Рефераты. Международный аспект в турецко-израильских отношениях в 90-е гг. 20 в.

По данным журнала, сообщения о соглашении ухудшили и отношения Турции с Ираном, ранее уже испорченные обвинениями Анкары в том, что Тегеран поддерживает турецких исламских экстремистов и ведет шпионскую деятельность против турецких дипломатов в Иране. «Техран Таймс» критиковала Турцию за готовность, как считает газета, на «новое сионистское вторжение» и пыталась убедить иранских руководителей принять меры, чтобы пресечь «новую угрозу» региональной безопасности. Газета «Джомухуриеислами», следуя своей бескомпромиссной линии во внешней политике, высказывала мнение, что «с этим вероломным решением Турции Израиль отныне получает общую границу с Ираном», и призывала иранское правительство потребовать объяснений от Анкары по поводу «ее беспринципного и безответственного поведения».

Важным событием в динамике двустороннего сотрудничества стал визит в Израиль президента Турции Сулеймана Демиреля в марте 1996 г. Этот визит был первым в истории официальным визитом главы турецкого государства в Израиль. Во время пребывания в Израиле С.Демирель заявил, что его визит не должен рассматриваться лишь как обычное протокольное мероприятие: «Я приехал сюда, чтобы подчеркнуть значимость мирных усилий Турции; на предстоящей в египетском городе Шарм-эль-Шейхе конференции по терроризму я потребую введения жестких санкций, включая экономическое эмбарго, против стран, поддерживающих терроризм».

Политические изменения, произошедшие летом 1996 г. в обоих государствах, можно рассматривать как определенный рубеж в динамике турецко-израильского сотрудничества. Как известно, 29 мая 1996 г. состоялись выборы в Кнессет и прямые выборы премьер-министра Израиля, в результате которых к власти пришел правый блок Ликуд во главе с Беньямином Нетаньяху. Прежнее руководство Израиля, участвовавшее в подготовке и заключении военного соглашения с Турцией, ушло в отставку. Также и в Турции светские прозападные партии, несмотря на то, что по итогам выборов получили в сумме более 75% голосов избирателей, так и не сумели в течение полугода создать стабильную правительственную коалицию и тем самым открыли путь к власти исламистской партии Рефах, лидер которой Н.Эрбакан стал 28 июня 1996 г. главой нового коалиционного кабинета, куда кроме Рефах вошла также Партия верного пути Т.Чиллер, занявшей, соответственно, посты заместителя премьер-министра и министра иностранных дел.

Однако несмотря на возникшие в связи со сменой власти в Турции опасения относительно будущего турецко-израильского партнерства, в какой-то степени подтверждавшиеся тем фактом, что в течение нескольких месяцев Эрбакан не давал ответа на предложение нового израильского премьера о проведении встречи, выжидая и, очевидно, рассчитывая на обострение палестино-израильского конфликта как на предлог для отказа от сотрудничества, дальнейшее развитие событий показало, что опасения эти были несостоятельны и весьма быстро рассеялись. Влиятельные военные и гражданские круги Турции, активно поддерживаемые США, предприняли ряд мер, чтобы сохранить поступательный процесс в турецко-израильском военно-политическом и торгово-экономическом сотрудничестве. В августе 1996 г. Т.Чиллер пригласила в МИД израильского посла и заверила его в том, что добрые отношения между двумя странами будут продолжены. Со своей стороны новые израильские руководители делали заявления, свидетельствовавшие о заинтересованности в дальнейшем сближении с Турцией по всем направлениям.

