Рефераты. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности

В рамках же ВТО любая страна не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее "увязан" на уровне, определенном при присоединении ее к данной организации (выше зафиксированного уровня, за некоторыми исключениями, страна-член Всемирной торговой организации не имеет право повышать ставки таможенных пошлин). Использование же антидемпинговых мер в качестве инструмента защиты внутреннего рынка не только разрешается, но и широко практикуется станами-членами ВТО.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь применение антидемпинговых пошлин допускается для защиты национальных товаропроизводителей и формирования доходной части государственного бюджета. Так, статьей 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь определено, что к таможенным пошлинам относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. В свою очередь, применение антидемпинговых и других мер по защите экономических интересов нашего государства, а также порядок проведения расследований регламентированы следующими нормативными правовыми актами: Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года №346-З « О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», Положением о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2005 года №612. Органом, который проводит антидемпинговые расследования на территории Республики Беларусь, является Министерство иностранных дел.

Введению антидемпинговых мер должно предшествовать расследование, которое должно установить 3 основных факта:

1.                 наличие демпингового импорта;

2.                 наличие материального ущерба (или угрозы его применения) отрасли белорусской экономики;

3.                 наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом и материальным ущербом (или угрозой его причинения) отрасли белорусской экономики.

Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года №346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» определены случаи, когда антидемпинговые меры не применяются:

·                   если применение антидемпинговых мер может причинить серьезный или материальный ущерб экономике Республики Беларусь в целом, развитию отраслей белорусской экономики или интересам потребителей товара либо имеются иные существенные основания общегосударственной важности для их неприменения (В случае изменения перечисленных оснований решение о неприменении антидемпинговых мер может быть пересмотрено.);

·                   в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, если условия отдельных таможенных режимов или таможенных процедур предусматривают неприменение к внешней торговле товарами мер нетарифного регулирования исходя из экономической политики Республики Беларусь;

·                   если товары ввозятся в качестве безвозмездной помощи Республики Беларусь либо ее административно-территориальным единицам;

·                   в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Практика применения антидемпинговых мероприятий в Республике Беларусь пока небогата. В значительной степени это объясняется тем, что сами белорусские предприятия – производители отечественной продукции не всегда знают об имеющихся возможностях, о тех правовых инструментах защиты, которые можно включить с помощью государства.

Впервые антидемпинговые ограничения в Республике Беларусь были введены в 2007 году в отношении украинской карамельной продукции (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2007 года №538 «О лицензировании ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной продукции, происходящей из Украины».

Постановлением определено, что импорт на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной продукции, происходящей из Украины, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий на импорт, выдаваемых Министерством торговли.

В августе 2008 года Министерство иностранных дел Беларуси предложило правительству ввести антидемпинговые пошлины в отношении украинской карамели сроком на 3 года. Основанием для введения пошлин является завершение расследования, начатого 28 декабря 2006 г. по заявлению концерна «Белгоспищепром» Концерн посчитал, что поставщики карамельной продукции (карамель, ирис, мягкие конфеты) Украины демпингуют на белорусском рынке и подал заявление в Министерство иностранных дел с просьбой принять еры к украинской карамели. В связи с этим для защиты внутреннего рынка МИД провел антидемпинговое расследование, в ходе которого было установлено:

1.                 наличие демпингового импорта карамельной продукции из Украины. В зависимости от вида продукции демпинговая маржа составляла от 4,05 до 23,9 %.

2.                 наличие материального ущерба белорусским производителям карамели. В частности, зафиксировано снижение объема производства белорусской карамели на 32 %, снижение объема ее реализации на 26 %. Доля белорусской карамели в объеме потребления этой продукции в Беларуси снизилась на 17 процентных пунктов (и составила 65 %). Одновременно импорт карамели вырос в 3 раза, его доля увеличилась с 8 % до 23 %. В ходе расследования также было установлено снижение загрузки производственных мощностей (на 29 % в 2005 г по сравнению с 2003 г), увеличение объема товарных запасов (на 48 %), уменьшение численности занятых в карамельном производстве (на 22 %).

3.                 наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом украинской карамели и материальным ущербом для белорусской кондитерской отрасли. В период расследования происходило вытеснение белорусских производителей карамели с рынка украинскими производителями. Растущий импорт украинской карамели сдерживал рост отпускных цен белорусских кондитеров и оказал негативное влияние на положение отрасли.

Таким образом, Беларусь ввела на украинскую карамель антидемпинговую пошлину в размере 11,76 % от таможенной стоимости на карамель, не содержащую какао, и в размере 23,9 % от таможенной стоимости – на карамель, содержащую какао (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2008 №1178). По мягким конфетам и ирису материальный ущерб в ходе расследования установлен не был. Следовательно и антидемпинговая пошлина не вводилась.

