Рефераты. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Демпинг может преследовать также и политические цели. Экономически мощная держава, осуществляя демпинг в торговле с менее развитыми странами, стремится подавить конкуренцию национальных производителей в этих странах и постепенно установить над ними экономический контроль.

Потери от реализации товаров по заведомо заниженным, демпинговым ценам могут перекрываться различными способами: реализацией по завышенным ценам других товаров, не встречающих острой конкуренции; продажей аналогичного товара по высоким ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка; получением дотаций от государства, стимулирующего таким образом экспорт. В последнем случае занижение цен на внешнем рынке компенсируется их повышением на внутреннем, а потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекладываются на плечи налогоплательщиков.

Демпинг получил широкое распространение. Экономисты различают следующие типы демпинга:

·                   устойчивый;

·                   преднамеренный (хищнический);

·                   случайный (спорадический).

Устойчивый демпинг объясняется объективными различиями между рынками, прежде всего эластичностью спроса. Эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальных рынках. Это объясняется тем, что на мировой рынок имеют доступ множество заменителей товара, а также и тем, что на нем более высокий уровень конкуренции, чем на национальных рынках. Естественно, что производители используют этот фактор, стремясь максимизировать свою прибыль.

Преднамеренный демпинг – это несправедливый метод конкуренции, целью которого является установление своей монопольной власти на рынке с последующим значительным ростом цен, который компенсирует все затраты и обеспечивает максимизацию прибыли в долгосрочном периоде.

Случайный демпинг связан, как правило, со сбытом случайно возникшего излишка продукции, в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, ошибок планирования и др.

Однако вне зависимости от конкретной формы своего проявления демпинг представляет собой распространенную разновидность недобросовестной конкуренции, так как может наносить серьезный ущерб для производства соответствующих товаров в стране импорта, а также для добросовестных экспортеров аналогичных товаров из других стран. То есть демпинг нарушает основополагающий принцип развития международной торговли – справедливой конкуренции товаропроизводителей, которая дает преимущества наиболее эффективным из них. Поэтому демпинг запрещен национальными законодательствами подавляющего большинства участников международной торговли.

Для борьбы с демпингом государства на современном этапе используют различные инструменты, например, добровольное ограничение импорта, снижение квоты поставки на данный рынок. Однако основным инструментом борьбы с демпингом являются антидемпинговые пошлины, которые являются одним из видов косвенного налога, «дающего» нагрузку на импортную цену. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами.

В соответствии с экономической теорией при введении страной-импортером пошлин с целью повышения цены на товар до уровня цены в стране-экспортере создается нетто-убыток для отечественной экономики (т.к. убытки потребителей почти всегда перевесят любые преимущества производителей, которые они получат в результате такой защиты.

Несмотря на это антидемпинговые пошлины не утрачивают своей популярности. При введении антидемпинговых пошлин государство исходит прежде всего из того, что конкурентоспособные производители не должны терять свой рынок из-за несправедливой конкуренции. Существует также мнение, что если демпингующая компания стремиться занять доминирующее положение на рынке, то демпинг позволит ей поднять цены на свой товар в будущем.

Особенностью применения антидемпинговых пошлин является проведение предварительного расследования с целью установления факта демпинга, а также определение нанесенного ущерба или угрозы его возникновения. Другая важная специфическая черта этих защитных мер состоит в том, что они применяются на дискриминационной основе: против определенных поставщиков определенного товара. Все это значительно повышает эффективность указанных мер, вследствие чего многие экспортеры еще на стадии расследования идут на уступки в плане сокращения своего экспорта.

Следует отметить, что кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин, по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные ("предформальные") методы. Например, само объявление о начале намерении начать антидемпинговое расследование (которое может в результате и не выявить оснований для введения антидемпинговых пошлин), а также обычно сопутствующие этому публикации в прессе (иногда в виде организованной компании против презюмируемого демпинга). Все это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который, естественно, не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых пошлин (они, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового). Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о "добровольном" ограничении экспорта.


2. Антидемпинговые меры в рамках ГАТТ/ВТО


Первый закон об антидемпинговых пошлинах был принят в Канаде в 1904 г. с целью защиты отечественной сталелитейной отрасли от хищнической ценовой политики конкурентов из США. Аналогичный закон приняли в Новой Зеландии в 1905 г., в Австралии – 1906 г. и в США – в 1916 г. Во всех случаях делалась ссылка на хищническую ценовую политику со стороны иностранных экспортеров. Таким образом, с начала XX применение антидемпинговых мер стало основным протекционистским средством.

