Рефераты. Морское право. Сходства и различия режимов открытого моря и свободной экономической зоны

Морское право. Сходства и различия режимов открытого моря и свободной экономической зоны

             Содержание

1.    Введение____________________________________________ 3

2.    Исключительная экономическая зона_____________________ 4

3.    Открытое море_______________________________________  9

4.    Заключение_________________________________________ 16

                  Введение


Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокуп­ность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конфе­ренция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.[i]

Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашения­ми (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983 г. и др.).

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

В своей работе я рассмотрю правовые режимы исключительной экономической зоны и открытого моря.


Исключительная экономическая зона

Концепция исключительной экономической зоны впервые была сформулирована африканскими государствами. Она была конкретизирована в рекомендациях по вопросам морского права, разработанных Региональным семинаром стран Африки в июне 1972 года в Яунде. В 1973 году Организация Африканского Единства, включающая 41 государство, провела ряд совещаний на высшем уровне для определения совместной позиции африканских государств на Третьей Конференции ООН по морскому праву, которая должна была провести свою сессию в 1974 году. На одном из них была принята Совместная декларация Организации Африканского Единства по вопросам морского права (Аддис-Абебская декларация).

В документах, одобренных на упомянутых встречах, выражается поддержка идее установления за пределами территориальных вод особой зоны шириной в 200 морских миль (включая 12-мильные территориальные воды); в этой зоне прибрежные государства наделяются специальными правами, которых не имеют другие государства. Новая зона получила название исключительной экономической зоны.

Совещание на высшем уровне неприсоединившихся государств в Алжире, проходившее с 5 по 9 сентября 1973 года, также одобрило решение об установлении зоны экономической юрисдикции.[1.,121].

Исключительная экономическая зона (exclusive economic zone)– это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Эта зона не входит в состав территории прибрежного государства.[2.,432].

Таким образом, исключительная экономическая зона возникла как результат компромисса, к которому пришли государства в ходе подготовки и проведения Третьей Конференции ООН по морскому праву. Это был компромисс между государствами, претендовавшими на значительно большую ширину территориального моря, чем 12 морских миль (до 200 морских миль), и странами, которые, будучи заинтересованными в обеспечении многосторонней морской деятельности, возражали против такого расширения территориальных пределов суверенитета прибрежных государств. Притязавшие на расширение территориального моря государства, в особенности страны Африки, Азии и Латинской Америки, стремились, главным образом, к установлению своего контроля в отношении естественных ресурсов прибрежных районов, а также проведения в них научных исследований и защиты морской среды.  Страны, преследовавшие цели, связанные с осуществлением мореплавания, включая военное, согласились на расширение прав прибрежных стран в пространственном отношении в деле обеспечения их экономических интересов. Это согласование интересов прибрежных государств и других стран, являющихся традиционными морскими державами, явилось одним из неотъемлемых элементов того «пакета», который и привел, в конечном счете, к выработке и окончательному принятию Конвенции.[4.,81].

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности, как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон. [3.,30].

Согласно ст.1 Конвенции об открытом море 1958 года «открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства». Это определение не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем согласно ст.86 положения ч.7 Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.[3.,39].

Эту формулу можно использовать при определении открытого моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море- это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Перечисленные в ст.86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в территорию, на которую распространяется национальная юрисдикция прибрежных государств: в полном объеме (суверенитет) – на внутренние и архипелажные воды и на территориальное море; в установленном нормами международного права объеме – на исключительную экономическую зону.

Иногда исключительную экономическую зону считают частью открытого моря, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функциональных прав прибрежных государств». Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определения правового режима различных морских пространств.

Открытое море (high seas,opean sea) – это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.[3.,40].

Уже из определений исключительной экономической зоны и открытого моря четко прослеживается различие между этими участками Мирового океана. Тем не менее, рассмотрю детально права, юрисдикцию и обязанности государств в упомянутых выше участках моря.

В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет: суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра; юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 года (ст.56). [2.,432].

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству (на признанных международными морских путях). Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна превышать 500 м, отмеряемых от точек внешнего края. [3.,31].

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне.  «Если прибрежное государство не имеет возможность выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей… предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова» (ст.62 Конвенции).

Таким образом, прибрежное государство само, устанавливает условия ведения рыбного промысла в экономической зоне гражданами других государств. Оно может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения принятых им законов и правил. Арестованное судно и его экипаж незамедлительно освобождаются после предоставления разумного залога или другого обеспечения; наказания за нарушения правил рыболовства не могут включать тюремное заключение или другую форму личного наказания.[2.,432].

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных) могут посредством заключения соглашений или через международные организации принимать необходимые меры по регулированию промысла этих видов в водах, находящимся за пределами их исключительных экономических зон. Характерна в этом плане Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 года, заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды северной части Тихого океана за пределами исключительных экономических зон (конвенционный район). В Конвенции подтверждается положение ст.66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направленный на конкретный вид или запас рыб) в конвенционном районе запрещается. При случайном изъятии (при промысле других видов) анадромные виды должны быть немедленно возвращены в море.[3.,32].

Прибрежное государство имеет право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей зоне, принимать законы и правила по предотвращению загрязнения морской среды, сообразуясь с действующими международными стандартами и нормами.[2.,433].

Государства и международные организации, осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.[3.,32].

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.