Кредитные ноты — форма привлечения средств на открытом рынке. Выпуск осуществляется в форме ценных бумаг, эмитированных юридическими лицами-нерезидентами, выплаты по которым напрямую зависят от исполнения обязательств по подлежащему активу (например, по кредиту, выданному нерезидентом белорусскому банку). В данном случае инвестор, приобретающий CLN или LPN, принимает на себя риск белорусского банка. Его доход зависит от того, исполнит ли белорусское кредитное учреждение свои обязательства по лежащему в основе CLN или LPN кредиту.
CLN (ноты, связанные с кредитом) подходят маленьким компаниям, не желающим раскрывать о себе большие объемы информации. Компании руководствуются при этом документом под названием Private Placement Invention, разрешающим не делать проспекта эмиссии в случае, если число инвесторов не превышает 100. Для выпуска CLN не требуется получения кредитного рейтинга и прохождения процедуры листинга на фондовой бирже [10, с.40].
LPN (ноты участия в кредите) чаще используются крупными компаниями. Их выпускает крупный банк, предоставляющий кредит, а покупатели нот как бы финансируют этот кредит. Выпустить LPN сложнее, чем CLN, поскольку требуется наличие рейтинга, проведение процедуры листинга на одной из европейских бирж, более серьезные требования предъявляются к раскрытию информации, в том числе через проспект эмиссии, составленный юридической организацией.
Еврооблигации — разновидность ценных бумаг в виде купонных облигаций, выпускаемых эмитентом в целях получения долгосрочного займа на международном рынке. Как правило, стоимость ресурсов посредством выпуска облигаций несколько ниже, чем у синдицированных кредитов и кредитных нот. Обязательно наличие рейтинга и прохождение листинга на одной из европейских бирж (обычно Лондонская или Люксембургская).
IPO (Initial public offering) — первичное публичное размещение акций на бирже позволяет предприятию-эмитенту увеличить уставный капитал и привлечь дополнительные ресурсы для развития, которые не нужно будет возвращать с процентами, как в случае с кредитами или облигациями. Получение компанией статуса "публичной" повышает ее прозрачность, так как прежде чем выйти на рынок IPO, предприятию необходимо составить отчетность по международным стандартам. Также укрепляется имидж и расширяется круг кредиторов, улучшаются отношения с клиентами и контрагентами. Выпуск акций позволяет привлечь внимание к компании, что также усиливает ее конкурентные позиции. В IPO заинтересованы не только акционеры, но и государство, поскольку привлечение дополнительных инвестиций усиливает экономику.
К сожалению, белорусские банки еще не апробировали IPO, не вышли они и на рынок еврооблигаций. Вместе с тем увеличивается практика использования синдицированных кредитов и кредитных нот CLN и LPN.
Следует отметить, что использование новых финансовых инструментов при привлечении средств нерезидентов во многом определялось наличием рейтинга у банков, а также составлением ими отчетности по международным стандартам В настоящее время 5 белорусских банков (АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ОАО "Белинвестбанк" и ОАО "Белпромстройбанк") имеют рейтинг международного кредитного рейтингового агентства Fitch Ratings. Эти банки в основном и работали на международном финансовом рынке в части привлечения средств посредством использования новых финансовых инструментов. Рейтинг для всех одинаков и находится на уровне:
—долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте — "В-";
—краткосрочный рейтинг в иностранной валюте — "В";
—рейтинг поддержки — "5";
—прогноз по международному рейтингу — "стабильный";
—индивидуальный рейтинг ОАО "Белпромстройбанк", АСБ "Беларусбанк" и ОАО "Белагро промбанк" — "D/E", у ОАО "Белгазпромбанк" и ОАО "Белинвестбанк" — "Е".
В этой связи видится целесообразным отечественным банкам и предприятиям, желающим выйти на международный финансовый рынок, выходить на него постепенно. Сначала необходимо получить рейтинг и начать составлять отчетность в соответствии с международными стандартами, а к привлечению средств приступить с зарубежных кредитов в разных формах. Затем выпустить еврооблигации и, в конце концов, провести IРО [10, с.43].
Еврооблигаций в пассивах наших кредитных учреждений пока нет. Хотя недавно представители АСБ "Беларусбанк" заявили, что их банк планирует выпустить еврооблигации, а также получить второй международный рейтинг — агентства Мооdу's. Зарубежные инвесторы охотнее дают свои деньги, если эмитент имеет не один, а несколько рейтингов.
В Республике Беларусь проводится работа по организации выпуска корпоративных облигаций крупнейших белорусских предприятий. Белорусские банки должны оказать необходимое содействие в осуществлении предприятиями таких облигационных заимствований. При этом они могут выступать как в качестве финансовых консультантов, андеррайтеров, так и инвесторов при размещении облигаций белорусских предприятий.
Успешная реализация данного проекта повысит привлекательность для белорусских предприятий облигационных заимствований как эффективного инструмента привлечения внешних долгосрочных ресурсов.
Проектное финансирование является одним из способов привлечения ресурсов международного кредитного рынка в реальный сектор экономики, для реализации дорогостоящих проектов, имеющих национальное значение.
Для финансирования дефицита бюджета возможно использование выпуска еврооблигаций и размещение их на международном рынке. Тем более, что Республике Беларусь присвоен суверенный кредитный рейтинг. Использование правительством еврооблигационных займов позволит покрыть потребность во внешнем финансировании дефицита республиканского бюджета на вполне приемлемых для республики условиях. Достаточно высокий запас финансовой безопасности страны и низкий уровень дефицита республиканского бюджета позволяют прибегать к этому источнику для повышения объема государственных инвестиционных ресурсов.
