b) в сотрудничестве с государствами-членами принять меры по повышению информированности общественности о характере и масштабах международного терроризма и его связи с преступностью, включая организованную преступность, когда это уместно;
с) продолжать вести существующие базы данных по терроризму;
d) оказывать аналитическую поддержку государствам-членам в сборе и распространении информации о связи между терроризмом и преступной деятельностью;
е) если дальнейшие события того потребуют, подготовить конкретные предложения для рассмотрения государствами-членами в целях укрепления потенциала Центра в рамках его мандата в области разработки компонента предупреждения терроризма его деятельности и управления этой работой.[23]
В контексте влияния ООН на предотвращение терроризма и борьбу с ним, ЮНОДК расширил программу работы для технической помощи по контртеррористической деятельности, которая основана на предписаниях, рекомендованных Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. В своей резолюции 59/153 от 20 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея просила ЮНОДК активизировать свои усилия по оказанию технической помощи в области предупреждения терроризма и борьбы с ним на основе осуществления универсальных документов, касающихся терроризма.
На основе Руководства по разработке законодательства, касающегося универсальных конвенций и протоколов о борьбе с терроризмом, был подготовлен проект руководства по включению в законодательство положений универсальных документов, касающихся терроризма, и их выполнению. В дополнение к этому руководству планируется также разработать пособие. По проблематике международного сотрудничества ЮНОДК завершило составление типового закона о выдаче и приступило к работе над проектом типового закона о взаимной правовой помощи. Оба типовых закона являются важными дополнениями к существующим документам ЮНОДК по международному сотрудничеству в области технической помощи.
Кроме этого ЮНОДК осуществляет практические мероприятия по техническому сотрудничеству. В качестве примера можно привести деятельность комиссии в 2005 году.
В 26 стран, по их просьбе, были направлены миссии по налаживанию прямого двустороннего сотрудничества, основное внимание в ходе которых уделялось предоставлению юридических консультативных услуг по включению соответствующих положений международных документов в национальное законодательство, а также оказанию помощи в осуществлении законодательства, включая механизмы международного сотрудничества. Во исполнение резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности в некоторых случаях эксперты ЮНОДК помогали государствам собирать материалы, необходимые для завершения работы над их докладами, которые будут представлены Контртеррористическому комитету.
«В соответствии с запросом, изложенным правительством Афганистана в своем дополнительном докладе Контртеррористическому комитету (S/2003/353), и во взаимодействии с афганскими властями ЮНОДК направило в Кабул миссию технической помощи на период с 5 по 12 июня 2004 года в целях предоставления афганским властям консультаций по вопросам принятия законодательных мер, необходимых для борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью…»[24].
Представляется, что результатом совместных действий государств стало решение о сосредоточении определенных полномочий в едином центре для эффективной реализации мер.
Резолюция Совета безопасности ООН от 28 сентября 2001 года № 1373, устанавливая определенные обязанности для государств, призывая к действиям во исполнение указанных в ней обязанностей, постановляет «учредить, в соответствии с правилом 28 своих правил процедуры, комитет Совета Безопасности, состоящий из всех членов Совета, для контроля за осуществлением настоящей резолюции, с использованием необходимых экспертов».
Структура органа представляет собой следующую систему. Комитет Совета Безопасности состоит из 15 членов Совета Безопасности. Во исполнение резолюции 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года были избраны Председатель и заместители Председателя Комитета. В рамках органа учреждены подкомитеты: A, B и C. Все члены распределены по указанным подкомитетам следующим образом:
А: Бразилия, Дания, Российская Федерация, Филиппины, Франция;
В: Греция, Китай, Румыния, Соединенные Штаты Америки, Танзания;
С: Алжир, Аргентина, Бенин, Соединенное королевство Великобритании и Ирландии, Япония.[25]
В резолюции 1535 (2004) от 26 марта 2004 года Совет Безопасности одобрил доклад Контртеррористического комитета (КТК) об активизации его работы (S/2004/124) и учредил Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК), с тем чтобы усилить способность Комитета контролировать осуществление резолюции 1373 (2001) и эффективно продолжать работу по наращиванию потенциала, которой он занимается. [26]
Необходимость активизации работы КТК, о которой говорится в вышеупомянутом докладе, особенно актуальна, поскольку КТК стал играть более инициативную роль в таких областях, как диалог с государствами-членами, оценка хода выполнения резолюции 1373 (2001), содействие оказанию технической помощи государствам-членам и поощрение более тесного сотрудничества и координации с международными, региональными и субрегиональными организациями.