В свою очередь украинская сторона на основании заявления кондитерской корпорации «Рошен» (более половины поставок всей карамели в Беларусь за 2007 г. пришлось на продукцию этой компании) в марте 2009 г. провела антидискриминационное расследование. Согласно выводам Межведомственной комиссии по международной торговле Украины, Беларусь прибегла к дискриминационным действиям в отношении реализации украинской карамели на белорусском рынке, после чего был начат новый раунд межправительственных переговоров.

С 7 октября 2009 года Беларусь приостановила действие антидемпинговой пошлины на карамель трех украинских предприятий: кондитерской корпорации «Рошен», закрытых акционерных обществ «Житомирские ласощи» и «Харьковская бисквитная фабрика» (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2009 №1268). Беспошлинный доступ на белорусский рынок этим компаниям предоставляется при условии соблюдения ряда условий в части формирования отпускной цены — по решению правительства налог не будет взиматься с компаний, если украинская карамель будет поставляться в Беларусь "по ценам не ниже нормальной цены этого товара", то есть соответствовать уровню цен белорусских кондитеров. В случае недружественной ценовой политики (два и более выявленных случаев) и отклонения/отзыва Министерством иностранных дел Республики Беларусь ценовых обязательств украинских поставщиков будет возобновлено действие антидемпинговых пошлин. По таким условиям карамель будет поставляться до августа 2011 г. (срок окончания действия пошлин).

В феврале 2010 года в МИД Республики Беларусь с предложением рассмотреть и принять минимальный уровень цен на импорт своей продукции обратился еще один украинский производитель карамели – ЗАО « ПО «Конти». Концерн «Белгоспищепром» высказал свое согласие о возможности принятия ценовых обязательств данной компанией. В соответствии со статьями 22 и 24 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» с целью расчета минимального уровня цен, по которым ЗАО «ПО «Конти» может поставлять карамель на белорусский рынок, была начата процедура повторного расследования. (Заинтересованные лица в течение 30 календарных дней со дня начала расследования могут заявить в письменной форме о своем намерении участвовать в расследовании и ходатайствовать о проведении публичных слушаний, а также в течение 90 календарных дней представить свое мнение и относящиеся к расследованию сведения в Министерство иностранных дел Республики Беларусь.)

Как следует из вышесказанного Республика Беларусь имеет небольшой опыт применения антидемпинговых мер для защиты отечественных производителей. Антидемпинговые пошлины вводились в республике всего 1 раз, хотя антидемпинговые расследования против иностранных компаний проводились неоднократно (связано это зачастую и с тем, что иностранные экспортеры пытаются найти компромисс с отечественными производителями, не дожидаясь начала антидемпингового расследования).

Так, например, в марте 2010 года МИД Республики Беларусь и МИД Украины обсуждали инициативу белорусской стороны начать антидемпинговое расследование в отношении импорта украинского пива. В феврале 2010 года концерн «Белгоспищепром» от имени пивоваренной отрасли страны направил в МИД Беларуси письмо, в котором заявил, что украинская сторона демпингует данный товар и сообщил о необходимости начать антидемпинговое расследование. К заявлению профильного концерна присоединились ОАО «Пивзавод «Оливария», СЗАО "Пивоваренная компания «Сябар», ОАО «Брестское пиво». Доля на внутреннем рынке этих производителей, включая заявителя, составила, по данным 2009 года, 81,8%.

По оценкам концерна «Белгоспищепром», импорт украинского пива наносит материальный ущерб белорусским производителям пива. За последние годы украинские производители существенно увеличили поставки своего пива на белорусский рынок.

В 2007 году Украина поставила в Беларусь около 17,6 тыс. литров на сумму 7,36 млн. USD, в 2008 году - около 42,4 тыс. литров почти на 17,8 млн. USD, в 2009 году - 42,76 тыс. литров на 16,6 млн. USD.

При этом концерн «Белгоспищепром» утверждает, что в 2009 году украинские пивовары занимались демпингом, поставляя свою продукцию на белорусский рынок (демпинговая маржа составила 11,5%). По расчетам концерна, украинские пивовары своими действиями нанесли значительный материальный ущерб белорусским производителям: объем реализации белорусского пива на внутреннем рынке снизился в 2009 году на 9,8% по сравнению с 2007-м. Украинские пивовары обвиняются также в том, что ухудшаются финансово-экономические показатели белорусских производителей пива: было отмечено снижение доли пива отечественного производства на внутреннем рынке с 32,4% (2007 г.) до 28,9% (2009г.). Товарные запасы отечественных пивоваров возросли на 17%. Таким образом, МИД констатирует, что предприятия - производители пива, входящие в состав концерна «Белгоспищепром», постепенно утрачивают свои позиции на рынке. Импорт пива из других государств, по информации заявителя, практически не оказывает негативного влияния на финансово- экономическое положение организаций этой отрасли.

