Рефераты. Международный аспект современных пакистано-китайских отношений

Имеются определенные основания думать, что Китай оказал содействие развитию пакистанской военной ядерной программы. США неоднократно обвиняли Пекин в том, что еще в начале 80-х годов он поставил в Пакистан уже испытанную схему производства ядерного оружия. В 90-е годы Китай, по ряду сведений, продал Пакистану кольцевые магниты, являющиеся важным элементом для производства высокообогащенного урана. Летом 1997 г. министр иностранных дел Исламской Республики Пакистан прямо заявил, что у Пакистана «имеются собственные ядерные технологии, созданные при участии Китая»22.

США неоднократно вводили санкции против ряда пакистанских и китайских предприятий за сотрудничество в ракетно-ядерной сфере. Так, 1 сентября 2001 г. госдепартамент США объявил о введении санкций против Национального комплекса обороны Пакистана (Pakistan's National Defense Complex) и китайской Корпорации металлургического оборудования (China Metallurgical Equipment Corporation) за нарушение Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) в связи с сотрудничеством в передаче чувствительных ракетных разработок. Как отмечается в ведущей пакистанской газете «Доон», подобные санкции против Пакистана введены в четвертый раз23. Действие подобных санкций обычно длится два года. В 2000 г. санкции были введены против пакистанского Комитета по изучению верхних слоев атмосферы и космического пространства (Супарко).

Пакистан, однако, последовательно отвергает обвинения в свой адрес в нарушении режима РКРТ. «Наше сотрудничество с Китаем не нарушает принципов РКРТ, причем ни одна из сторон не является членом режима. Однако Пакистан соблюдает эти принципы, и в отношениях Пакистана с Китаем нет ничего, что бы их нарушало», – заявила посол Пакистана в США М.Лодхи24.

Особое значение имеет также военно-морское сотрудничество двух государств. В октябре 2003 г. Пакистан и КНР провели совместные военно-морские учения в Восточно-Ки-тайском море. В пакистанской прессе подчеркивалось, что это будут первые совместные учения ВМС Китая с каким-либо иностранным государством25.

Действует совместная комиссия по сотрудничеству в сфере оборонных технологий и промышленности.

Традиционно экономические связи в отношениях Пакистана с Китаем занимали гораздо меньшее место, чем политические и военно-стратегические. КНР неоднократно предоставляла Пакистану кредиты, как правило, на беспроцентной основе. Однако доля взаимной торговли во внешнеторговом балансе каждой из сторон была незначительной. В 1998–2004 годах темпы роста экспорта Пакистана в Китай практически не отличались от роста общего объема экспорта Пакистана. В то же время в 2000–2002 гг. наблюдается резкий рост импорта из КНР (см. табл. 1). По всей видимости, это объясняется тем, что в это время сократились торговые отношения с традиционными торговыми партнерами Пакистана – США и рядом других стран. С 2003 г. наблюдается падение объема китайского ввоза в Пакистан, в то время как импорт в ИРП из других стран последовательно растет.

Фактически со времени установления дипломатических отношений между двумя государствами благодаря тесным политическим связям Китай оказывал Пакистану помощь в развитии национальной промышленности, энергетики и некоторых других сфер. В частности, с участием Китая был построен комплекс тяжелого машиностроения в Таксиле, Каракорумское шоссе, соединившее два государства через высокогорные и труднодоступные районы, и ряд других объектов.

Анализ динамики двусторонней торговли Пакистана с Китаем затруднен в связи с использованием различных стандартов в статистических службах ИРП и КНР. В Китае финансовый год совпадает с календарным, в Пакистане же он длится с 1 июля по 31 июня следующего года. При оценке объема двусторонней торговли необходимо учитывать и тот факт, что пакистанская статистика в отличие от статистических служб КНР учитывает торговлю с Гонконгом и остальной частью Китая отдельно, что приводит к серьезным расхождениям данных в различных источниках. В статистических изданиях министерства торговли КНР торговый оборот с Пакистаном обычно не указывается в связи с тем, что доля Пакистана во внешней торговле Китая не достигает и 0,5% (см. табл. 3). Вследствие этого можно опираться лишь на заявления официальных лиц КНР или использовать данные статистики ИРП, суммируя торговлю Пакистана с Гонконгом и остальной частью Китая.

