Рефераты. Международный аспект современных пакистано-китайских отношений

Борьба с терроризмом и сепаратизмом. Для КНР значение этого фактора обусловливается наличием в ее составе Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), где значительную часть населения составляют мусульмане – коренные жители северо-запада страны. Распространение в мире в последние годы исламистского экстремизма, перманентная нестабильность в Афганистане ставят перед Пекином задачу ограждения Синьцзяна от экстремистских идей и проникновения диверсантов. Это, однако, требует кооперации с Пакистаном, т.к. его «северные территории» граничат с этим районом КНР.

О важности, которую придают своим двусторонним отношениям в Исламабаде и Пекине, свидетельствует довольно интенсивный обмен визитами высших государственных лиц. Уже через три месяца после захвата власти генерал П.Му-шарраф совершил двухдневную поездку в Китай. Председатель КНР Цзян Цзэминь заверил П.Мушаррафа, что Китай рассматривает военный переворот как внутреннее дело Пакистана, стремится к дальнейшему укреплению отношений с Исламабадом и хотел бы в дальнейшем видеть его стабильным и процветающим.

После этого практически ежегодно между двумя государствами происходит обмен визитами на высшем и высоком уровнях. Почти каждый год Китай посещает президент Пакистана П.Мушарраф. Его визиты прошли в декабре 2001, январе и августе 2002, ноябре 2003 гг. В ноябре 2003 г. в Пекине он вместе с Председателем КНР Ху Цзинтао подписал совместную декларацию о сотрудничестве двух государств. В декларации отмечается, что отношения Пакистана и Китая достигли уровня «всестороннего кооперативного партнерства, устремленного в будущее». Двусторонние отношения также характеризуются как «всепогодная дружба»8.

Особое значение имел визит премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в апреле 2005 г., в рамках которого было подписано 22 соглашения и меморандума о взаимопонимании в сферах экономики, обороны, строительства, образования, здравоохранения, в энергетической и социальной сфере, а также Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве. К сожалению, полный текст этого договора не был опубликован ни в пакистанской, ни в китайской прессе. Не был он размещен и на официальных интернет-сайтах МИДов двух стран. Однако о его характере можно судить по отдельным выдержкам, приведенным в китайской правительственной газете «Жэньминь Жибао».

По информации газеты, согласно договору, Пакистан прямо подтверждает, что «в мире существует лишь один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотчуждаемой частью Китая». Пакистанская сторона «поддерживает великую цель воссоединения Китая и все усилия Китая по защите государственного суверенитета и территориальной целостности». Пакистан также «выступает против любых попыток тайваньских властей добиться создания «двух Китаев», «одного Китая, одного Тайваня» или «независимости Тайваня».

Китайская сторона же в ответ «подтверждает уважение независимости и территориальной целостности Пакистана». Кроме того, КНР «ценит и поддерживает усилия Пакистана, направленные на мирное разрешение всех проблем с соседними странами, а также любые усилия по защите его государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости». Подчеркивается необходимость придерживаться международно-правового принципа неприкосновенности государственных границ и строгого соблюдения соглашений о границе, заключенных между КНР и Пакистаном.

Отдельный пункт договора обязывает стороны «расширять и укреплять доверие и сотрудничество в сферах обороны и безопасности с целью укрепления их обороноспособности». Также содержится обязательство сторон не вступать в какие-либо союзы, направленные против одной из сторон. Подтверждается готовность к сотрудничеству для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, оргпреступностью, контрабандой наркотиков и оружия, нелегальной иммиграцией. Отмечается намерение сторон продолжать взаимодействие в рамках международных и региональных организаций, в том числе в международных финансово-экономических институтах. Отмечается важность сотрудничества в торгово-экономической, финансовой, инвестиционной и научно-технической сферах, сельском хозяйстве, мирном освоении космоса и атомной энергии, сфере высоких технологий и т.д.9

Фактически договор лишь закрепил уже ранее декларировавшиеся Исламабадом и Пекином позиции и намерения. Пакистан последовательно выступает за территориальную целостность Китая, придерживаясь позиции, что в мире существует лишь «один Китай». Пакистан был первым государством, поддержавшим принятие китайским парламентом в марте 2005 г. закона, направленного против сепаратизма и возможности отделения какой-либо части КНР. Пакистан также на стороне Китая в тибетском вопросе и по проблеме соблюдения прав человека в КНР.

