Рефераты. Нормативная база и состав унифицированной системы внешнеторговой документации

К обязанностям продавца относятся:

• поставить товар в соответствии с условиями договора купли продажи с предоставлением торгового счета-фактуры или эквивалентного ему электронного сообщения;

• оформление лицензий, разрешений;

• заключение договора перевозки и страхования;

• поставка - поставить товар в нужное место и в нужное время;

• переход рисков - при переходе собственности на товар;

• распределение затрат - несет все затраты до передачи прав покупателю;

• уведомление покупателя о поставке товара;

• доказательство поставки;

• поверка, упаковка, маркировка,

• иные обязательства.

Обязанности покупателя:

• уплатить цену за товар;

• прием поставки - обязан принять поставку товара;

• уведомление продавца о том, когда он приедет за товаром, а также несет обязательства по лицензиям, договору перевозки и страхования, распределению затрат, по проверке товара в зависимости от условий поставки.

Основным правом, как продавца, так и покупателя является право расторгнуть контракт при несоблюдении одного или нескольких его пунктов. Права базируются как на торговом обычае, так и на законодательстве выбранной контрагентами страны.

Форс-мажор

Политико-экономическая ситуация или иные факторы, определяющие характер сделки и имеющие место на момент совершения контракта, с течением времени могут измениться столь существенно, что само существование такой сделки является нереальным или неразумным, а в отдельных случаях принципиально невозможным. Такие обстоятельства существуют вне воли и предвидения сторон контракта. Они могут трактоваться как коммерческая неосуществимость, форс-мажор, отпадение основы сделки, непреодолимая сила и др. в зависимости от доктрины правовой системы. Все правовые системы предусматривают освобождение стороны сделки от ответственности за неисполнение обязательств, возникающих по ряду причин, относимых к разряду форс-мажорных или непреодолимой силы — чрезвычайные, непредвидимые, непредотвратимые.

Стороны не несут ответственности за неисполнение обязательств, если докажут, что это неисполнение было вызвано препятствием, находящимся вне их контроля и что нельзя было принять это препятствие в расчет при заключении контракта либо избежать препятствия или его последствий разумными и доступными способами или действиями.

Почти все контракты содержат условия, которые разрешают переносить срок исполнения контракта или вообще освобождают стороны от полного или частичного выполнения обязательств по контракту в случае наступления после заключения контракта не зависящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по контракту. Такие обстоятельства обычно именуются в контракте «непредвиденными» или

«форс-мажорными». Соответствующее условие в контракте называется «оговорка о непреодолимой силе», «форс-мажор», «случаи, освобождающие от ответственности», «основания для освобождения от ответственности» и т.п.

Обстоятельства непреодолимой силы можно разделить на несколько категорий. Это, в первую очередь, обстоятельства стихийно-природного свойства. Это может быть — шторм, землетрясение, пожар (вызванный стихийным бедствием, ударом молнии), наводнение, сильный снегопад и другое стихийное бедствие природного происхождения. К другой категории обстоятельств непреодолимой силы относятся обстоятельства, вызванные деятельностью человека - политико-экономические ситуации и чрезвычайные происшествия. К таким относят войну, гражданские волнения, решения высших политических и властных структур. К таким относится пожар, вызванный поджогом[38].

Такие обстоятельства могут вызвать: гибель объекта контракта; принципиальную невозможность поставки в связи с военными действиями или по причинам возникновения обстоятельств, которые привели к юридической противоправности данной сделки; создание новшеств и открытий, делающих неразумным применение объекта сделки.

Важная категория обстоятельств непреодолимой силы — срок их действия. Они разделяются на две категории: длительные и кратковременные.

В интересах обеих сторон заранее, в пределах разумного, определить, какие обстоятельства они относят к форс-мажорным, иначе эти обстоятельства могут истолковываться в соответствии с торговыми обычаями страны исполнения контракта. Обычно продавец стремится перечислить в контракте максимальное число возможных обстоятельств, включая и такие, как: невозможность получения транспортных средств, авария на производстве, недостача сырья, электроэнергии, рабочей силы. При обстоятельствах непреодолимой силы срок исполнения контракта отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать эти обстоятельства или их последствия. Если такие обстоятельства будут продолжаться дольше согласованного сторонами в контракте срока, то каждая из сторон имеет право отказаться от дальнейшего исполнения своих обязательств по контракту, и в этом случае ни одна из сторон не будет иметь права на возмещение другой стороной возможных убытков.

Санкции и рекламации. Торговый обычай и добрый порядок предусматривают обязанность нарушивших имущественные права и законные интересы покупателя восстановить их добровольно, не ожидая предъявления претензии.

Однако, если такового не происходит, потерпевшая сторона предъявляет претензию. Истец обязан до предъявления иска в арбитраж предварительно обратиться с претензией непосредственно к контрагенту (ответчику), а последний в течение указанного в законе срока (претензионного срока) обязан дать ответ на претензию.

Претензия определяется как жалоба, притязание, возражение. «Претензия» — требование, предъявляемое покупателем к своему контрагенту в целях восстановления нарушенных прав и урегулирования разногласий по любым хозяйственным отношениям. Понятие рекламация применяется в более узком и частном смысле — это претензия в связи с ненадлежащим качеством продукции, чаще всего по продукции, на которую имеется гарантия и установлен гарантийный срок. Однако в последующем тексте оба эти термина равнозначны.