В целом можно отметить, что после прихода к власти Н.Эрбакан пытался сбалансировать внешнеполитическую ориентацию Турции, он приложил немало усилий, чтобы наладить турецко-иранское сотрудничество, улучшить отношения с рядом арабских стран. Что касается реализации военно-политического соглашения с Израилем, то в этом вопросе сопротивление Рефах и самого Эрбакана успешно преодолевалось военной верхушкой и турецким МИД. Используя такой влиятельный конституционный орган, каким является в Турции Совет национальной безопасности, они могли принимать важнейшие решения по сотрудничеству с Израилем, ссылаясь, и вполне справедливо, на интересы национальной безопасности Турции. В продолжении контактов с Израилем был заинтересован и главный представитель светской прозападной элиты страны – президент С.Демирель, который после своего официального визита в Израиль стал непосредственным участником, своего рода гарантом турецко-израильского сближения.

Итак, как видно из всего вышесказанного, турецко-израильские отношения, и прежде всего в военно-политической сфере, имели все шансы и далее развиваться по нарастающей, ибо как в самих государствах-участниках регионального стратегического партнерства, так и вне их существовали многочисленные влиятельные силы, заинтересованные в продолжении сотрудничества между двумя странами. И продолжение это не заставило себя ждать. 28 августа 1996 г., «после двух месяцев ожидания», один из руководителей Министерства обороны Израиля генерал Давид Иври прилетел в Анкару для подписания контрактов на общую сумму в 630 млн. долл. Новые военные соглашения предусматривали модернизацию в Израиле 54 самолетов F-4 «Фантом» турецких ВВС, приобретение Турцией опытной партии израильских ракет «Попай-1» в целях изучения возможности их совместного производства, а также организацию структуры военного сотрудничества между государственными авиационными предприятиями. СМИ обеих стран охарактеризовали подписанные контракты как «второе военное соглашение».

В 1997 г. турецко-израильские отношения достигли значительного прогресса, причем, как представляется, наиболее последовательными являлись все новые инициативы в военной сфере. Так, уже в конце февраля Израиль посетил начальник Генштаба турецкой армии генерал Исмаил Карадайы. Во время этой поездки обсуждался вопрос о проведении совместных военно-морских маневров при участии кораблей 6-го американского флота, постоянно базирующегося в Средиземном море. Турецкий генерал четко заявил о том, что, несмотря на оппозицию некоторых политических сил внутри его страны, турецкие вооруженные силы намерены всячески поддерживать и развивать свои стратегические отношения с Израилем. Он также заверил партнеров по переговорам в том, что Турция не будет делиться военной информацией и технологиями, предоставляемыми Израилем, с другими странами.

9 апреля 1997 г. в Анкару прибыл министр иностранных дел Израиля Давид Леви. И на этот раз, помимо торговых и инвестиционных тем, а визит проходил вскоре после ратификации турецким парламентом торгового договора между двумя странами, на повестке дня стоял и вопрос о продолжении военного сотрудничества. Судя по некоторым публикациям, в ходе переговоров обсуждалась перспектива израильского участия совместно с американской корпорацией «ДженералДайнемикс» в модернизации примерно тысячи турецких танков М-60 американского производства и даже возможность поставки в Турцию израильских танков «Меркава» и «Шариот». Важной частью визита стала встреча Д.Леви с премьер-министром Турции Н.Эрбаканом, который принял его под давлением президента С.Демиреля и военных.

Визит израильского министра, известного своими жесткими правыми взглядами, и его встреча с премьер-министром Турции, активно ратовавшим за развитие связей с исламскими странами, вызвали новую порцию критики со стороны некоторых арабских лидеров. Ливийский руководитель М.Каддафи заявил, что «за время правления Рефах Израиль добился от Турции большего, чем при предшественниках нынешнего премьера Н.Эрбакана». Утверждения о том, что Египет также поддерживает особые отношения с Израилем, по мнению М.Каддафи, неверны, так как «израильские самолеты не летают в небе Египта и не угрожают государствам региона».

