Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз - войны с другими государствами и гражданской войны. [6,4 ]
В связи с этим, вначале рассмотрим формулировки и дефиниции употребляемые и связанные с национальной безопасностью РФ.
Концепция национальной безопасности - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)Национанальная безопасность и геополитика России. № 6-7 Москва. С. 14.
В Законе Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики Казахстан" от 26 июня 1998 года также имеются определения концепции национальной безопасности и национальной безопасности: концепция национальной безопасности - официально принятая система взглядов и мер по обеспечению защиты конституционных прав личности и граждан, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.
Под национальной безопасностью РК понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. Закон "О национальной безопасности РК" от 26 июня 1998 года. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001. С. 225.
Концепция национальной безопасности России - официальный взгляд ее руководства на сущность данного понятия и природу связанных с ним факторов. Представляется, что данный долгосрочный документ должен содержать самые общие ответы на следующие основные вопросы: 1 Как государство понимает национальную безопасность и каково ее место в проводимой политике; 2 Что оно представляет собой и к чему стремится в нынешнюю эпоху; 3 Как они намерены двигаться к поставленной цели и преодолевать возникающие препятствия.
Доктрина национальной безопасности - совокупность руководящих политических принципов государства, положенных в основу самосохранения, самопроизводства и самосовершенствования народов страны. К компетенции этого среднесрочного документа следует отнести более конкретные и развернутые ответы на вопросы, касающиеся понимания Россией:
Базовых тенденций и противоречий каждого пятилетия;
Обусловленных ими проблем и вызовов нации;
Возможных способов предупреждения либо парирования в этот исторический период.
Стратегия национальной безопасности - выбранный с учетом складывающейся ситуации наиболее рациональный способ действий руководства России по поддержанию требуемой жизнестойкости нации. В сферу данного краткосрочного документа должно относится разъяснение позиции государства по вопросам, связанным с:
. уточнением требующих парирования вызовов и угроз нации;
. определения адекватных им сил и средств;
. организацией всестороннего обеспечения осуществляемых с их помощью действий.
Таким образом, видно что, определения национальной безопасности РФ и Республики Казахстан совпадают, мы должны определить и проанализировать их уникальные особенности и различия. № 8 (25) - 2001 Москва С. 42. Национальная безопасность и геополитика России. Журнал.
Россия как, и Казахстан находится на новом этапе исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально- экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Произошла смена парадигмы национальной безопасности, что, в свою очередь, позволило рассматривать роль и место наших стран в мире, систему их национальных интересов, возможностей и путей их достижения.
На различных исторических этапах развития России понимание национальной безопасности было разным. Так, в СССР в основу политики национальной безопасности была положена доктрина государственной безопасности, в которой интересы личности и общества были подчинены интересам государства. После крушения коммунизма, в начале 90-х годов, политическое руководство России явно легкомысленно, мягко говоря относилось к проблемам национальной безопасности.
Постепенно ситуация здесь стала все же выравниваться, что отразилось в принятии закона РФ "О безопасности". Однако можно с уверенностью сказать, что на протяжении 90-х годов реально проблемам национальной безопасности уделялось явно недостаточно внимания, результатом чего явились беспрецедентные провалы во внутренней и внешней политике России.
В Казахстане в отличие от России четко понимали проблемы национальной безопасности, свидетельством чему служат слова Президента Казахстана Н.А.Назарбаева обращенные народу Казахстана, он говорит: "Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития". Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. "Раритет". 2002. С. 21. После развала СССР, руководство нашей страны столкнулось со сложнейшей проблемой обеспечения национальной безопасности, и первым логичным шагом было создание казахстанских вооруженных сил. 7 мая 1992 года Указом Президента было образовано Министерство Обороны Республики Казахстан, этим же указом воинские части, соединения и учреждения, дислоцированные в Казахстане, были взяты под юрисдикцию республики и вошли в состав Вооруженных Сил Казахстана. Газета//Казахстанская правда//1992. 8 мая. Создание Вооруженных Сил Казахстана было логичным и объективным шагом руководства республики, так как в прошлом внешняя безопасность обеспечивалась коллективными усилиями и единым военно-политическим потенциалом бывшего СССР.
Одной из стержневых идей Концепции национальной безопасности РФ является усиление роли государства во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной. Эта идея прослеживается практически по всему тексту Концепции. Как, например, отмечено в программе партии "Единство", "только сильное государство способно реально обеспечить равные права и свободы граждан на всей территории страны, надежно защитить людей, их благополучие и покой от посягательств преступников, а наш общий дом - от внешних угроз". Журнал. Национальная безопасность и геополитика России. № 6- 7 (23-24) 2001. Москва. С. 43.
В Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев также заостряет внимание на том, что для обеспечения своей независимости мы должны сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Он также отдает приоритет государственной безопасности в первую очередь, сказав, что от коллективной безопасности каждый человек выигрывает значительно больше, чем когда удовлетворены его личные интересы, а безопасность общества находится на грани риска. Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. "Раритет". Алматы. 2002. С. 21
Важнейшей проблемой, стоящей перед российским обществом, как и перед казахстанским, является обеспечение безопасности в сфере духовной жизни. В Концепции указывается, что "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя ...защиту культурного, духовно- нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни,...формирование государственной политики в области духовно- нравственного воспитания населения". Концепция Национальной безопасности Российской Федерации//Российская газета. - 2000. 18 января.
В Стратегии Развития Казахстана 2030, в разделе, посвященном национальной безопасности Президент Казахстана Н.А. Назарбаев говорит, что мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувства патриотизма и любви к своей стране. С.22 Проблемы духовно-нравственного развития стоят остро в обоих государствах, по причине смены общественно-экономической формации и идеологии, ведется поиск своего места в мировом сообществе. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассматриваются национальные интересы, так как национальная безопасность любой страны строится на защите ее интересов. В основном национальные интересы России и Казахстана совпадают по множеству параметров, так в них можно найти общее для обоих государств желание войти в мировое экономическое сообщество и создание благоприятных законодательных, политических и экономических условий для привлечения, как в Российскую, так и в Казахстанскую экономику инвестиций как отечественных, так и иностранных при этом приоритет должен быть отдан отечественному капиталу. Специальное внимание должно быть уделено мерам по привлечению к внутренним инвестициям капитала, вывезенного за рубеж. Сильная президентская власть является важным условием обеспечения общественного согласия, если она действует с учетом интересов всех основных составляющих общества, а не отдельных его элементов. Национальная безопасность и геополитика России. № 11-12 (28-29) - 2001 Москва. С. 45
В выступлениях, интервью Президента России В.В. Путина постоянно говорится о необходимости усиления роли государства, и, вместе с тем о незыблемости принципов правового государства. Этот подход можно увидеть и в новой редакции Концепции национальной безопасности, утвержденной 10 января 2000 года. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24) - 2001 Москва. С. 14 Одной из стержневых идей Концепции национальной безопасности РФ является усиление роли государства во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной. Эта идея прослеживается практически по всему тексту Концепции.
В Концепции особо отмечено, что одним из условий обеспечения национальной безопасности является "противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".Журнал. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24)-2001. С.43
Особую проблему представляет усиливающаяся ориентация на зарубежье с усилением сепаратистских тенденций удаленных от Центра регионов. Важно также культивирование на всем пространстве страны общенациональных духовных, нравственных, культурных ценностей, формирующих чувство принадлежности к единой нации и культуре. Национальная безопасность и геополитика России. № 11-12 (28-29)-2001.С. 21
В Послании Президента народу Казахстана есть такие слова: "У всех граждан Казахстана должно развиваться чувство патриотизма и любви к своей стране". Послание президента народу Казахстана. Стратегия 2030 С. 22.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о необходимости поощрения миграции российского населения в отдаленные малонаселенные районы. Журнал // Национальная безопасность и геополитика России//№ 9-10 (26-27) 2001. С. 20 Данная проблема также имеет место и в Казахстане. В Центральной Азии, в период с 1970 по 1993 годы, население выросло на 2.9 % в Таджикистане, 2.6 % в Узбекистане, 2.5 % в Туркменистане, 1.9 % в Кыргызстане, и только на 1.1 % в Казахстане, половину населения которого составляют русскоязычные. The clash of civilizations and the remaking of world order. Samuel P. Huntington. TOUCHSTONE Rockfeller Center.//1230 Avenue of the Americas. New York, NY 10020 С.117. У нас существует аналогичная проблема воспроизводства населения, и ее нужно решать как можно скорее, так как руководство обеих наших стран осознает угрозу китайской людской экспансии в Сибирь и Казахстан. По поводу этой проблемы Президент Н.А. Назарбаев высказался так: "В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая и миграционная политика. Если наши государственные органы по-прежнему будут относится к этому безучастно, то мы на пороге ХХ! века войдем вслед за Россией в ситуацию "демографического креста", когда численность снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом. Эта тенденция должна быть немедленно остановлена". Казахстан 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. "Раритет" 2002. С. 24
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12