За первые четыре года XXI века объем торговли между Пакистаном и Китаем почти утроился – с 1,1 млрд. долл. США в 2000 г.26 до 3,06 млрд. долл. США в 2004 г.27 Несмотря на то, что по доле в экспорте Пакистана (7,1% – см. табл. 2), как и по доле пакистанского импорта, КНР занимает четвертое место в мире после США (23,9%), ОАЭ (7,66%) и Великобритании (7,64%), внешнеторговый баланс Пакистана с Китаем с 2002–2003 ф.г. сводится с дефицитом, который имеет тенденцию к росту. Это вызывает в Пакистане существенную обеспокоенность, тем более, что без учета Гонконга дефицит еще более значителен (порядка 67% пакистанского импорта в Китай идет через Гонконг).

Довольно высокий экономический рост, переживаемый Пакистаном в последние годы, увеличивает потребности экономики в промышленном сырье и продукции машиностроения. В значительной мере эти потребности покрываются импортом из КНР благодаря дешевизне китайских товаров. Китай со своей стороны стремится расширить свою экспансию на внешних рынках, чему способствует и его быстро растущая экономика. За последние пять лет импорт из Китая в Пакистан вырос почти в два раза, что привело к тому, что сегодня КНР занимает четвертое место по доле в импорте Пакистана (8,3% – см. табл. 2) после Саудовской Аравии (11,4%), США (11%) и ОАЭ (8,5%)28.

В то же время сравнительно низкая стоимость китайских товаров, являющаяся их главным конкурентным преимуществом, зачастую приводит к вытеснению с пакистанского рынка как аналогичных товаров отечественного производства, так и ряда иностранных. Так, например, кондиционеры южнокорейского производства были практически полностью замещены более дешевыми китайскими аналогами29. С одной стороны, замещение импорта из развитых и новых индустриальных стран китайскими товарами благодаря их относительной дешевизне приводит к сокращению дефицита внешнеторгового баланса Пакистана. С другой стороны, баланс внешней торговли с КНР для Пакистана становится все более дефицитным, так как рост пакистанского экспорта в Китай значительно отстает от импорта (см. табл. 1).

Существенно отличается взаимная торговля двух стран и по структуре. Большую часть китайского экспорта в Пакистан составляют машины и оборудование, в то время как более 70% пакистанского ввоза в Китай составляет сырьевой товар – хлопок30. Ежегодно Китай импортирует из Пакистана хлопчатобумажных тканей и изделий на сумму более чем в 400 млн. долл. США и экспортирует оборудования лишь для текстильной промышленности примерно на 40 млн. долл. в год31.

Стремясь обеспечить более свободный доступ своих товаров в КНР, Исламабад в ноябре 2003 г. подписал с Пекином Соглашение о преференциальной торговле товарами, вступившее в силу с 1 января 2004 г. Соглашение предусматривало снижение китайской стороной таможенных пошлин на 893 товара, а пакистанской – на 188. По итогам 12-й сессии совместной пакистано-китайской комиссии в апреле 2005 г. премьер-министры КНР и ИРП подписали соглашение о свободной торговле «Ранний урожай», которое вступит в силу с 1 января 2006 г. В соответствии с ним к 1 января 2008 г. Пакистан отменит таможенные пошлины на 486 товарных позиций, а Китай на 767 товаров. Тарифные ставки на товары, составляющие более 15%, к 1 января 2006 г. будут снижены до 10%, через год еще на 5% и будут отменены окончательно с 1 января 2007 года. Товары, на которые пошлины составляют от 5 до 15%, к 1 января 2006 г. будут снижены до 5% и отменены с 1 января 2007 г. Товары с тарифными ставками менее 5% будут ввозиться беспошлинно уже с 1 января 2006 г.

