Рефераты. Международный кредитный рынок и оценка его потенциала для финансирования национальной экономики

АСБ "Беларусбанк" в апреле 2007 года привлек сроком на 6 месяцев клубный синдицированный кредит на 38 миллионов долларов, а в мае текущего года банк разместил дебютные кредитные ноты LPN на 125 миллионов долларов сроком на 1 год. АСБ "Беларусбанк" является первым белорусским банком, применившим этот инструмент заимствования.[10,с.40]

ОАО "Белгазпромбанк" в ноябре 2005 года привлекло дебютный синдицированный кредит на 15 миллионов долларов. Кредит был пролонгирован в ноябре 2006 года еще на 1 год с увеличением суммы до 21 миллиона долларов. В августе 2006 года ОАО "Белгазпромбанк" привлекло синдицированный кредит сроком на один год. Кредит состоял из двух траншей объемом 14 и 5 миллионов евро. Ставка по кредиту складывалась из LIBOR плюс 4,45 % .

Ставка LIBOR для заимствований с трехмесячным сроком выплаты процентов составила по долларам США 4,37, а по евро — 2,35 %, поскольку эта часть кредита привязана к ставке LIBOR по евро, зависящей в свою очередь от учетной ставки Европейского центрального банка. Следовательно, цена первого транша кредита составила 8,82 % годовых (4,37 + 4,45), а второго — 6,8 % годовых (2,35 + 4,45).

Однако необходимо отметить, что по стандартной схеме расчета цена кредита была бы не менее 10,5 — 11 % годовых. Банк добился скидок только благодаря высокому рейтингу главных акционеров — Газпрома и Газпромбанка Российской Федерации [11, с.74].

 В июне 2007 года привлек синдицированный кредит на 35 миллионов долларов сроком на 1 год.

Кроме АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "Белгазпромбанк" синдицированные кредиты привлекали ОАО "Белинвестбанк" и ОАО "Белпромстройбанк".

Синдицирование обеспечивает доступ к международным финансам, скорость и гибкость кредитования, позволяет диверсифицировать источники международного кредитования и получать крупные займы.

Используя этот кредит, заемщики платят процент и комиссию так же, как при обычном кредитовании. Если они его не используют, то платят только комиссию и, возможно, небольшой гонорар. Такой способ финансирования особенно интересен заемщикам с доступом на другие сегменты международного финансового рынка, которые постоянно нуждаются в альтернативном финансировании и находят условия на других рынках менее благоприятными. Данный кредит в отличие от большинства кредитов, привлекаемых белорусскими банками, носит нецелевой характер и направлен на кредитование клиентов банка, что является несомненным преимуществом для заемщика в плане удобства использования.


2.3 Анализ опыта сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми и кредитными организациями


Республика Беларусь с 1992 года является членом следующих международных финансовых организаций:

1. Международного валютного фонда (МВФ)

2. Группы Всемирного банка, в том числе

·          Международного банка реконструкции и развития (МБРР);

·          Международной финансовой корпорации (МФК);

·          Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);

·          Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).

3. Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

Сотрудничество с Международным валютным фондом

Членство в МВФ является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь. МВФ проводит периодические консультации со всеми странами-членами, в ходе которых получает информацию об общем экономическом положении страны и ее экономической политике. Эти консультации также дают МВФ возможность рекомендовать правительствам стран-членов приемлемую для него экономическую политику.

За период сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ) Республика Беларусь получила от Фонда две транши кредита по программе системных трансформаций — в августе 1993 г. и в феврале 1995 г. и одну траншу кредита «стэнд-бай» в сентябре 1995 г. В дальнейшем Фонд прекратил выделение кредитов Беларуси из-за несоответствия рекомендациям Фонда экономической политики Правительства Республики Беларусь.

В начале 2004 г. Республикой Беларусь принято решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством. Взаимоотношения Беларуси с МВФ в 2005 — 2007 годах осуществлялись на основе обсуждений в министерствах и Национальном банке параметров экономического развития Республики Беларусь и получении технической помощи. В мае 2006 г. в республике работала миссия МВФ по оценке финансового сектора Республики Беларусь.

Беларусь полностью погасила свои обязательства перед МВФ по ранее полученным кредитам 1 февраля 2005 г.

Сотрудничество с группой Всемирного банка.

За период членства страны Советом исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам, в связи с чем в республику поступили следующие кредитные ресурсы:

·          Институциональный заем;

·          Реабилитационный заем;

·          Заем на развитие лесного хозяйства;

·          Заем на проект “Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь”.

Кроме кредитной поддержки, со стороны Всемирного банка республике была оказана безвозмездная помощь за счет грантов, предоставленных из различных специальных фондов, на сумму более 15 млн. долларов США (экология, поддержка процесса приватизации, социальная защита малообеспеченных слоев населения, сохранение биоразнообразия лесов, вывод из применения озоноразрушающих веществ, развитие потенциала по обеспечению соблюдения экологического законодательства и другие).

