Введение
Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Цель работы – рассмотреть отношения ВТО и России.
Задачи работы – определить особенности сотрудничества России и ВТО; рассмотреть принципиальную возможность получения количественных оценок последствий вступления России в ВТО: основные методические подходы; охарактеризовать отраслевые последствия вступления в ВТО: результаты расчетов по отдельным товарам и товарным группам; изучить оценку влияния вступления России в ВТО на экономику субъектов федерации.
1. Сотрудничество России и ВТО
1.1 Проблема вступления в ВТО
Активная дискуссия по проблемам вступления в ВТО имеет один существенный недостаток, состоящий в полном отсутствии каких-либо количественных оценок последствий для российской экономики этого желанного и, видимо, неизбежного события.
Отсутствие такого рода оценок объясняется, во-первых, наличием огромного количества нетарифных методов регулирования, практически не поддающихся количественной оценке, а, во-вторых, отсутствием внятных методик и соответствующего инструментария для получения количественных оценок последствий изменения уровня внешнеторговых тарифов.
Получить обобщающие и взаимоувязанные оценки последствий использования различного рода нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, видимо, действительно невозможно.
В то же время, рассчитать народнохозяйственных последствий тех или иных сценариев изменения внешнеторговых пошлин и необходимо и возможно. При этом ключевая проблема состоит в том, чтобы понять, как то или иное изменение импортной пошлины, повлияет на масштабы внутреннего производства. Безусловно, такого рода влияние нельзя оценить абсолютно точно. Тем не менее, события последних лет (в особенности 1998-1999 гг.) дают, на наш взгляд, достаточно информации для того, чтобы измерить степень воздействия изменения импортных пошлин на динамику импорта и, как следствие, на динамику внутреннего производства.
В то же время осуществление такого рода экономических измерений является не совсем тривиальной задачей. Дело в том, что импортные пошлины в 1998-1999 гг. практически не изменялись. Да и, вообще, как известно, на динамику импорта в 1998-1999 гг. повлияли не импортные пошлины, а резкое изменение курса доллара. Тем не менее, задача, актуальная для исследования последствий вступления в ВТО, состоит в том, чтобы оценить влияние именно импортных пошлин (а не курса доллара) на экономическую динамику.
1.2 Изменения условий внешнеэкономической деятельности
Изменения условий внешнеэкономической деятельности могут повлиять на экономическое положение субъектов федерации по нескольким направлениям. Основной эффект обусловлен изменением таможенных тарифов, что может привести к изменениям в объемах импорта и созданию условий для увеличения или сокращения собственного производства импортозамещающей продукции. В свою очередь, это скажется на размерах производства в сопутствующих отраслях, на численности занятых и доходах населения.
Таким образом, на региональном уровне эффект зависит от размеров импорта по отдельным товарным группам и возможностей местной промышленности обеспечить импортозамещение.
Учитывая изложенное, ориентировочная предварительная оценка возможного воздействия вступления России в ВТО на экономику регионов осуществляется на основании региональных данных об объемах импорта и уровня развития обрабатывающих отраслей. При этом интенсивность импорта оценивается на основании данных об импорте из стран дальнего зарубежья. Такое решение связано с тем, что вступление в ВТО оговаривает правила взаимоотношений с участниками этой организации, а со странами СНГ пока действуют другие нормативы.
Возможности импортозамещения ориентировочно определяются на основании данных об уровне развития в регионах отраслей обрабатывающей промышленности.
Расчеты возможных масштабов изменения импорта производятся с учетом коэффициентов эластичности, определенных в предыдущих разделах.
Следует учитывать, что часть субъектов федерации либо весьма слабо зависит от импорта из дальнего зарубежья, либо не имеет достаточно развитой промышленности, способной конкурировать с импортными товарами. Поэтому такие регионы исключаются из последующих расчетов [2, 67].
