Рефераты. Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.) p> В связи с отказом Казахстана от ядерного оружия, важнейшим документом для обеспечения безопасности Казахстана явился Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5 декабря 1994 г. Заявление Китайского правительства о предоставлении
Казахстану гарантии безопасности позволило нашей стране укрепить безопасность всех стран, не обладающих ядерным оружием, включая Казахстан.

Так как Россия является ближайшим соседом и союзником Казахстана,
Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном ХХI столетие, заключенное в Москве 6 июля 1998 года, стало возможным благодаря дружбе наших народов и личной дружбе президентов наших стран. В соответствие с интеграционными предпосылками в направлении ЕврАзЭС эта декларация еще больше укрепляет дружбу – гарантию национальной безопасности, политической стабильности, межнационального согласия и процветания обоих государств. Республика
Казахстан и Российская Федерация, как добрые соседи обязуются всемерно учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической, военной и других областях.

Особое место в системе внешнеполитических отношений Казахстана занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской
Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем
- 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.

На постсоветском пространстве Казахстан является одним из основных инициаторов интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г.
Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции
Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно, через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран
Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии, тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в прямом, так и в переносном смыслах жизненно необходим.

Кроме того, Казахстан обладает колоссальными земельными и природными ресурсами. При этом страну нельзя назвать густонаселенной. Территорию в
2724,9 тыс. кв. км населяет 14 млн. 841 тыс. человек (на 1 января 2001 г.).
По территории Казахстан более чем в два раза превосходит другие центрально- азиатские страны, вместе взятые. В то же время, плотность населения в среднем составляет 5,5 человека на 1 кв. км, что представляет собой самый низкий показатель в ближайшем геополитическом окружении республики. Если по площади территории Казахстан уверенно входит в десятку крупнейших стран мира, занимая 9 место после Индии и Аргентины, то по численности населения у него только 57 позиция.

Глава 2.

Угрозы национальной безопасности Республики Казахстануна современном этапе.

Без учета угроз национальной безопасности нельзя строить концепцию национальной безопасности и внешней политики. В Законе Республики Казахстан
«О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 5 перечисляются угрозы национальной безопасности:
1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;
2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории государства;
3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики

Казахстан, агрессии против нее;
4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;
5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;
7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;
8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;
11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;
12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;
13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны. [8,29] Указ Президента РК от 26 марта

1999 года № 88 «О Совете безопасности РК».// Национальная безопасность: итоги десятилетия. Сборник документов. Астана: Елорда, 2001. - 480 с.

Таким образом видно, что существует очень длинный перечень угроз национальной безопасности РК на современном этапе.

Ширин Акинер считает, что угрозы безопасности Казахстана могут определяться как его внутренней политикой , так и событиями за пределами его границ. Очень выдержанная политика президента Назарбаева была направлена на сохранение мира между крайне русифицированной северной частью северного Казахстана и казахским югом: президент совершенно не приветствовал проявления национализма ни со стороны русских, ни со стороны казахов проживающих в республике. Самой большой внутренней угрозой казахско- русским отношениям, вероятно, является серьезное ухудшение экономики и последующее за ним социальное напряжение, а также вызванные этим споры между казахами и русскими.
Неспособность контролировать персечение границ людьми и товарами, так же, как наркотиками и оружием, представляют потенциальную угрозу, ответом на которую могут стать только коллективные акции совместно с другими государствами региона.

Среди внешних угроз, которые могут повлиять на безопасность
Казахстана, можно назвать следующие: растущий российский национализм, который может привести к попыткам персмотреть северную границу республики и включить северные области в состав Российской Федерации; нестабильность в южных регионах, принявшая форму радикальных исламских движений и других социальных и политических потрясений; существенное сосредоточение военной силы и военных баз вдоль границы Казахстана, а также вероятный распад
Российской Федерации, который мог бы привести не просто к возникновению нестабильности в Северном Казахстане, но и поставить под сомнение серьезность гарантий, включая ядерные, данные Россией Казахстану по обеспечению его безопасности.

