Рефераты. Международный аспект в турецко-израильских отношениях в 90-е гг. 20 в.

Международный аспект в турецко-израильских отношениях в 90-е гг. 20 в.













Реферат

Международный аспект в турецко-израильских

отношениях в 90-е гг. XXв.


Сближение Турции и Израиля в 90-е годы, тесное военное сотрудничество двух стран и установление между ними отношений уровня стратегического партнерства – все это оценивалось на страницах турецкой и израильской прессы, а также многими экспертами-аналитиками как очень важное, в некотором роде революционное событие, серьезно влияющее на расстановку сил в регионе. Однако отношения Турции и Израиля, нынешняя территория которого как часть Палестины, когда-то входила в состав Османской империи, складывались вплоть до 90-х годов весьма непросто. Как известно, Турция была первой мусульманской страной, которая еще в марте 1949 г. формально признала Государство Израиль, а в декабре того же года установила с ним дипломатические отношения, с тех пор, кстати, ни разу не прерывавшиеся. Констатация данных фактов могла, казалось бы, звучать обнадеживающе, однако на протяжении четырех с лишним десятилетий турецко-израильские отношения были практически в полной мере «завязаны» на арабо-израильском конфликте, и именно Турция, а не Израиль, была стороной, определявшей уровень двусторонних отношений. Стремление Израиля к улучшению связей с Турцией было в этом уравнении величиной постоянной. В свою очередь Анкара при определении своей политики в отношении Израиля руководствовалась зачастую региональными факторами, стремясь не вступать в конфронтацию с арабским миром. Лишь в начале 90-х годов зависимость турецко-израильских отношений от региональной ситуации в целом и палестино-израильского конфликта, в частности, перестала быть определяющей, а в отношениях между двумя странами произошли значительные перемены к лучшему.

Что же послужило основанием для сближения Израиля и Турции в 90-е годы, чем объяснялся возросший интерес турецких руководителей к развитию политических, военных и экономических связей с Израилем?

Представляется, что для полного и всестороннего ответа на поставленный выше вопрос необходимо, прежде всего, оценить общую ситуацию, сложившуюся в мире и регионе на рубеже 1980–90-х годов. В данный период в структуре региональных международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке произошли кардинальные изменения. Вкратце, эти изменения, ставшие прямым следствием окончания «холодной войны», распада Советского Союза и, как следствие, трансформации биполярного мира в по сути однополярный, сводились к начавшемуся процессу формирования новой региональной системы международных отношений в уже совершенно иных геополитических условиях. Неотъемлемой частью этого процесса стало стремление большинства государств региона к решению спорных вопросов политическими методами, путем переговоров и достижения взаимоприемлемых компромиссов, примером чему могла служить, в частности, постепенная нормализация арабо-израильских отношений. Все эти перемены как глобального, так и регионального характера не могли не повлиять и на позиции такой крупной ближневосточной и средиземноморской державы, как Турция, политика которой в регионе существенно изменилась.

Для понимания стремления Турции к активизации отношений с Израилем несомненный интерес представляет аналитическая записка, подготовленная вашингтонским Институтом ближневосточной политики. В этом документе объясняются причины, побуждающие Турцию к развитию всесторонних связей с Израилем. Это и неудовлетворенность Анкары своими отношениями с арабскими странами, которые не приносят ей желаемых дивидендов, в то время как военное и экономическое партнерство с Израилем сулит значительную выгоду, и уверенность Турции в том, что связи с еврейским государством помогут ей в Вашингтоне, где многие критиковали Анкару за проведение жестких антитеррористических мероприятий против курдских повстанцев и нарушения прав человека, особенно вотношении курдского населения. Эксперты Института отмечают также, что в начале 90-х годов значимость Турции для безопасности Запада существенно снизилась, и, соответственно, гарантии НАТО по безопасности страны не выглядели уже столь весомыми, как во времена «холодной войны». Как результат, Турция стала более активна в поиске новых региональных гарантий такого рода, и Израиль здесь выглядел как наиболее перспективный и многообещающий партнер. Не стоит, на наш взгляд, также сбрасывать со счетов тот факт, что Турции для развития своих вооруженных сил нужны были технологии, которые она в силу существующих ограничений не могла получить от США или Европы. Кроме того, Турцией руководило желание за счет сотрудничества с мощным израильским ВПК и израильской армией, наиболее современной и мобильной на Ближнем Востоке, охладить пыл потенциальных соперников в регионе.

Для Израиля в его новых отношениях с Турцией на первом плане стояло желание укрепить свое положение на Ближнем Востоке благодаря тесным связям с имеющей большой вес страной исламского мира и преодолеть тем самым политическую изоляцию в регионе.Наряду с этим сказывалась и необходимость найти покупателей, заинтересованных в продукции израильской оборонной и авиационной промышленности; наконец, играли свою роль стратегические и разведывательные преимущества, проистекающие из альянса со страной, имеющей общие границы с главными противниками еврейского государства – Сирией, Ираком и Ираном.

После Мадридской конференции 1991 г. Анкара подняла до уровня посольств дипломатические отношения с Израилем, активно поддержала ближневосточный мирный процесс. Особенно интенсивно турецко-израильские отношения стали развиваться с середины 90-х годов, когда Турция, уже не слишком считаясь с мнением арабских стран, пошла на установление с Израилем всесторонних связей, прежде всего военно-политических. Масштаб этих связей позволил говорить о появлении нового мощного союза двух наиболее развитых в военном и экономическом отношении государств региона – Израиля и Турции.