Однако первые десятилетия применения антидемпинговых мер различными мировыми торговыми державами характеризовались множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что антидемпинг базировался на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы для применения антидемпинговых мер.

Такая правовая база применения антидемпинговых мер была разработана в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), впоследствии эти правила стали составной частью Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО).

Следует отметить, что сам по себе демпинг не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб (угрозу) национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

В первоначальном тексте ГАТТ от 1947 г. правила введения антидемпинговых пошлин предусмотрены статьей VI. В соответствии с данной статьей страна-член ГАТТ /ВТО вправе вводить в одностороннем порядке антидемпинговые пошлины с целью защиты отечественной промышленности от импорта товаров, поставляемых по демпинговым ценам, и возмещения материального ущерба национальной промышленности, причиненного в результате такого импорта.

 Таким образом, статья VI определяла демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что «товары одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров» При этом была предусмотрена возможность использования антидемпинговых пошлин, но условия их применения были недостаточно четкими, что и создавало почву для злоупотреблений. Действующие на настоящий момент правила были приняты на "уругвайском" раунде (1986-1994 гг.) и являются пересмотром кодекса об антидемпинговых мерах, принятого во время "токийского" раунда (1973-1979 гг.). "Токийский" кодекс был подписан не всеми государствами-членами ГАТТ. Правила, принятые на «уругвайском» раунде, распространяются на все государства-члены ВТО.

Существует много способов расчета демпингового компонента того или иного товара. Соглашение (Соглашение о субсидиях и контрмерах по субсидиям) сужает их круг и предусматривает три метода расчета «нормальной цены». Основной способ связан с учетом цены на данный товар на внутреннем рынке страны-экспортера. Если этот способ не подходит, то можно воспользоваться двумя другими методами: один - на основе цены на товар, определяемой экспортером в третьей стране, другой - с использованием сочетания производственных издержек экспортера, его прочих затрат и средних (обычных для данного экспортера) норм прибыли.

Однако расчет демпингового компонента сам по себе недостаточен. Антидемпинговые меры могут быть предприняты только в том случае, если демпинговая практика наносит ущерб промышленности страны-импортера.

Антидемпинговые правила ВТО содержат подробное определения понятия «материальный ущерб национальной промышленности», под которым подразумевается целый комплекс последствий для отрасли отечественной промышленности: снижение объема производства или реализации продукции, сокращение доли рынка, падение прибыли, отрицательное воздействие на занятость, заработную плату, возможности привлечения инвестиций и другие последствия. При этом необходимо установление наличия четкой причинно-следственной связи между фактом демпинга и негативными последствиями в отрасли отечественной промышленности. Под отраслью отечественной промышленности понимаются все отечественные производители товаров или те из них, на долю которых приходится основная часть производства таких товаров. Однако Антидемпинговый кодекс ВТО разрешает рассматривать отечественный рынок как совокупность региональных рынков для учета реалий региональной экономической интеграции, например, в рамках Европейского союза.

Таким образом, введение антидемпинговых мер в рамках ГАТТ/ВТО возможно только при наличии определенных условий:

1.                 на основании жалобы промышленности страны-импортера проведено специальное расследование;

2.                 это расследование доказало наличие демпинга, который наносит или угрожает нанести материальный ущерб национальной промышленности или ведет к замедлению становления соответствующей отрасли.

Расследование обычно начинается в результате подачи жалобы, в которой содержатся доказательства того, что предприятия страны-члена ВТО продают свои товары на экспорт в данную страну по демпинговым ценам, то есть по ценам, которые ниже, чем цены, устанавливаемые ими для продаж на своем рынке, или ниже средних издержек. В частности, в жалобе обычно приводятся данные о:

·                   товаре, против которого возбуждено расследование, с описанием его физических свойств и технических параметров;

·                   известных производителях;

·                   известных импортерах товара в страну расследования, объеме импорта данного товара из страны демпинга, средних ценах продаж товара из страны демпинга, производственных мощностях предприятий в стране демпинга;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.