Однако обвинения со стороны М.Каддафи и других арабских лидеров не снизили интенсивность контактов между турецкими и израильскими военными, скорее наоборот, в течение 1997 г. она еще более возросла. Уже 30 апреля, сразу после визита Д.Леви, в Тель-Авив на переговоры со своим израильским коллегой Ицхаком Мордехаем отправился министр обороны Турции Туран Таян. Приветствуя гостя из Турции, израильский министр заявил, в частности: «Израильско-турецкое сотрудничество в военной области не направлено против какой-либо третьей стороны. Напротив, оно призвано стать одним из веских факторов политической стабилизации на Ближнем Востоке. Мы охотно делимся с турецкими партнерами технологическими достижениями нашей оборонной промышленности и опытом, накопленным в трудном деле борьбы с террором». На переговорах министров обороны вновь были затронуты темы развития двустороннего военного сотрудничества и проведения совместных военно-морских маневров при участии кораблей 6-го американского флота. Позднее данная тема обсуждалась уже в ходе вашингтонской встречи Ицхака Мордехая с министром обороны США Уильямом Коэном.

Неделю спустя после визита турецкого министра на встречу с И.Мордехаем прибыл заместитель начальника Генштаба Турции генерал Чевик Вир в сопровождении 23 офицеров, и вновь все те же публично объявленные темы – взаимодействие в борьбе с терроризмом, консультации по проблеме распространения баллистических ракет, совместные военные учения, участие в двусторонних промышленных проектах.

В коммюнике, опубликованном в Израиле по поводу приезда высокопоставленного турецкого генерала, подчеркивалось, что речь идет об очередной встрече в рамках «стратегического диалога», который «составляет дополнительную основу процесса глубоких оборонительных и военных отношений между Израилем и Турцией». Непосредственными участниками диалога, отмечается в коммюнике, являются ведомства, отвечающие за безопасность в каждой из стран. Здесь же приводится высказывание израильского министра обороны о том, что расширение и углубление связей «обеспечило ведомствам безопасности Турции и Израиля взаимную выгоду от мастерства другой стороны». Министр также «приветствовал предстоящие совместные военно-морские учения Турции, Израиля и США и сообщил Чевику Виру, что, придавая большое значение региональному военному сотрудничеству, он затронул данную тему в беседах, которые провел с руководством США».

В коммюнике сообщалось и о позиции турецкой стороны: «Генерал Ч.Вир поддержал необходимость усиления и углубления сотрудничества между двумя странами и выразил восхищение тем впечатлением, которое он и его коллеги испытали во время посещения израильских авиазаводов, предприятия «Меркая» и других промышленных объектов. …Мы слышали и читали об этом и, наконец, увидели, – заявил генерал. – Это высокотехнологичные предприятия, их технология на уровне искусства. Они охватывают все сферы военного производства, и все это производится в Израиле». В заключение турецкий генерал высказал свое удовлетворение тем, как проходит на израильских авиационных заводах модернизация турецких самолетов F-4.

Тем временем внутриполитическая ситуация в Турции постепенно обострялась, противостояние светского истеблишмента и исламистов, впервые в истории Республики получивших реальную власть в свои руки, перешло уже в открытую стадию. Многие представители Рефах стали публично выступать с требованиями отказа от ряда светских законодательных норм, прежде всего в области образования, все большим нападкам подвергались некоторые статьи Конституции, составляющие основы светского характера турецкого государства. Так, 11 мая 1997 г. в Стамбуле по инициативе Рефах и при участии некоторых ее лидеров состоялся многотысячный митинг сторонников исламского, шариатского пути развития страны. Вот некоторые из лозунгов, содержавшихся на плакатах митинговавших: «Шариат или смерть!», «Кемалистская диктатура – израильская марионетка!», «Здесь Турция, а не Израиль». Как сообщалось, при упоминании Ататюрка слышен был гул недовольных голосов, депутат от РефахОмерХатипоглу, выступая на митинге, требовал к ответу генерала Чевика Вира, участника переговоров с Израилем о военном сотрудничестве, выкрикивая: «Турция не будет Израилем, да здравствует шариат!».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.