6 февраля 2008 года структура по Бурунди согласовала годовой план работы, сконцентрировав внимание на двух направлениях деятельности: a) выполнении обязательств, отраженных в Стратегических рамках и в Механизме наблюдения и отслеживания, и b) наблюдении за процессом миростроительства и вынесении рекомендаций соответствующим заинтересованным сторонам.
Ввиду возвращения беженцев из Объединенной Республики Танзания в страну и ожидаемых последствий в плане дополнительных потребностей в ресурсах время проведения тематического совещания по проблеме поиска устойчивых решений земельных вопросов было перенесено на 27 мая 2008 года.
Таким образом, в Бурунди согласились с программой КМС, стратегическая структура которой включает продвижение надлежащего управления; укрепление верховенства закона; реформа сектора безопасности; и обеспечение восстановления сообщества, со специальным вниманием на молодежь. PBC теперь занят определением точек отсчета и индикаторов оценить продвижение объединения мира в Бурунди.
Структура по Сьерра-Леоне. Вопрос о ситуации в Сьерра-Леоне был включен в повестку дня Комиссии по миростроительству 23 июня 2006 года после его передачи Советом Безопасности на рассмотрение Комиссии. В прошедший период КМС в сотрудничестве с правительством и международными и местными партнерами занималась решением приоритетных задач страны в области миростроительства, касающихся занятости молодежи и расширения ее прав и возможностей, реформы систем безопасности и правосудия, благого управления, развития энергетики и создания потенциала. В течение своего взаимодействия со Сьерра-Леоне Комиссия сосредоточила внимание на поддержке национальных выборов и демократического перехода, завершении работы над Рамками сотрудничества в деле миростроительства в Сьерра-Леоне, расширении донорской базы и укреплении партнерства и координации между правительством и донорами.
После получения просьбы Совета Безопасности об отслеживании прогресса и наблюдении за развитием событий в преддверии намеченных на 11 августа 2007 года президентских и парламентских выборов в Сьерра-Леоне структура по Сьерра-Леоне провела три неофициальных и одно официальное заседание по этому вопросу. В этих заседаниях участвовали все соответствующие национальные и международные заинтересованные стороны, и они стали полезным форумом для постановки вопросов и оценки прогресса в подготовке к выборам.
22 июня 2007 года структура по Сьерра-Леоне приняла заявление председателя, касающееся президентских и парламентских выборов, которые были проведены в Сьерра-Леоне 11 августа 2007 года , которое было препровождено Генеральной Ассамблее, Совету Безопасности и Экономическому и Социальному Совету. В заявлении было выражено удовлетворение по поводу усилий правительства Сьерра-Леоне, системы Организации Объединенных Наций и международных партнеров по подготовке к выборам. В нем было заявлено, что выборы являются чрезвычайно важным этапом в деле укрепления мира и демократии в Сьерра-Леоне, и содержался настоятельный призыв ко всем заинтересованным сторонам сделать все возможное для обеспечения того, чтобы они были проведены мирным образом и в соответствии с международными стандартами[38].
В заявлении конкретно рекомендовалось политическим партиям, их сторонникам и представителям СМИ соблюдать кодекс поведения политических партий и кодекс поведения СМИ и поддерживать участие женщин и молодежи в выборах. Состоявшиеся 11 августа выборы, второй раунд президентских выборов, проведенный 5 сентября, и мирная передача власти одним выбранным демократическим путем руководителем другому стали замечательным достижением народа Сьерра-Леоне.
Структура по Гвинее-Бисау. Вопрос о ситуации в Гвинее-Бисау был включен в повестку дня Комиссии по миростроительству 19 декабря 2007 года в ответ на просьбу Совета Безопасности, который поддержал запрос правительства Гвинеи-Бисау о включении этого вопроса в повестку дня Комиссии. В соответствии с просьбой премьер-министра Гвинеи-Бисау от 11 июля 2007 года Совет Безопасности 11 декабря 2007 года передал вопрос об этой стране Комиссии и просил ее дать рекомендации в отношении: a) способности правительства обеспечить эффективный надзор и управление национальными финансами и всеобъемлющую реформу государственного сектора, включая эффективные стратегии и программы по борьбе с коррупцией; b) действий правительства и международного сообщества по разработке эффективных, подотчетных и устойчивых систем безопасности и по укреплению независимости судебных органов и верховенства права с учетом, в частности, опасностей, создаваемых наркоторговлей и организованной преступностью; и c) нынешнего развития демократической подотчетности и подготовки к выборам в 2008 году. Совет Безопасности далее запросил первоначальные рекомендации Комиссии в течение 90 дней.