Предъявление претензии — это не только право, но и обязанность предприятий и их руководителей, которые лично несут ответственность за состояние претензионной работы.

Рекламации могут предъявляться покупателем только по таким вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, произведенной в соответствии с условиями контракта, а также в тех случаях, когда обнаружено, что представленные продавцом документы не соответствуют фактическим данным, характеризующим выполнение поставки товара. Стороны в контракте устанавливают порядок предъявления рекламаций; сроки, в течение которых рекламации могут быть заявлены; права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций; способы урегулирования рекламации[39].

Рекламация предъявляется в письменной форме и содержит следующие данные: наименование товара, его количество и местонахождение; основание для рекламации с указанием, в связи с какими именно недостатками она может быть предъявлена, конкретные требования покупателя по урегулированию рекламации. Рекламация обычно предъявляется письменно с приложением всех необходимых доказательных документов, например, актов экспертизы, рекламационных актов, составленных с участием представителя незаинтересованной компетентной организации, актов аварийных комиссаров, а также коносаментов, спецификаций, сертификатов о качестве, а при внутренних недостачах — упаковочных листов, копий телеграмм и сообщений. В указанных документах обязательно делается ссылка на номер контракта и транспортного документа. Датой предъявления рекламации считается дата почтового штемпеля места отправления.

Сроки предъявления рекламации, устанавливаемые в контракте, зависят, прежде всего, от характера поставляемого товара, а также от соотношения сил контрагентов. Обычно, чем больше преимуществ у покупателя перед продавцом в их взаимоотношениях, тем более продолжителен срок предъявления рекламации. Очень часто в контрактах устанавливаются разные сроки для предъявления рекламаций по качеству и количеству.

Обычно срок предъявления рекламаций по качеству более продолжительный, чем по количеству, так как скрытые дефекты в товаре трудно обнаружить сразу. По истечении указанного в контракте срока рекламации не принимаются[40].

Разрешение споров. Редкая сделка проходит без возникновения обстоятельств, в той или иной мере нарушающих предварительные договоренности и обязательства сторон. Мудрость и деловитость партнеров позволяет им своевременно путем переговоров достигать компромиссных соглашений и регулировать приключившиеся обстоятельства к взаимному удовлетворению, находить способ их достойной замены или компенсации. Это достигается не количеством затеянных и даже шумно выигранных споров, а количеством достойных и выгодных сделок с разумной выгодой.

В любом контракте должен быть установлен порядок претензионной работы и разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами или их уполномоченными представителями в связи с данным контрактом, его прекращением либо недействительностью.

Стороны всегда должны стремиться к мирному разрешению споров путем переговоров.

В условиях контракта должен быть оговорен претензионный порядок, сроки ответа на претензии. Следует иметь в виду, что арбитраж не примет дело к разбирательству без проведения доарбитражного разбирательства путем переговоров и претензий сторон.

Претензии и переговоры должны быть тщательно оформлены и документально подтверждены надлежащим образом протоколами, доказательствами.

Однако, при не достижении мирового решения стороны контракта вправе передать разбирательство спора в арбитраж или суду (по подсудности предмета спора). В большинстве контрактов предусматривается разрешение спора в порядке третейского суда или арбитража. Действующие многосторонние конвенции во вопросам арбитража (Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.), участниками которых является большинство развитых стран, бесспорно распространяются на большинство видов контрактных отношений. Эти соглашения создали прочную правовую базу урегулирования споров[41].

С точки зрения обязательности условия контракта делятся на обязательные и дополнительные. К обязательным условиям(-условия,при невыполнении которых одной стороной, другая сторона в праве расторгнуть контракт в одностороннем порядке и потребовать возмещения своих убытков) относятся

- наименования сторон - участников сделки;

- предмет контракта;

- количество и качество;

- базисные условия поставки;

- цена;

- условия платежа;

- санкции и рекламации;

- юридические адреса сторон и подписи сторон.

Дополнительные условия – условия, при невыполнении которых одной стороной ,другая сторона не имеет права расторгнуть контракт в одностороннем порядке ,а может лишь предъявить штрафные санкции и потребовать выполнения этих условий.

сдача-приемка товара

страховка;

отгрузочные документы;

гарантии;

упаковка и маркировка;

форс-мажорные обстоятельства;

арбитраж;

прочие условия.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий вывод: при составлении внешнеторгового контракта следует учитывать императивные требования российского и международного законодательства, а также законодательства страны - контрагента по контракту. Желательно следовать рекомендациям государственных органов, в частности, Письму Центробанка РФ № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» от 15.07.96 г. Не следует перегружать контракт положениями «для подстраховки». Стремление предусмотреть в контракте условия «на все случаи», которые могут возникнуть при его исполнении, во-первых, осложняет переговоры при заключении контракта, а во-вторых, приводит к отягощению контракта большим числом общих положений. Эти общие положения зачастую могут быть более точно сформулированы и к большей выгоде российской стороны в применимых нормах права. Если к контракту подлежит применение Венской конвенции, условия которой устраивают российского предпринимателя, то нет необходимости тратить усилия на согласование таких условий с зарубежным партнером в контракте. Желательно использовать ссылки на различные типовые международные документы, принятые и широко применяемые в международной торговой практике: Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН, ИНКОТЕРМС, Принципы УНИДРУА. Указанные документы проверены временем и пользуются популярностью среди коммерсантов всего мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.