В связи с тем, что многие белорусские банки уже получили кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств, они могут использовать для расширения своей ресурсной базы такие инструменты международного кредитного рынка как кредитные ноты, IPO, еврооблигации. Кроме того, более широко следует использовать возможности синдицированного кредитования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рост национальной экономики, ее инновационная направленность, потребность в обновлении основных средств производства, а также процессы интеграции в международное сообщество приводят к значительному расширению инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования. В условиях хронической нехватки собственных средств у большинства предприятий, дефиците бюджета и ограниченности ресурсной базы белорусских банков особое значение приобретает возможность использования ресурсов международного кредитного рынка.
Международный кредит стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны, обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций, усиливает позиции стран-кредиторов, способствует созданию в странах должниках выгодных для кредиторов экономических режимов. В силу этого противоречия действия международные кредитные отношения должны являться предметом особого внимания со стороны государства. Использование новейших инструментов международного кредитного рынка позволяет осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с финансово-кредитными организациями, минимизировать кредитные риски, управлять внешним долгом страны.
Привлечение иностранных кредитных средств в национальную экономику является необходимостью. С одной стороны государство стимулирует приток иностранных инвестиций: отмена «золотой акции», получение суверенного кредитного рейтинга, нулевые таможенные ставки для ввозимого технологического оборудования, с другой – отказывается от кредитной поддержки МВФ и других валютно-кредитных организаций с целью ограничения вмешательства зарубежных государств в национальную политику и экономику.
Для Республики Беларусь, как и для большинства стран-импортеров иностранного капитала предпочтительными являются прямые иностранные инвестиции, но иностранные инвесторы не торопятся вкладывать средства в развитие национальной экономики. Для них наиболее предпочтительными являются вложения на возвратной основе в виде торговых кредитов, банковских кредитов, и прочих видов международного кредита.
Привлечение иностранных кредитов в рамках проектного финансирования является наиболее удачным сочетанием кредитования и прямых инвестиций. В отличие от обычного кредита, при котором заемщик или организатор проекта берет на себя все риски, в проектном финансировании риски распределяются между кредиторами, заемщиком и правительством (при ПФ на базе концессионного соглашения). Проектное финансирование на базе концессионных соглашений позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы иностранных инвесторов и кредиторов для реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, имеющих стратегическое значение.
Использование международных кредитных ресурсов необходимо не только в производственной сере. В области государственных финансов также имеется потребность во внешнем финансировании. Получение страной кредитного рейтинга позволяет Республике Беларусь осуществить международный заем посредством выпуска еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволит привлечь средства для финансирования дефицита бюджета на более выгодных условиях, чем синдицированные краткосрочные кредиты международных банков.
Потребность банковской сферы в иностранных ресурсах объясняется повышенным спросом на кредиты со стороны белорусских предприятий. Для расширения ресурсной базы белорусских банков возможно использование таких инструментов международного кредитного рынка как синдицированные кредиты, кредитные ноты, размещение еврооблигаций, первичное публичное размещение акций на бирже (IPO).
Международный кредитный рынок обладает огромным потенциалом для финансирования национальной экономики. Главное – выбрать подходящие для каждой конкретной ситуации инструменты этого рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственная Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.//www.pravo.by
2. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008г.//Сайт Национального банка Республики Беларусь/Режим доступа: www.nbrb.by – Дата доступа: 19.03.2008
3. «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2006 году». Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 215 от 16 февраля 2006 г// www.pravo.by.
4. «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2007 году». Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 415 от 31 марта 2007 г.// www.pravo.by.
5. Теория финансов: учеб. Пособие/ Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко – изд. 2-е – Мн.: БГЭУ, 2006. – 351 с.
6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учеб.пособие/ Л.Н.Красавина – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.
7. Финансы внешнеэкономической деятельности: учеб. Пособие/ К.В.Рудый - Мн.: БГЭУ, 2003 – 123с.
8. Международная экономика : Курс лекций/ Н.В. Черченко, Н.И.Суханов, А.Н. Леонович – Мн.: РИВШ, 2006 -124 с.
9.Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник для студентов вузов/ В.А.Щегорцов, В.А.Таран – М.: Юнити –Дана, 2005 – 528 с.
10. А.Раков. Новые источники расширения ресурсной базы банков//Банковский вестник. - 2007. - № 16. - С.38-45
11. И.А.Еремеева. Использование инструментов международного рынка ссудных капиталов Республикой Беларусь// Вестник БГЭУ. – 2007. - № 3. - С.72-77
12.Ирниязов Б.С. Организация проектного финансирования с использованием концессионного соглашения//Финансовый мнеджмент. – 2007. - № 5. - С. 63-67
13. С.П. Панкевич. Иностранные инвестиции в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2007 г.// планово-экономический отдел – 2008. - № 3. - С.11-20
14. А.С. Родюков. Проектное финансирование: зарубежный опыт и предпосылки применения в Республике Беларусь.// Экономический бюллетень НИЭИ министерства экономики Республики Беларусь – 2007. - № 9. - С. 54-65
15. П.Л. Ладик. Суверенный кредитный рейтинг и внешнее финансирование дефицита бюджета// Финансы, учет, аудит – 2007. - № 7. – С. 12-15
16.К.Рудый. Международный кредит: Сущность и факторы развития// Банковский вестник – 2005. - № 23. - С. 25-30
17. По мнению экспертов, наличие кредитного рейтинга обеспечит Беларуси улучшение инвестиционного климата.//Сайт посольства Республики Беларусь в российской федерации./ Режим доступа: #"1.files/image002.gif">
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9