Список товаров включает в себя овощи (бобовые и гороховые культуры, чеснок, салат и др.), фрукты (апельсины, манго, финики, инжир, гуаву и проч.). Китай также отменит пошлины на технический спирт, постельное белье, скатерти, полотенца, шторы и другие текстильные товары, ткани из хлопка, синтетические и смешанные ткани, брезент, кафельную плитку, хирургические инструменты, ножевые изделия, некоторые виды красок, лекарства, кожевенные изделия, металлические окна и двери и ряд других товаров. Пакистан в свою очередь отменит пошлины на некоторые продукты органической химии, оборудование для кожевенной и текстильной промышленности, прессы, оборудование для помола, покраски и прочее.

Кроме того, было расширено действие Соглашения о преференциальной торговле. Теперь в него входит 1671 наименование товаров с китайской стороны и 575 – с пакистанской. Расширенное соглашение вступит в силу с 1 января 2006 г.32

Во время 12-й сессии совместной пакистано-китайской комиссии по экономике были подписаны также следующие соглашения: Соглашение по экспорту скота из Китая в Пакистан и благоприятным условиям транзита на Ближний Восток через Пакистан, Соглашение о таможенном сотрудничестве и ряд других.

Пакистан прилагает значительные усилия на межгосударственном уровне для укрепления экономического сотрудничества с Китаем. В декабре 2004 г. Пакистан предоставил Китаю статус страны с рыночной экономикой. 27 марта 2005 г. с целью расширения коммерческих и торговых связей между двумя странами было открыто генеральное консульство Пакистана в Шанхае.

В апреле 2005 г. создана совместная комиссия по инвестициям. Ежегодный приток китайских инвестиций в Пакистан достигает примерно 20 млн. долл. США в год33. Общая сумма накопленных инвестиций Китая в Пакистане составляет для этой страны немалую сумму в 4 млрд. долл. США. Инвестиции в основном сосредоточены в нефтегазовом секторе, в сфере информационных технологий, в электроэнергетике, машиностроении, горнодобывающей промышленности и строительстве инфраструктуры. По некоторым данным, в настоящее время в Пакистане в 114 совместных проектах участвует 31 китайская компания34. В Пакистане работают более трех тысяч китайских специалистов35.

Тем не менее пока объем инвестиций является далеко не оптимальным. Отчасти это связано с сохраняющейся в регионе и в самом Пакистане нестабильностью. Негативное воздействие на инвестиционный климат оказывают беспорядки, межэтнические, религиозные и сектантские конфликты, случаи террора и саботажа. Например, в октябре 2004 г. китайская компания «Сино Хайдро Корпорэйшн» приостановила работу по сооружению плотины на р. Гомаль в агентстве Южный Вазиристан (административно-территориальное подразделение в ФАТА – Территории племен федерального управления) после того, как двое китайских инженеров, участвовавших в проекте, были похищены. Неспособность Пакистана обеспечить безопасность китайских сотрудников отнюдь не способствует формированию его благоприятного имиджа в Китае и наращиванию инвестиций, хотя по политическим и геостратегическим соображениям экономическая помощь продолжает идти.

Наиболее важными проектами в Пакистане с участием КНР являются: строительство АЭС в Чашме, разработка угольного месторождения в Тхаре, эксплуатация месторождения меди и золота в Сайндаке, а также сооружение в Пакистане порта Гвадар. В пакистанской прессе эти проекты периодически упоминаются как символы пакистано-китай-ской дружбы наряду с Каракорумским шоссе, комплексом тяжелого машиностроения в Таксиле и авиационным комплексом в Камре. Их значение постоянно подчеркивается на встречах лидеров двух стран. Обычно участие КНР в подобных проектах предполагает выделение Пекином целевого кредита, преимущественное право на использование которого принадлежит китайским компаниям.