Если Пакистан в тайваньском вопросе неизменно выражает свою поддержку официальному Пекину, то Китай в последние годы существенно изменил свою позицию относительно пакистано-индийского территориального спора. От безусловной поддержки требований Исламабада Китай со второй половины 90-х годов стал акцентировать внимание на необходимости мирного разрешения этой проблемы самими Пакистаном и Индией. Практически это проявилось в нейтралитете Китая во время Каргильского кризиса в 1999 г. Такая позиция Пекина и была прямо зафиксирована в недавно заключенном договоре.

В то же время определенный интерес вызывает пункт о строгом соблюдении соглашений о границе, заключенных между двумя государствами. Единственным таким документом является уже упоминавшееся соглашение 1963 г., которому стороны изначально придали временный характер. Представляется, что включение этого пункта в договор имело своей целью продемонстрировать прежде всего Индии невозможность решения проблемы Кашмира путем перехода всей территории бывшего княжества Джамму и Кашмир под ее суверенитет.

Необходимо также отметить, что значительное внимание Китай уделил ограждению СУАР от возможной инфильтрации экстремистов и проникновения исламского фундаментализма с территории Пакистана. Реализации именно этой цели в значительной мере посвящен пункт договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Кроме этого, в договоре содержится положение о том, что договаривающиеся стороны должны запрещать основание на своей территории организаций и институтов, посягающих на суверенитет, безопасность и территориальную целостность другой стороны. Кроме того, параллельно с Договором о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве было подписано отдельное соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом10.

Примечательно также и совпадение позиций Пакистана и Китая по ряду региональных и международных вопросов. Обе страны, в частности, осудили вторжение США в Ирак. Они выступили против расширения состава постоянных членов Совета Безопасности ООН с правом вето. Китай поддерживает стремление Пакистана вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) одновременно с Индией, как только будет принято решение о расширении организации. Пакистан, в свою очередь, готов поддержать вступление Китая в Ассоциацию регионального сотрудничества в Южной Азии (СААРК). Представляется, что взаимная поддержка вступления в эти организации носит символичный характер. СААРК за двадцать лет своего существования так и не смогла стать эффективной организацией в силу регионального соперничества Пакистана и Индии и перманентной нестабильности в регионе. В случае же переноса пакистано-индийских противоречий на трибуну ШОС эта организация рискует повторить судьбу СААРК, учитывая тот факт, что решения в ней принимаются на основе консенсуса.

Китай является крупнейшим партнером Пакистана в области ВТС. КНР поставляет в Пакистан практически всю совокупность военной техники: танки, тяжелую артиллерию, самолеты, военные корабли и др.

После введения эмбарго на военную помощь со стороны США в 1990 г., а также санкций ряда других стран, последовавших за проведением Исламабадом ядерных испытаний в мае 1998 г., Китай оставался практически единственным поставщиком оружия в Пакистан.

Благодаря помощи китайской стороны в Пакистане был создан целый комплекс военных предприятий в Таксиле, который в настоящее время является основным производителем бронетехники и комплектующих к ней для нужд национальной обороны и пакистанской армии, а также некоторых других видов военной техники. Первые танки китайского образца «типа 59» в Таксиле были произведены еще в 1972 г. С 2001 г. налажено лицензионное производство китайского танка «Аль-Халид», известного также под названиями МВТ-2000 или Р-90, по тактико-техническим характеристикам сравнимого с модернизированным российским танком Т-7211.