2. Принципиальная возможность получения количественных оценок последствий вступления России в ВТО: основные методические подходы
2.1 Методика расчета эквивалентной импортной пошлины
Решение сформулированной выше задачи существенно облегчается, если понять, что влияние роста курса доллара на экономику в некотором смысле эквивалентно росту импортных пошлин. Действительно, и рост курса доллара и увеличение импортных пошлин приводит к повышению цен на импортируемую продукцию на российском рынке. Результатом этого является сокращение импорта и, как следствие рост внутреннего производства. В то же время в количественном плане одна и та же пропорция изменения импортных пошлин и обменного курса имеют разные последствия как для роста потребительских цен, так, соответственно, и для динамики импорта.
Задача, таким образом, сводится к определению таких количественных соотношений между динамикой обменного курса и динамикой импортных пошлин, которые обеспечивает в итоге тождественный рост потребительских цен.
Для того чтобы дальнейшие рассуждения и математические выкладки сделать совершенно прозрачными введем новое понятие – эквивалентной пошлины.
Эквивалентной импортной пошлиной назовем такой уровень импортной пошлины, который, с точки зрения защиты внутреннего рынка, эквивалентен защитительному эффекту падения курса национальной валюты.
Для расчета эквивалентной пошлины, введем следующие обозначения:
tt – исходная таможенная пошлина;
stt - доля исходной таможенной пошлины в цене конечного потребления;
I$ - индекс роста номинального курса доллара;
Ip – индекс роста цен в экономике – в общем случае эквивалентен дефлятору ВВП;
k – коэффициент (индекс) роста эквивалентной пошлины по отношению исходному значению таможенной пошлины;
Et – эквивалентная таможенная пошлина.
Методика расчета эквивалентной импортной пошлины достаточно прозрачна и состоит в том, чтобы рассчитать такой уровень пошлины, который бы обеспечил опережение роста цен на импортируемую продукцию (относительно общего роста цен в экономике) эквивалентное фактическому опережению роста цен на импорт, вызванному резким изменением курса доллара в 1998-1999 гг.
Формальное тождество, из которого рассчитывается коэффициент k, выглядит следующим образом:
(1) (stt + (1 – stt)) * (I$/Ip) = (1 – stt) + stt * k;
(2) k = (I$/(Ip*stt)) – 1/stt + 1
В формуле (1) выражение (I$/Ip), представляющее соотношение номинального курса и дефлятора ВВП как раз и является индикатором опережения цен на импортную продукцию. Уровень эквивалентной пошлины есть произведение базовой импортной пошлины и коэффициента k, то есть:
(3) Et = tt * k;
Используя приведенные выше формулы и фактические значения динамики курса доллара и дефлятора ВВП в 1998 г. легко оценить величину эквивалентной пошлины для различных базовых значений импортной пошлины. То есть, при прочих равных условиях, изменение ценовых пропорций 1998 г. (имеется в виду изменение соотношение курса и дефлятора ВВП) эквивалентно следующему изменению импортных пошлин при различных их базовых значениях.
Таблица 1
Базовое значение импортной пошлины
5.0%
10.0%
15.0%
20.0%
25.0%
30.0%
Эквивалентная пошлина
57.1%
64.6%
72.1%
79.6%
87.1%
94.5%
Рост пошлины - в разах
11.43
6.46
4.81
3.98
3.48
3.15
То есть, для товаров, имевших уровень импортной пошлины до событий августа 1998 г. в 5%, последовавший за этими событиями рост курса доллара был эквивалентен увеличению импортной пошлины в 11.4 раза. Соответственно для товаров, имевших уровень импортной пошлины в 30%, это означало увеличение импортной пошлины в 3.15 раза.
В то же время приведенные выше результаты имеют достаточно общий и, в этом смысле, приблизительный характер. Очевидно, что если проводить такого рода расчеты для конкретного вида товара (или товарной группы) необходимо заменить в формуле (1) и (2) дефлятор ВВП на характеристику роста цен данного конкретного товара или товарной группы. Кроме того, вообще говоря, при наличии прямой статистики роста цен на импортные товары может быть более корректно было бы использовать именно эти данные вместо индекса роста курса доллара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7