20 февраля 2008 года делегация высокого уровня, которую возглавлял премьер-министр Гвинеи-Бисау Мартинью Дафа Каби, выступила в Комиссии с резюме приоритетов и проблем его правительства в области миростроительства, а именно:
a) реформа государственного управления;
b) укрепление законности и реформы сектора безопасности, включая поддержку избирательной системы, поддержку судебной системы, демобилизацию, реинтеграцию и задействование военнослужащих и полицейских, сбор стрелкового оружия и легких вооружений и деятельность по разминированию;
c) содействие профессионально-технической подготовке и занятости среди молодежи; и
d) поддержка находящихся в уязвимом положении групп, включая доступ к социальным услугам, развитие человеческого потенциала в секторе образования, укрепление человеческого потенциала и улучшения в функционировании центров здравоохранения[39].
Были также подчеркнуты оживление экономической деятельности и восстановление инфраструктуры, особенно в энергетическом секторе. Председатель Специальной консультативной группы Экономического и Социального Совета по африканским странам, выходящим из конфликта, провел во время этой встречи брифинг об опыте и работе Консультативной группы. На этом заседании структура по Гвинее-Бисау единогласно постановила объявить, что страна имеет право на получение помощи из Фонда миростроительства.
27 февраля 2008 года министр обороны Гвинеи-Бисау участвовал — через телевизионную линию связи - в заседании структуры по Гвинее-Бисау, на котором он высказал приоритеты страны в области реформы сектора безопасности, особенно необходимость оказания помощи в улучшении условий жизни солдат, в том числе посредством ремонта военных казарм.
В Гвинее-Бисау работники КМС имеют несколько миссий, как это и было оговорено в повестке дня в декабре 2007, чтобы работать с правительством и партнерами по миростроительству. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун одобрил начальное распределение 6 миллионов долларов США от Фонда миростроительства, чтобы поддержать проекты в областях верховенства закона и реформа сектора безопасности, молодежная занятость, и выборы. В течение 2009 была выделена вторая часть помощи.
Структура по Центральноафриканской республике. На своем заседании 12 июня 2008 года Комиссия по миростроительству включила вопрос о Центральноафриканской Республике в свою повестку и путем аккламации избрала Бельгию Председателем структуры по этой стране.
В целом, Комиссия продолжала уделять неустанное внимание странам, которые являются предметом ее рассмотрения, и оставалась приверженной делу поддержки национальных усилий в таких областях, как диалог, примирение, создание потенциала, институциональные реформы, экономическое восстановление и права человека. Данные по программам деятельности КМС ООН в отношении указанных стран можно свести в таблицу:
Таблица. Деятельность Фонда миростроительства ООН (на январь 2009 года)
Направление
Страны
Помощь (долларов США)
Механизм I для стран, включенных в повестку дня Комиссии по миростроительству (Бурунди, Сьерра-Леоне, Гвинея-Биссау и Центральноафриканская республика)
Бурунди
35 миллионов
Сьерра -Леоне
Гвинея-Биссау
6 миллионов
ЦАР
10 миллионов
Механизм II для стран, объявленных Генеральным секретарем имеющими право на получение помощи по линии Фонда (Коморские Острова, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Либерия и Непал)
Либерия
15 миллионов
Непал
Кот-де-Вуар
5 миллинов
Коморские острова
Гвинея
Механизм III или Механизм чрезвычайного финансирования для поддержки неотложных мероприятий в области миростроительства (Кот-д’Ивуар, Центральноафриканская Республика, Гвинея, Либерия, Бурунди, Гаити и Кения)
Сот-де-Вуар
1 миллион
801, 975
963,384
790,000
Кения
Гаити
800,000
Взаимодействие с Комиссией еще больше укрепило концепцию национальной ведущей роли, взаимной подотчетности и партнерства международного сообщества одновременно с поощрением диалога между национальными заинтересованными сторонами и международными партнерами. Комиссия намеревается и далее укреплять свой авторитет, развивая такие позитивные достижения и активизируя свои усилия в странах, являющихся предметом ее рассмотрения. При этом Комиссия стремится сводить к минимуму риск возникновения или повторного возникновения конфликта в странах, являющихся предметом ее рассмотрения.
25 ноября 2009 года Совет Безопасности ООН обсудил деятельность Комиссии по миростроительству. Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин дал положительную оценку трехлетней работе этого органа. Представитель России подчеркнул, что Комиссия является важным международным инструментом в деле оказания помощи постконфликтным государствам. Он отметил усилия нового органа по содействию Сьерра-Леоне, Гвинее-Бисау и Центральноафриканской Республике. «Большая заслуга Комиссии состоит в налаживании прямого диалога с национальными правительствами, обеспечении их ведущей роли и ответственности за миростроительный процесс», - отметил Виталий Чуркин[40]. Он отметил тесную координацию деятельности Комиссии и Совета Безопасности ООН.
Концепция комплексной стратегии миростроительства доказала то, что она является гибким и практическим инструментом содействия политическому диалогу, анализа источников конфликта, усиления координации между ключевыми национальными и международными субъектами, мобилизации ресурсов и наблюдения за прогрессом. В этой связи и в попытке еще больше повысить свою эффективность и действенность Комиссия будет, по мере необходимости, рассматривать вопрос о дальнейшем уточнении концепции комплексной стратегии миростроительства, а также другие варианты будущего взаимодействия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9