В статье 12 Закона прописаны методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые осуществляются путем: таможенно- тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных и вывозных пошлин. Нетарифное регулирование применяется только в форме: количественных ограничений импорта/экспорта в отдельных случаях по решению Правительства РФ; введением правительством квоты на импорт/экспорт, с распределением ее посредством конкурса или аукциона; лицензирования, т.е. выдачи Министерством экономического развития и торговли лицензий на экспорт/импорт; предоставление исключительного права на экспорт/импорт отдельных видов товаров; введения специальных защитных мер.
Особенность данного Закона состоит в том, что он является базовым документом для процесса присоединения России к Всемирной торговой организации.
В первые годы экономических реформ в России основными инструментами регулирования внешней торговли выступали таможенные тарифы, поскольку государство стремилось к наполнению внутреннего рынка товарами. В связи с этим импортные пошлины, введенные в 1992 г., распространялись лишь на небольшой круг товаров, а их уровень был низким. Средняя ставка таможенного тарифа по всей номенклатуре товаров 1992 г. составляла 5%, а средневзвешенная ставка всего 4%[16].
В дальнейшем важную роль сыграло расширение арсенала инструментов результативного государственного воздействия на экспортную деятельность российских промышленных предприятий. Особое значение здесь имели не только таможенно-тарифные и фискальные рычаги, но и результативность правительственных программ поддержки экспорта. Позитивная роль принадлежит Федеральной программе развития экспорта, принятой в 1996г., и принятой в 2000 г. правительством РФ «Программе развития Российской Федерации на 2001-2010 гг.», которая отражает долгосрочную программу развития российской промышленности. В указанной Программе подчеркнута необходимость применения мер государственного регулирования по ускорению необходимых структурных сдвигов для снижения зависимости экономики страны от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.
Нормативно-правовые акты, связанные с регулированием государством внешнеторговой деятельности содержатся:
1. В налоговом кодексе российской федерации (по режиму налогообложения);
2. В законе российской федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «о таможенном тарифе» (по таможенному оформлению ввозимых в Россию и вывозимых из России товаров, таможенным режимам и таможенным платежам);
3. В законе от 10.12 2003 г. №173-ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле» (по валютному регулированию);
Для защиты экономических интересов российских производителей товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Их введение осуществляется на основе Федерального Закона №165-ФЗ от 8 декабря 2003г. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Закон устанавливает порядок проведения расследований при импорте и введения соответствующих мер.
Нынешний общий уровень тарифной защиты России во многом определяется ставками по импорту продукции. Сегодня степень тарифной защиты российского рынка промышленной продукции составляет 10,2%. По данным Минэкономразвития РФ средневзвешенный импортный тариф на промышленные товары по истечении переходного периода при вступлении России в ВТО снизится до 7,6%. При этом его величина резко уступает показателям индустриально развитых участников ВТО.
Что касается нетарифных методов защиты, то их использование, как правило, встречает жесткое сопротивление стран-контрагентов.
Наряду с законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» применяется Закон Российской Федерации «О защите конкуренции «[17].
Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены в 1995 г. В соответствии с указом Президента РФ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» ограничивается среднемесячный рост цен на продукцию и услуги естественных монополий, тарифов на перевозку грузов железнодорожным и трубопроводным транспортом.
Таким образом, несмотря на то, что за годы реформ российское законодательство в области регулирования внешнеторговой деятельности получило значительное развитие, тем не менее, отсутствие ряда нормативных актов, необходимых для ее осуществления, приводит к использованию мер оперативного регулирования, вызванных различными обстоятельствами, а зачастую инициированных заинтересованными лоббистскими группами.
В связи с этим целесообразным и необходимым является дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы как эффективного механизма регулирования внешнеторговой деятельности предприятий.
Глава 2. Особенности оформления международного договора
2.1 Особенности оформления международного договора
Составление контракта - самая сложная и ответственная операция в процедуре заключения внешнеторговой сделки купли-продажи. От того, как составлен контракт, во многом зависит поведение сторон, поскольку именно контракт определяет условия сделки, права и обязанности сторон, их ответственность в случае неисполнения договора и т.п. Действующее законодательство устанавливает только общие рамки договорного правоотношения. К нормам его обращаются, как правило, лишь тогда, когда какой-либо аспект правоотношения не урегулирован соглашением сторон.