Большое значение для Пакистана имеет сотрудничество с Китаем в области мирного освоения атомной энергии. С 2000 г. функционирует построенная китайскими специалистами АЭС «Чашма-1» мощностью в 325 МВт. По итогам визита в Пакистан премьер-министра КНР Вэнь Цзябао в апреле 2005 г. было подписано соглашение о строительстве АЭС «Чашма-2» мощностью в 340 МВт. Предусматривается выделение китайской стороной 350 млн. долл. на этот проект36. Предполагается, что к 2013 г. пакистанские АЭС будут вырабатывать 7% всей электроэнергии Пакистана. На сегодняшний день совокупная мощность пакистанских электростанций составляет 18598 МВт (65% вырабатывают ТЭС, 32% – ГЭС, менее 3% – АЭС)37. Правительство Пакистана поставило амбициозную задачу – к 2020 г. построить АЭС общей мощностью 8800 МВт. Топливо планируется закупать в Китае38.

В феврале 2003 г. между правительством Синда и китайской компанией «Шенхуа Груп» (Shenhua Group) было подписано соглашение относительно разработки угольного месторождения Тхар в провинции и строительства двух ТЭС по 300 МВт каждая. Компания предполагает инвестировать в этот проект 300–400 млн. долл. США39. Запасы угля оцениваются в 175 млрд. тонн40.

Ведется совместная разработка месторождения золота и меди в Сайндаке. С 1995 г. месторождение находилось в бездействии, и лишь благодаря технической и финансовой помощи Китая (кредит в 30 млн. долл. США) добыча была возобновлена41.

В Исламабаде и Пекине огромное значение придают строительству в пакистанской провинции Белуджистан порта Гвадар, который призван стать третьим по величине портом Пакистана после Карачи и расположенного рядом с ним порта Касим. Предполагается, что он будет широко использоваться для транзита товаров из Китая и Центральной Азии.

Проект строительства порта Гвадар был разработан еще в 1992 г. Необходимое финансирование должна была предоставить Голландия, однако внутриполитическая нестабильность в Пакистане помешала осуществлению этого проекта. В 90-х годах Пакистан вел активные поиски источников финансирования строительства, но и накаляющаяся обстановка в Афганистане и сохраняющаяся нестабильность в самом Пакистане препятствовали реализации проекта.

Строительство началось, наконец, в марте 2002 г. при активной поддержке КНР. Китай предоставил 198 млн. долл. США, включая 49-миллионный грант. Пакистан обеспечил еще 50 млн. долл.42 Весной 2005 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь строительства порта. В Гвадаре на этом этапе уже построено три многоцелевых причала по 200 метров каждый вместе с 350-километровой резервной площадкой и пятикилометровым каналом прохода глубиной в 11,5 метров для судов с водоизмещением до 30 тыс. тонн43.

Во время визита в Пакистан премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в апреле 2005 г. было подписано соглашение о строительстве второй очереди порта Гвадар. Китайская сторона готова выделить на эти цели от 70 до 100 млн. долл. США44. На второй стадии проекта глубина канала будет доведена до 14,5 метров, будет построено еще десять причалов, шесть из которых будут контейнерными терминалами, два – нефтяными пирсами и еще два предназначены для сухогрузов45.

Предполагается, что строительство порта привлечет в регион инвестиции, будет содействовать процветанию региона. Некоторые пакистанские авторы даже прочат Гвадару будущее экономического центра региона. Другие же достаточно обоснованно называют это лишь «мечтой»46. Дело в том, что в провинции Белуджистан отсутствует практически вся необходимая инфраструктура. Низкий уровень здравоохранения, образования, дефицит питьевой воды, нехватка электричества, отсутствие современных шоссе и телекоммуникаций – вот лишь некоторые проблемы, которые ставят под сомнение воплощение в жизнь грандиозных проектов развития района. Строительство необходимой инфраструктуры потребует огромных капиталовложений, и пока неясно, сможет ли Пакистан изыскать необходимые средства. Помимо этого, как отмечает пакистанский журналист Ф.Салим, при современных темпах роста загруженности уже существующих пакистанских портов (6% в год) Карачи и Касим Пакистану хватит их мощностей до 2025 года47.