Безусловно, свою роль здесь сыграла и политика США, направленная на выдвижение этих стран в качестве главных форпостов в своей геополитической стратегии на Ближнем и Среднем Востоке, нацеленной на создание новых военно-политических «осей» и союзов, призванных сдерживать ряд режимов в государствах арабского мира. Соединенные Штаты с самого начала проявили заинтересованность в активизации отношений Турции с Израилем, и нет сомнения, что первые шаги Турции в этом направлении были в немалой степени инициированы именно американцами. Однако Турцию и Израиль объединяла не только проамериканская ориентация, но и наличие ряда общих внешних угроз и схожих, во многом, проблем во внутренней политике.

Первые активные военно-политические контакты между Израилем и Турцией относятся к осени 1994 г.,когда во время официального визита в Израиль премьер-министр Турции Тансу Чиллер призвала израильское руководство к активному сотрудничеству в сфере обороны. Т.Чиллер назвала конкретные цифры необходимого Турции вооружения, которое мог бы поставить Израиль. Инициатива была связана со стремлением остановить распространение исламского фундаментализма, создать в регионе некое подобие антиисламистского фронта. Т.Чиллер охарактеризовала ожидаемое сотрудничество между двумя странами как «стратегическое партнерство».

На переговорах был поставлен вопрос о модернизации на израильских авиапредприятиях принадлежащих Турции самолетов F-4 «Фантом» американского производства. Турецкий премьер также выдвинула план широкого экономического сотрудничества в регионе, причем «его сердцевиной станут Турция и Израиль». В качестве возможных сфер двустороннего сотрудничества Т.Чиллер назвала телекоммуникации, коммерческие спутники, грузовые перевозки, а также поставки электроэнергии и водоснабжение.

Однако на пути расширения турецко-израильских отношений возникали и определенные трудности. На парламентских выборах в Турции в декабре 1995 г. заметного успеха добилась происламская партия Рефах, набравшая наибольшее количество голосов (21,1% или 158 депутатских мест из 550). Партия во главе со своим лидером НеджметтиномЭрбаканом проводила предвыборную кампанию под антиизраильскими и откровенно антисемитскими лозунгами, так что дальнейшие перспективы турецко-израильского сотрудничества, особенно в военной сфере, вызывали серьезные опасения. Но в результате, несмотря на некоторое негативное воздействие на динамику турецко-израильского сближения, успех Рефах не мог остановить этот процесс – во-первых, хотя бы потому, что Н.Эрбакан не сразу смог воспользоваться плодами относительной победы на выборах и создать «свое» коалиционное правительство, а во-вторых, потому, что нити турецко-израильских переговоров находились в руках военных и сил безопасности, и исламисты не могли серьезно препятствовать нараставшему сотрудничеству.

Первое полномасштабное соглашение о военном сотрудничестве между Турцией и Израилем было подписано в обстановке секретности 23 февраля 1996 г. Соглашение предусматривало создание объединенной группы военно-стратегических исследований, обучение турецких офицеров в Израиле, обмен разведывательной информацией, проведение сухопутных, военно-морских и военно-воздушных маневров, тренировочные полеты турецких самолетов в израильском небе, а израильских – в турецком. Кроме того, согласно этому документу, Израиль брал на себя обязательство помочь Турции в переоборудовании и укреплении ее границ для защиты от курдских сепаратистов.

Сведения о подписанном соглашении не сразу стали достоянием СМИ, лишь постепенно в последующие месяцы стала просачиваться информация о деталях этого документа. А тем временем приближались выборы в Израиле, требовали разъяснений исламисты в Турции, пока еще не допущенные к власти, арабский мир обвинял Турцию в тайном сговоре с Израилем. По утверждению турецкого ежегодника «Актюэль», публично об открытии Турцией своего воздушного пространства и аэродромов для израильских военных летчиков было объявлено министром обороны Турции ОлтаномСунгурлу 4 апреля 1996 г. Через несколько дней о существовании военного соглашения начали сообщать турецкие газеты, причем из публикаций явствовало, что арабские страны и Иран также осведомлены о подписанном документе. С официальными разъяснениями 10 апреля выступил представитель МИД Турции ОмерАкбель, заявив, что соглашение о военном сотрудничестве не направлено против третьих стран, речь идет не о «предоставлении баз» израильским ВВС, а о «разрешении пользоваться базами». Вполне естественно, отметил О.Акбель, что учебная подготовка ВВС предусматривает учебные полеты в воздушном пространстве как Турции, так и Израиля.

Заключенное между Израилем и Турцией соглашение о военном сотрудничестве вызвало широкий резонанс в регионе. Под заголовком «Арабы резко критикуют израильско-турецкие соглашения» пространный обзор откликов из прессы стран Ближнего Востока приводит журнал «МидлИст» в своем июньском выпуске за 1996 г. Обилие приводимых комментариев – свидетельство поистине огромного внимания, которого удостоилось начавшееся военное сотрудничество между Израилем и Турцией. Прежде всего, оно стало объектом сильнейшей критики со стороны большинства государств региона, причем наиболее громкие обвинения исходили от ближайших соседей Турции – Сирии и Ирана.

Первой реакцией Дамаска, пишет «МидлИст», была статья, появившаяся в сирийском официозе «Тишрин», в ней утверждалось, что соглашение угрожает безопасности Сирии и разрушает сирийско-турецкие отношения. «Как бы упорно турецкое правительство не пыталось скрывать и оправдывать это соглашение, оно представляет собой угрозу безопасности Сирии, арабов и всех исламских государств. Соглашение является также наступлением на суверенитет Турции и вопиющим вызовом чувствам мусульман этой страны». Газета считает, что Дамаск был полон желания иметь добрососедские отношения с Турцией, но создание позитивного климата зависит от обеих сторон, последние же шаги турецкого руководства не способствуют улучшению этих отношений.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.