9752
34,7
3383,9
2,7
18%
Дальневосточный экономический район
Республика Саха (Якутия)
65201
3,4
2216,8
2,2
15%
Еврейская авт. область
1089
55,6
605,5
3,1
20%
Приморский край
41473
73,0
30275,3
13,9
92%
Хабаровский край
59151
69,6
41169,1
27,3
181%
Амурская область
8810
26,8
2361,1
2,4
16%
Камчатская область
14797
68,7
10165,5
26,1
173%
Магаданская область
9928
15,9
1578,6
6,6
44%
Сахалинская область
27276
32,1
8755,6
14,6
97%
Калининградская область
14841
60,7
9008,5
9,5
По специализации на отдельных отраслях обрабатывающей промышленности следует выделить:
Пищевая промышленность – Камчатская область (63%), Мурманская область (18%), Москва (33%), Санкт-Петербург (35%);
Машиностроение – Самарская область (56%), Москва (31%), Санкт-Петербург (36%), Ярославская область (32%), Хабаровский край (50%), Татарстан (20%), Удмуртия (44%), Нижегородская область (47%);
Химическая промышленность – Новгородская область (32%), Татарстан (2-%), Пермская область (20%);
Лесная и деревообрабатывающая промышленность – Республика Карелия (56%), Архангельская область (51%), Иркутская область (22%) [7, 99];
Во второй и третьей группах регионов – преимущественная специализация на машиностроении и пищевой промышленности.
Среди субъектов федерации, характеризующихся пониженным уровнем развития обрабатывающих производств, также превалирует специализация на продукции машиностроения и пищевой промышленности.
В число субъектов федерации с крайне низким уровнем развития обрабатывающей промышленности (менее 50% от среднероссийского уровня) попали следующие: Псковская область (47%), Республика Калмыкия (4%), Астраханская область (30%), Республика Адыгея (35%), Республика Дагестан (7%), Ингушская Республика (3%), Республика Кабардино-Балкария (41%), Республика Карачаево-Черкесия (27%), Республика Северная Осетия – Алания (21%), Краснодарский край (47%), Ставропольский край (43%), Оренбургская область (40%), Республика Алтай (5%), Кемеровская область (42%), Томская область (27%), Ямало-Ненецкий а.о. (14%), Республика Бурятия (35%), Республика Тыва (4%), Республика Хакасия (29%),Читинская область (18%), Республика Саха (15%), Еврейская авт. область (20%), Чукотский а.о. (8%),Амурская область (16%), Магаданская область (44%) [7, 100].
4.3 Группировка субъектов федерации по степени влияния таможенной политики
Анализ внешнеэкономической активности субъектов федерации и их возможностей обеспечить импортозамещение позволяет выделить несколько групп регионов, экономика которых может по-разному реагировать на вступление России в ВТО. За основу группировки принимается положение о том, что степень воздействия будет усиливаться по мере увеличения объемов импорта и возрастания потенциала обрабатывающих производств. Вся совокупность субъектов федерации делится на пять групп. В первую группу попадают регионы, экономика которых практически не зависит от интенсивности импорта и не обладает потенциалом импортозамещения. Критериальными показателями в данном случае выступают минимальный размер импорта (менее 10% от емкости потребительского рынка), а также минимальный потенциал обрабатывающих производств (менее 50% от среднероссийского уровня).
Во вторую группу включены субъекты федерации, имеющие крайне низкие параметры по одному из критериальных показателей, независимо от величины другого показателя. В третью группу попали субъекты федерации, обладающие средними параметрами по обоим показателям. В четвертой группе находятся регионы, сочетающие средний и высокий уровень критериальных показателей. Пятая группа состоит из регионов, имеющих наиболее высокие оценки и по первому и по второму критерию. Исходя из результатов проведенных расчетов, в число регионов, на экономику которых вступление России в ВТО может оказать существенное влияние, входят 23 субъекта федерации (4 и 5 группы). Регионы, относящиеся к III группе, ощутят влияние вступления РФ в ВТО, однако это воздействие вряд ли заметно отразится на их экономическом положении. Что касается II группы, то в ее составе имеются регионы, по-видимому, обладающие значительными потенциальными возможностями, поэтому при дальнейших более детальных исследованиях некоторые из них могут перейти в более высокую группу. В частности, в это число следует включить субъекты федерации, обладающие широкими возможностями развития пищевой промышленности: Воронежская и Омская области, Алтайский и Краснодарский края [7, 122].
Заключение
Изложенное выше определяет значение обеспечения в дальнейшей работе по формированию зоны свободной торговли и таможенного союза постоянных и предметных консультаций по всему комплексу вопросов, связанных с присоединением к ВТО, и особенно по комплексу проблем, связанных с признанием ВТО создаваемых интеграционных объединений СНГ. Это касается как задачи выработки общей позиции в отношении ВТО, так и дальнейшей работы по формированию таможенного союза и зоны свободной торговли совместно со странами – участницами ЕврАзЭС, в первую очередь Белоруссией и Казахстаном. Тем более, что по заявлению их представителей, эти государства намерены в принципе ориентироваться на темпы и параметры переговорного процесса России в расчете на то, что ее усилия по выработке приемлемых условий присоединения к ВТО облегчат их переговоры по этому вопросу.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
- получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Список литературы
1. Дрыга В.С. Россия и ВТО: перспективы // Экономический вестник, 2006, № 1.
2. Захаров Т.И. Международные отношения. М.: Юнити, 2004.
3. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 474 с.
4. Лимонов С.С. ВТО: задачи и принципы сотрудничества // Экономический вестник, 2005, № 9.
5. Международные отношения / Под ред. В.В. Лазарева. М.: 2003
6. Международные отношения / Под ред. И.Ю. Юрова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7. Международные экономические отношения / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003.
8. Пирогов С.Ю. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. Доклад. М.: МарТ, 2005.
9. Спиридонов А.И. Мировая экономика. М.: ПРИОР, 2005.
10. Тимошенко О.П. Экономика международных отношений // Вопросы экономики. 2004. № 4.
11. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. - М.: Мысль, 2005. – 609 с.
12. Харченко М.М. Россия и ВТО: вопросы сотрудничества // Экономический вестник, 2003, № 9.
13. Шмелев Н.П. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. - М.: Просвещение, 2006. – 524 с.
14. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. Вып. 2. -М.: ДА МИД РФ, 2006.
15. Яковлева И.М. Общая характеристика ВТО // Вопросы экономики, 2005, № 7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7