Китай по своим размерам представляет другое государство, которое могло бы угрожать Казахстану. И он представлял собой это в прошлом.
Существовали опасения , что рано или поздно Китай предъявит территориальные претензии на часть Восточного Казахстана. Эта территория была оккупирована во время джунгарского вторжения в начале ХХYIII века; джунгары были предшественниками китайцев в Синьцзяне, и любое пекинское правительство от императорского до коммунистического рассматривало все временно оккупированные китайцами территории как владения Китая. Казахстан не в состоянии ни в одиночку, ни коллективно сопротивляться потенциальному ультиматуму Китая по пересмотру границы в пользу КНР. Akiner Sh. Soviet
Military Legacy in Kazakhstan // Jane's Intelligence Review. December 1994
- Asia, pp.552-555 После распада СССР и образования СНГ была создана совместная делегация Казахстана, России, Киргизии, Таджикистана для переговоров с КНР. В результате перговоров было согласовано более 90% участка казахстанско-китайской границы. 26 апреля 1994 года между руоводителями РК и КНР было подписано соглашение о границе, которое вступило в силу 11 сентября 1995 года. Но проблема состояла в том, что осталисьнесогласованными два спорных участка общей площадью более 1000 кв. км.: район Чоган-Оба (Восточно-Казахстанская область) и район реки
Сарычильды (Алматинская область). Из 994 кв.км. земель 537 кв.км. (57 %) остались за Казахстаном, а 407 кв.км. (43%) отошли Китаю. Следует заметить, что о существовании данной проблемы, широкая общественность узнала только после передачи земель Китаю. Материалы научно-практической конференции
"Международные отношения : теория-практика-поиск" Алматы, 1999 С. 110

По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РК Яо Пэйшеня
"Китай отказывается от сферы влияния в Центральноазиатском регионе, не диктовал и не будет диктовать свою волю государствам региона".
Аналитическое обозрение "Analytic" Информационно-аналитический журнал №
3/2002 С. 3. В данное время, Китай сотрудничает с Казахстаном в области безопасности и экономики, но как кажется, Господин Посол лукавит, говоря об отказе от сферы влияния и "пограничный вопрос"- тому подтверждение.

Западные авторы выделяют следующие потенциальные источники, представляющие угрозу безопасности Казахстана:

8. постимперская Россия, претендующая на защиту всего русского и так называемого русскоязычного населения;

9. коммунистический Китай с его растущей экономикой и территориальными претензиями;
10. мусульманский Юг с его различными радикальными и фундаменталисткими движениями;
11. этнический сепаратизм внутри республики, способный спровоцировать внешнее вмешательство.

Но западные авторы не упомянули опасность размещения войск НАТО на базах стран Центральной Азии. По мнению Ашимбаева М.С. данный факт, является проверкой на прочность одного из ключевых принципов в евразийском направлении внешней политики Китая - принципа "безопасного соседства".
Аналитическое обозрение "Analytic" Информационно-аналитический журнал №
5/2002 С.5
Что касается мусульманского Юга, то угрозы с его стороны будут исходить еще очень долго, к сожалению, и угрозы эти вполне конкретны и осязаемы. Во- первых, в непосредственной близости находится Афганистан, обстановку в котором даже после разгрома талибов, достигнутого усилиями
Антитеррористической коалиции, трудно назвать стабильной. Во-вторых, в
Узбекистане довольно прочно обосновалось ИДУ - Исламское движение
Узбекистана, а в Киргизии (на юге) вольготно чувствуют себя эмиссары "Хизб- ут-Тахрир" - исламского движения с откровенно радикальными лозунгами. К слову, буквально недавно казахстанские спецслужбы задержали в нескольких районах Южно-Казахстанской области молодых парней с большой партией листовок экстремистского содержания. Такие же листовки были обнаружены в почтовых ящиках многоквартирных домов в областном центре - Шымкенте. В- третьих, наличие под боком у Казахстана густонаселенных "эпицентров нищеты"
(вроде Ферганской долины Узбекистана) делает вполне реальной опасность неконтролируемых миграционных потоков. Вполне понятно, что наша страна пытается противостоять этому: проводит операцию "Мигрант", выдворяя за пределы страны нарушителей паспортно-визового режима. В-четвертых,
Центральная Азия соседствует с так называемой "дугой нестабильности", по которой с каждым годом увеличиваются потоки наркотиков, оружия, нелегальных мигрантов и т.д. В-пятых, на китайском напрвлении непосредственно с нами граничит Синьцзян - постоянно тлеющий огонь уйгурского сепаратизма. А ведь только в Казахстане существует 400-тысячная уйгурская диаспора, настроения внутри которой неоднозначны. Газета. Время. Статья политолога Георгия
Бушуева. Алматы. 24 апреля 2003. С. 16.
Военная безопасность была и остается одним из важнейших компонентов национальной безопасности Республики Казахстан. В Законе о национальной безопасности Республики Казахстан ей отводится значительное место. Ст. 20 данного закона обязывает все органы, должностных лиц государства, организации и граждан содействовать укреплению обороноспособности
Республики Казахстан, поддерживать и повышать уровень боеспособности
Вооруженных Сил Республики Казахстан, способствовать сохранению мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов). Закон запрещает принятие каких бы то ни было решений и действий, способных нанести ущерб обороноспособности Республики Казахстан и боеспособности
Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. За исключением случаев, предусмотренных международными договорами, ратифицированными
Республикой Казахстан, не допускается размещение на территории Казахстана венных баз иностранных государств, транзитные пересечения и провоз через территорию Казахстана воинских формирований, вооружений и военной техники иностранных государств. Закон предусматривает привлечение Вооруженных
Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан к обеспечению национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.