В конце 90-х годов в Пакистане начал изготавливаться переносной зенитный комплекс «Анза», разработанный совместными усилиями пакистанских и китайских специалистов. КНР также оказала содействие Пакистану в разработке противотанковой управляемой ракеты «Бахтар Шикан».

В авиационном комплексе в Камре, также сооруженном при содействии КНР, сосредоточено производство военных самолетов. В Камре, в частности, производится легкий истребитель К-8, являющийся образцом китайско-пакистанского сотрудничества в военно-промышленной сфере.

Особое значение в Исламабаде придается совместной с КНР разработке легкого истребителя JF-17, известного также как Super-7 или FC-1. Этот самолет призван заменить находящиеся на вооружении ИРП и КНР истребители Ф-7, Кью-5 и МИГ-21. По сравнению с ними Супер-7 способен нести большее количество боеприпасов на борту (до 3,8 тонн груза), обладает усовершенствованной радарной системой (чувствительность радара – до 100 км, а у аналогов – лишь до 30 км)12. В Исламабаде этот самолет по тактико-техническим характеристикам сравнивают с американским F-16 и российским МИГ-2913. Вместе с тем российский эксперт по военному потенциалу стран Южной Азии А.А.Шилин отмечает, что по своим тактико-техническим показателям JF-17 примерно схож с индийским «Теджас», намного уступая западным и российским аналогам14.

Начало программы создания самолета относится к 1992 г., но его первый опытный образец был выпущен лишь в 2002 г.15 В основном это было связано с нехваткой финансовых ресурсов. Предполагается, что новый истребитель будет производиться как в Китае, так и в Пакистане, причем не только для удовлетворения потребностей ВВС двух стран, но и для экспорта в другие страны. В Пакистане производство этих самолетов будет налажено в авиационном комплексе в г. Камре. Открывая торжественную церемонию, посвященную началу производства Супер-7 в Пакистане, президент П.Мушарраф заявил: «В будущем JF-17 составят основу пакистанских ВВС и, я думаю, смогут удовлетворить оперативные потребности ВВС в обозримом будущем». Мушарраф также назвал JF-17 еще одним символом пакистано-китайской дружбы в производстве конвенционального оружия наравне с самолетом К-8 и танком «Аль-Халид»16. Сообщается, что в Пакистане будет производиться 50% деталей корпуса самолета и вся авионика. Серийное производство планируется начать в 2008 году17.

Относительно новым аспектом военно-технического сотрудничества Пакистана и КНР является совместное производство военных кораблей. В апреле 2005 г. было подписано соглашение о совместном производстве четырех китайских фрегатов Ф-22П для Пакистана, предусматривающее передачу технологий пакистанской стороне. С этой целью будет осуществлена модернизация Карачинской судостроительной верфи. Корабли планируется оборудовать ракетами для противолодочной, противокорабельной и противовоздушной обороны. Они также будут оснащены китайскими вертолетами с ракетами на борту. Эти фрегаты также способны осуществлять свои функции в загрязненной биологическим, химическим или ядерным оружием среде18.

Исключительно важна та помощь, которую Китай оказал Пакистану в создании ракетного арсенала. В конце 80-х – начале 90-х гг. Пекин поставил Пакистану ракеты малой дальности нескольких типов: М-7, М-9 и М-11, а также их отдельные элементы и технологии производства. В 1989 г. была испытана созданная на их основе пакистанская ракета «Хатф-1» с дальностью полета до 80 км19. Китай также содействовал строительству близ Исламабада завода по производству ракет «Хатф-3» (дальность полета – до 600 км)20. Дж. Фернандес, министр обороны Индии в правительстве А.Б.Ваджпаи, назвал в свое время Китай «матерью» пакистанской ракеты «Гхори», испытанной в апреле 1998 г. (дальность полета – до 1500 км)21.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.