Внешнеторговая сделка отличается более высокой степенью сложности по сравнению со сделкой внутреннего характера, когда в договорные отношения вступают физические и юридические лица одной и той же страны. Исполнение ее требует целого комплекса дополнительных мероприятий (например, получение экспортной или импортной лицензии), дополнительных расходов (например, оплаты таможенных пошлин). Внешнеторговая сделка порождает более сложные проблемы страхования и транспортировки товара. Отсюда необходимость закреплять в контракте целый ряд таких моментов или условий, которых нет в договорах между предпринимателями одной и той же страны.
Юридически правильное название внешнеторгового контракта: «Международный контракт купли-продажи товаров» Заключается между двумя или более субъектами права, подчиненными различным, иностранным по отношению друг к другу, национальным законодательствам, то есть между представителями иностранных государств. Термин «купля-продажа» подчеркивает, что контракт оформляет торговую, экспортно-импортную сделку, в результате которой право собственности на товар переходит с Продавца на Покупателя и которая регулируется специальным разделом международного торгового права. Формулировка основных положений экспортно-импортных контрактов соответствует положениям Венской Конвенции ООН 1980 г «О договорах купли-продажи»[18].
Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.
Типовой внешнеторговый контракт включает в себя следующие условия:
- стороны по контракту, полномочия представителей, преамбула с указанием отношений между сторонами или их заявлений (если требуется)
- предмет контракта, обычное описание качества и количества товаров, услуг, работ (надписи на этикетках изделий, сертификация, гарантии качества); обычные права и обязанности сторон по данному виду сделки
- финансовые условия контракта: сумма контракта, цены, формы оплаты и расчетов, платежи, распределение расходов между сторонами по исполнению контракта
- типовые условия по прочим типовым разделам: место, порядок поставки и приемки товаров по Инкотермс, порядок оказания услуг и выполнения работ; форс-мажорные обстоятельства, претензии, арбитраж, ответственность
- применительное право (международные конвенции, общие условия поставок, национальное законодательство), обязательные требования применительного законодательства для признания контракта действительным
- порядок заключения и оформления контракта (место и момент заключения в случае обмена факсами или почтовыми отправлениями ), количество экземпляров контракта и др.
- общие положения контракта: о юридической силе переписки между сторонами, об изменениях и дополнениях к контракту, возможности уступки прав и обязательств по контракту, уведомлениях о смене адресов и реквизитов и т.п.
- дополнительные условия в целях учета требований валютного законодательста РФ
Сроки оказания услуг:
- 2-4 рабочих дня по внешнеторговым контрактам купли-продажи и поставки
- 3-5 рабочих дня по международным внешнеэкономическим контрактам[19].
Внешнеторговый контракт содержит несколько разделов, располагаемых в определенной последовательности:
- определение сторон;
- предмет договора;
- цена и общая сумма контракта;
- сроки поставки товаров;
- условия платежа;
- упаковка[20].
Во внешнеторговом контракте целесообразно указывать:
Унифицированный номер контракта/ состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями / / сформированными следующим образом: ББ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ или ЦЦЦ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ/ где: - первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ)/ соответствующих коду страны Покупателя (Продавца) по международному классификатору *Страны мира*/ используемому для целей таможенного оформления; - вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в соответствии с Общероссийским классификатором *Предприятия и организации* (ОКПО); - третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (Продавца).
Дату подписания контракта: день(00).месяц(00).год(00).
Место подписания контракта.
Полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя.
Страну иностранного партнера и страну назначения (отправления) товара.
Предмет контракта. Указываются наименование и полная характеристика товара: полное коммерческое наименование товара/ ассортимент/ размеры/ модели/ комплектность/ страна происхождения товара и другие данные/ необходимые для описания товара/ включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию.
Тару/упаковку/ маркировку товара. Наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза/ упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименования упаковок)». Описание и требования к маркировке товара.
Объем / вес и количество товара. Объем груза/ его вес с упаковкой (брутто) или без него (нетто) в согласованных единицах измерения. В случае необходимости приводится количество товара в единицах измерения в соответствии с таблицей измерений/ приведенной в ТН ВЭД.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12