В сфере развития сети автомобильных и железных дорог Китай в последнее время также оказывает Пакистану значительную помощь. На сегодняшний день сеть дорожных коммуникаций в Пакистане развита очень слабо. КНР, в частности, предоставила кредит в размере 200 млн. долл. США на сооружение шоссе вдоль Мекранского побережья длиной 653 км, которое призвано соединить Гвадар с Карачи на востоке и Дживани на западе, расположенном недалеко от границы с Ираном48. Также планируется и расширение построенного в 70-х годах Каракорумского шоссе.

Для развития железнодорожного транспорта Пекин только в 2003 г. предоставил Пакистану кредит на сумму 500 млн. долл. США. Китай обязался поставить Пакистану в течение трех лет 375 пассажирских и 2500 грузовых вагонов, 175 тепловозов и 40 электровозов49. Следует заметить, правда, что они бывают весьма низкого качества. Так, в поставленных Китаем в последние годы локомотивах были установлены некачественные двигатели мощностью 3 тыс. л. с. Пекин, однако, признал свою ответственность и обязался заменить бракованные локомотивы новыми или предоставить вместо них локомотивы с двигателями мощностью в 2 тыс. л.с., которые не вызывают нареканий пакистанской стороны50.

Активное сотрудничество ведется и в области строительства, как гражданского, так и промышленного. Китайские строительные компании возводят в Пакистане плотины и дамбы, строят жилые дома.

Отраслями, перспективными для сотрудничества, являются: развитие инфраструктуры и добывающей промышленности, разведка шельфовых месторождений газа и нефти, экспортно-ориентированное промышленное производство, телекоммуникации, развитие человеческих ресурсов и борьба с бедностью, образование в сфере высоких технологий, сфера туризма.

Взаимовыгодной сферой сотрудничества для двух стран может также стать кооперация в текстильной промышленности. Как уже упоминалось выше, хлопчатобумажные ткани и изделия из них составляют более 70% пакистанского экспорта в Китай и около 65% общего экспорта Пакистана. В то же время эта отрасль испытывает значительный дефицит хлопкового сырья. Китай же сам является одним из мировых лидеров по экспорту продукции текстильной промышленности. Создание совместных предприятий могло бы увеличить рентабельность производства.

В Исламабаде также возлагают большие надежды на перенос производств различных отраслей промышленности Китая в Пакистан (т.н. «аутсорсинг») для экспорта продукции в Центральную Азию, на Ближний и Средний Восток, в страны Южной Азии. Примеров такого сотрудничества двух стран пока немного. Так, в декабре 2004 г. был подписан контракт на 15 млн. долл. между китайской компанией ЗТЕ и Пакистанским советом по экспорту программного обеспечения. Согласно контракту, компания будет производить в Пакистане товары в области телекоммуникации для экспорта в другие страны. Также она создаст в Пакистане исследовательский центр51.

Заметим также, что между Пакистаном и Китаем практически абсолютно не развито сотрудничество в банковской сфере, что осложняет торговые контакты между странами. Лишь один пакистанский банк имеет свое представительство в Китае. В Пакистане же нет ни одного отделения китайских банков. Существовавшие ранее в Пакистане отделения Банка Китая в 1970 г. были безвозмездно переданы Государственному Банку Пакистана.

Безусловно, рост пакистано-китайской торговли существенно отстает от роста индийско-китайской, которая в 2004 г. составила 13,6 млрд. долл. США, что на 79% выше показателя за предыдущий год52. Сегодня это крупнейшие динамично развивающиеся экономики Азии, которые в своих экономических отношениях сделали ставку на прагматизм. Отношения же между Пакистаном и Китаем носят прежде всего стратегический характер для обеих сторон, что является локомотивом двустороннего многоотраслевого сотрудничества.

пакистан китай стратегический альянс


Список литературы


1)                Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. – М.: Международные отношения, 2003, с. 90, 169.

2)                #"#">http://www.dawn.com/2005/04/27/top7.htm


Размещено на


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.