Вопрос о начале антидемпингового расследования против украинских поставщиков обсуждался на официальном уровне долгое время. Министерства экономики при участии представителей отрасли обеих стран пытались выработать единый подход к ценообразованию и урегулировать спорный вопрос, не доводя дело до проведения антидемпингового расследования. В ходе переговоров рассматривалось несколько вариантов. Белорусская сторона предлагала ввести квоты на украинское пиво и сократить поставки почти в два раза, однако такой вариант украинскую сторону не устраивал. Кроме того, Беларусь предлагала установить лицензирование поставок пива, которое также предполагало сокращение объемов ввоза. Еще одно предложение от белорусской стороны заключалось в повышении цен на украинское пиво до определенного уровня. Однако, и этот вариант не нашел поддержки со стороны Украины. В итоге Министерство иностранных дел Беларуси (МИД) в апреле 2010 года все же начало антидемпинговое расследование в отношении импорта на таможенную территорию страны солодового пива из Украины. В качестве меры пресечения планируется ввести квотирование импорта пива, что означает для украинских пивоваров сокращение поставок в два раза.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что на современном этапе развития мировой экономики антидемпинговые пошлины являются популярным и достаточно эффективным средством для защиты отечественных производителей. Однако в Республике Беларусь данная мера протекционизма используется не часто. В то же время Республика Беларусь преследует цель стать полноправным участником ВТО. Если это произойдет, то белорусский рынок станет еще более открытым для иностранных товаров. В этой связи появиться необходимость дополнительной защиты отечественных производителей, главным образом при помощи антидемпинговых мер (которые являются разрешенным инструментом протекционизма в рамках ВТО). Таким образом, видится целесообразным уже на современном этапе содействовать тому, чтобы для защиты собственных интересов белорусские производители прибегали именно к антидемпинговым мерам.

В качестве одного из вариантов повышения привлекательности применения антидемпинговых мер можно рассмотреть ситуацию, когда поступающие в бюджет средства от антидемпинговых мероприятий использовались бы по целевому назначению для финансирования программ развития тех национальных товаропроизводителей, для защиты которых и была введена данная антидемпинговая пошлина.


Заключение


В настоящее время роль нетарифных мер регулирования внешней торговли как достаточно эффективного инструмента протекционизма возросла. Среди них, в свою очередь, особое значение приобрели антидемпинговые меры, и прежде всего антидемпинговые пошлины, направленные против иностранных компаний, осуществляющих поставку товаров по бросовым ценам.

Механизм установления антидемпинговых пошлин, разработанный ГАТТ/ВТО и применяемый членами Всемирной торговой организации, довольно сложный и сопряжен со значительными финансовыми и временными затратами. В результате введения антидемпинговых пошлин несет убытки как страна-экспортер, так и страна-импортер товара. Несмотря на это антидемпинговые пошлины получили широкое применение, и ни одна страна не собирается от них отказываться в ближайшем будущем. Объясняется это, в первую очередь, тем, что демпинг как разновидность недобросовестной конкуренции способен нанести серьезный ущерб производителям соответствующих товаров в стране импорта и добросовестным экспортером аналогичных товаров из других стран. Таким образом, демпинг нарушает основной принцип развития международной торговли – принцип справедливой конкуренции товаропроизводителей.

Законодательство Республики Беларусь допускает применение антидемпинговых пошлин для защиты интересов национальных товаропроизводителей и пополнения государственного бюджета. Однако опыт Республики Беларусь в сфере применения этих пошлин пока небольшой: на территории нашего государства они вводились всего один раз, хотя антидемпинговые расследования проводились не однократно. Объяснить это можно зачастую и тем, что иностранные экспортеры, поставляющие на рынок Республики Беларусь товар по демпинговым ценам, идут на компромисс с белорусскими национальными производителями уже при первой угрозе проведения антидемпингового расследования, не дожидаясь его начала.

Необходимо отметить, что особую актуальность для Республики Беларусь антидемпинговые меры приобретают во взаимоотношениях со странами СНГ. Между странами-членами СНГ существует режим беспошлинной торговли. В этих условиях антидемпинговые меры становятся одним из основных средств защиты белорусской экономики.

Актуальность использования антидемпинговых мер связана также и с перспективными планами Республики Беларусь относительно вступления во Всемирную торговую организацию. Присоединение к ГАТТ/ВТО создаст для белорусской экономики ряд серьёзных проблем. Это откроет доступ на белорусский рынок огромному количеству иностранных товаров, в связи с чем возникнет объективная необходимость применения инструментов протекционизма, которые активно используются в современной практике мировой торговли для защиты отечественного рынка и национальных производителей. В рамках ГАТТ/ВТО антидемпинговые меры не только не запрещены, но являются весьма распространенным и эффективным средством для защиты внутреннего рынка.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.