Прорабатывается реализация совместного проекта Правительства Республики Беларусь и Всемирного банка по реабилитации районов, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. Данный проект направлен на повышение энергоэффективности и экономичности снабжения тепловой энергией и горячей водой населения, пострадавшего от последствий аварии на ЧАЭС.

Результатом работы с Всемирным банком является подготовленный экспертами банка с учетом предложений Правительства проект Стратегии сотрудничества Всемирного банка для Республики Беларусь на 2007-2011 годы.

Совместная работа над проектом Стратегии, в результате которой данный документ отражает те направления сотрудничества, которые были предложены Правительством Республики Беларусь, является шагом вперед в развитии сотрудничества республики с Банком [18].

Сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития.

Республика Беларусь является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г., осуществив подписку на акции ЕБРР (Республика Беларусь владеет 4 000 акциями на сумму 40 млн. евро, что составляет 0,2% от уставного капитала ЕБРР) и осуществляет сотрудничество с ЕБРР на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19 февраля 1993 г.

В соответствии с Меморандумом основными направлениями деятельности Банка в Беларуси определены кредитные и инвестиционные операции, оказание технической помощи в следующих областях: энергетический комплекс, инфраструктура, структурная перестройка экономики, финансовый и банковский сектор, поддержка предпринимательства и приватизации, использование сельскохозяйственных и лесных ресурсов и некоторые другие.

Другим основополагающим документом сотрудничества Республики Беларусь и ЕБРР является Стратегия ЕБРР для Беларуси на 2006 — 2008 гг., которая была одобрена Советом директоров ЕБРР 12 декабря 2006 г.

По состоянию на 1 января 2007 г. с момента начала работы ЕБРР в Беларуси по проектам Банка привлечено 300 млн. евро, из которых 203,3 млн. — средства ЕБРР.

За период членства в ЕББР Республика Беларусь получила из этого Банка кредиты на развитие электросвязи, модернизацию Оршанской ТЭЦ, реконструкцию автодороги М1/ЕЗО на участке Брест-Минск-граница России, создание «Компании минского оптового рынка», развитие системы кредитования малого и среднего бизнеса, ипотечного кредитования, экспортных гарантий.

Продолжается реализация Кредитной линии ЕБРР на развитие малого и среднего бизнеса в рамках Кредитного соглашения между Республикой Беларусь и ЕБРР от 22 ноября 1994 г. С начала ее реализации (по состоянию на 1 января 2007 г.) было одобрено и профинансировано 83 инвестиционных проекта на общую сумму около 45,3 млн. долл США, из которых 3 проекта связаны с финансированием лизинга и оборотного капитала (1 проект — лизинг и 2 проекта — оборотный капитал) на общую сумму 113 тыс. долл. США.

Принятие в 2001 г. Поправки № 2 по микрокредитованию позволило привлечь к участию в Кредитной линии большое количество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Предоставленные республике кредитные ресурсы (37,5 млн. долл. США) были освоены в полном объеме в июне 2002 г. С этого времени Национальный банк Республики Беларусь начал использование средств Оборотного счета, на котором аккумулировались суммы возврата основного долга по ранее выданным кредитам.

В связи с недостатком свободных ресурсов для кредитования крупных инвестиционных проектов было принято согласованное решение об использовании возвратных средств только на цели микрокредитования. В рамках программы микрокредитования, которая является частью Кредитной линии ЕБРР на развитие малых и средних предприятий, профинансировано 2 555 проектов (из них 1 431 — проекты индивидуальных предпринимателей) на общую сумму 35,43 млн. долл. США. Национальным банком Республики Беларусь из средств ЕБРР выдано банкам-участникам 14,3 млн. долл. США, а остальная часть профинансирована за счет имеющейся у банков-участников возможности повторного использования возвращаемых средств.

22 марта 2005 г. Советом директоров ЕБРР утвержден проект «Беларусь: сеть розничной торговли в г. Минске», который предусматривает строительство трех современных гипермаркетов. Общая стоимость проекта составляет 31,1 млн. евро, из них средства ЕБРР — 14,7 млн. евро.

В 2006 г., по данным финансового отчета ЕБРР, Банком выделены ресурсы на два проекта в Беларуси: инвестиции в основной капитал пивоваренного предприятия «Оливария» в размере 10 млн. евро и кредит «Приорбанку» в размере 13,7 млн. евро на цели финансирования внешнеторговых операций.

В рамках реализации Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006 — 2008 гг. в январе 2007 г. Совет директоров Банка одобрил новую кредитную линию в размере 25 млн. евро для кредитования проектов в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ). Расширено число участвующих в проекте белорусских банков. В феврале 2007 г. Минскому транзитному банку на цели кредитования малого бизнеса в Беларуси выделено 3 млн. евро [18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.