Рефераты. Морское право. Сходства и различия режимов открытого моря и свободной экономической зоны

Все другие государства, включая не имеющие выхода к морю,  в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключительной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирующими такую деятельность.[3.,33].

Что касается других правомерных видов использования моря, то в качестве примера можно сослаться на применение искусственных спутников Земли для осуществления космической связи между торговыми судами и береговыми службами посредством системы международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).[4.,83].


         Открытое море

Открытое море – это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.

В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. [3.,40].

Правовой режим открытого моря в отличие от других видов морских пространств регламентируется исключительно нормами международного права.

Согласно Конвенции об открытом море 1958 года свобода открытого моря включает в себя:

1)    свободу судоходства;

2)    свободу рыболовства;

3)    свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

4)    свободу летать над открытым морем.

Конвенция 1982 года расширила понятие свободы открытого моря, дополнительно включив в указанный перечень:

5)    свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

6)    свободу научных исследований.

Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютного характера.[4.,73].

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Аналогичное право имеют и суда, состоящие на официальной службе ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, плавающие под флагом ООН. Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и права плавать под его флагом, а также эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. [2.,436].

Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства нередко использование «удобного» флага. Имеются ввиду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и другие). [3.,41].

Торговое судно в открытом море подчиняется исключительно юрисдикции государства флага, и ни одно государство не имеет права вмешиваться в его законную деятельность. Из этого общепризнанного правила есть исключения, точно установленные Конвенцией 1982 года. Военный корабль вправе остановить торговое судно в открытом море и подвергнуть его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно занимается:

1)    пиратством;

2)     работорговлей;

3)     несанкционированным вещанием;

4)    не имеет национальности;

5)    имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг (или оно отказывается поднять флаг)

6)    при осуществлении права преследования [2.,437].

Во всех выше указанных случаях военный корабль может осуществит проверку права судна на плавание под флагом, который оно несет. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью. [4.,74].

Если подозрения оказались необоснованными, судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.

Например, Международной конвенцией по охране подводных кабелей 1884 года предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол о допущенном судном нарушении.[3.,42].

Преследование по «горячим» следам иностранного невоенного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или его шлюпка находится во внутренних водах, в архипелажных водах, территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Если иностранное судно или его шлюпка находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

Право преследования по «горячим» следам, осуществляемое военным кораблем или военным летательным аппаратом или судами, специально уполномоченными на то прибрежным государством, применяется аналогично к нарушениям в экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства. Преследование прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства. Зрительные или звуковые сигналы при преследовании передаются по Международному своду сигналов в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974\78 годов.

Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов-нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании таких судов в соответствии с международным правом по «горячим» следам, когда исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания судна-нарушителя. [2.,438].

Вмешательство не может осуществляться в отношении судов, пользующихся иммунитетом (военные корабли, государственные некоммерческие суда), кроме случаев, когда такие суда являются пиратскими. [4.,74].

Пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата против лиц или имущества, находящихся на их борту, а также любой акт добровольного участия в таких действиях, любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению таких действий.

Пиратские действия, когда они совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или летательным аппаратом.[2.,437].

Любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст.19 Конвенции об открытом море и ст.105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершившего захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.[3.,43].

Все государства обязаны принимать эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на их судах (статья 99).  Раб, нашедший убежище на судне под любым флагом, ipso facto свободен. [2.,437].

Государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами в открытом море, а также в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых, радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населения, за исключением передачи сигналов бедствия.

Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде:

-         государства флага судна;

-         государства регистрации установки;

-         государства, гражданином которого является это лицо;

-         любого государства, где могут приниматься сигналы;

-         любого государства, санкционированной связи которого чинятся помехи, с конфискацией передающей аппаратуры.[2.,438].

Одной из самых ранних конвенций, предусматривавших вмешательство в открытом море, является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 года. Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна0нарушителя в порт государства-флага и передачу компетентным властям.[4.,74].

В конвенции 1982 года подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.

Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваются многосторонними и двусторонними соглашениями:

а) определение допустимого улова с учетом новейших научных данных (соглашения по регулированию промысла);

б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 года, Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года и другие);

в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 года, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 года, Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 года, Международная конвенция о рыболовстве в открытом море в северной части Тихого океана 1952 года, Конвенция о защите, сохранении и увеличении промысла нерки в системе реки Фрейзер 1930 года и другие).

В задачу создаваемых государствами органов входит исследование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Конвенция о сохранении промысла палтуса в северной части Тихого океана и Беринговом море и другие).[3.,46].

Неоднократно имевшие место в открытом море случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу для прибрежного государства, озабоченность международного сообщества растущей угрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причиной заключения в 1969 году Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 году – Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами, иными, чем нефть.

Согласно Конвенции 1969 года прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии. Протокол 1973 года распространил действие Конвенции 1969 года на случаи загрязнения или их угрозу любыми другими опасными веществами.[4.,75].

Проблема вмешательства в открытом море сохраняет свою актуальность и в наше время. Для примера приведу случай с российским танкером «Волгонефть-147».

2 февраля 2000 года около полудня американский крейсер «Монтерей», несший дежурство в районе Персидского залива и осуществлявший обеспечение режима санкций в отношении Ирака согласно резолюции Совета Безопасности ООН №665, получил команду выйти на перехват российского судна. Как стало потом известно, американский разведывательный спутник зафиксировал нахождение танкера в иракском порту и вел наблюдение до его выхода в открытое море, где американцы дали судну команду остановиться. Российские моряки отказались. Тогда на борт был высажен американский спецназ и судно подверглось осмотру.

Надо отметить, что американскими ВМС только за 1999 год было досмотрено 700 судов, 19 из которых были задержаны в связи с нарушением режима санкций.

Несмотря на заявления российских официальных лиц о том, что судно грузилось в иранском порту, анализ нефтепродуктов подтвердил их иракское происхождение. Таким образом, российский танкер все же нарушил Резолюцию Совета Безопасности ООН №665. Ситуацию усугубил тот факт, что груз сопровождал иракский морской офицер. Российское судно было отконвоировано в порт Маскат в Омане.

В соответствии со статьей 24 Устава ООН на Совет Безопасности возлагается основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, причем государства-члены ООН согласились, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. На основании ст.42 Совет Безопасности уполномочен предпринимать такие действия, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции, осуществляемые, в частности, морскими силами членов ООН.

Таким образом, с точки зрения международного права действия американского военного корабля представляются правомерными.

              

              Заключение


Завершая изложение, необходимо отметить, что невозможно согласиться с мнением ряда ученых о том, что исключительная экономическая зона является частью открытого моря. Такое утверждение не соответствует определению открытого моря, закрепленному в статье 86 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Расширительное толкование Конвенции недопустимо, несмотря на то, что ее статьи 88-115 распространяются на исключительную экономическую зону.




              Список литературы

1. Нгуен Нгок Минь,Международное морское право.-Москва.Прогресс,1981.-182 стр.

2. Под редакцией д.ю.н. профессора Бекяшева К.,Международное публичное право.-Москва.Проспект,1998.-607 стр.

3. Авраменко И.,Международное морское право.-Ростов-на Дону.Феникс,2001.-440 стр.

4. Гуцуляк В.,Морское право.-Москва.РосКонсульт,2000.-325 стр.


[i] Россией ратифицирована в 1997 г


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.