КТК является вспомогательным органом Совета Безопасности. Он регулярно отчитывается перед Советом о своей деятельности как в письмах Председателя на имя Председателя Совета Безопасности, так и в устных докладах на заседаниях Совета Безопасности, посвященных терроризму.
Совет Безопасности направляет и контролирует работу КТК. Он регулярно рассматривает структуру и деятельность КТК. Совет просит КТК представлять его «программу работы» для сведения своих членов. Председатель КТК уведомляет Председателя Совета Безопасности о получении Комитетом доклада от государства-члена и о сроках отправки ответа КТК на этот доклад.
Резолюция 1373 (2001) имеет широкую сферу охвата, включающую национальное законодательство, внутренние исполнительные механизмы и международное сотрудничество. Для того чтобы государства могли сосредоточить свое внимание на принятии эффективных мер в областях, имеющих для них приоритетное значение, КТК определил для своей работы с государствами три этапа анализа:
Этап A
В первую очередь КТК устанавливает, имеется ли у государства эффективное законодательство по борьбе с терроризмом во всех областях деятельности, связанной с резолюцией 1373 (2001), уделяя особое внимание борьбе с финансированием терроризма.
КТК придает этому законодательству особое значение, поскольку без эффективной законодательной основы государства не могут создать исполнительный механизм предотвращения и пресечения терроризма и привлечения к судебной ответственности террористов и тех, кто оказывает им поддержку. Борьба с финансированием терроризма включена в Этап A в качестве одной из первоочередных задач, поскольку в пункте 1 постановляющей части резолюции 1373 (2001) этому аспекту борьбы с терроризмом уделяется особое внимание.
В целях обеспечения методического и последовательного подхода при рассмотрении третьих и последующих докладов государств особое внимание будет по-прежнему уделяться Этапу A до тех пор, пока у КТК не будет никаких дальнейших замечаний по этому этапу.
Этап B
После того как государства примут законодательство, охватывающее все аспекты резолюции 1373, можно будет перейти к следующему этапу. На этом этапе государство должно быть в полной мере готово к осуществлению резолюции 1373 (2001) в соответствии с его обязанностями и в рамках его суверенной юрисдикции, при этом оно должно укреплять его исполнительный механизм для обеспечения соблюдения его законодательства, связанного с резолюцией 1373 (2001).
С учетом накопленного опыта этап B может включать вместе с эффективным и скоординированным исполнительным механизмом деятельность, охватывающую все аспекты резолюции 1373 (2001) и, в частности, предотвращение вербовки членов террористических групп, передвижения террористов, предоставления им убежища и оказания любых других форм активной и пассивной поддержки террористам или террористическим группам.
Эффективный исполнительный механизм включает, в частности, следующее:
1. правоохранительные и разведывательные органы и для выявления, наблюдения и задержания тех, кто занимается террористической деятельностью, и тех, кто оказывает ей поддержку,
2. службы таможенного, иммиграционного и пограничного контроля для предотвращения передвижения террористов и предоставления им убежища, и
3. механизмы предотвращения доступа террористов к оружию.
Этап C
С учетом того, что в разных странах эта деятельность осуществляется в разных условиях, прогресс в деле решения этих первоочередных задач будет неоднозначным. КТК признает, что меры, принимаемые государствами, следует рассматривать на индивидуальной основе, однако он призывает все государства добиваться осуществления резолюции 1373 (2001) по возможности самыми быстрыми темпами.
Что касается дальнейших перспектив, то на каком-то этапе КТК необходимо будет рассмотреть вопрос о его диалоге с государствами, в которых уже имеется надлежащее законодательство, охватывающее все аспекты резолюции 1373 (2001), и надлежащие исполнительные механизмы для осуществления этого законодательства и которые уже не входят в число тех государств, которые требуют первоочередного внимания. В таких случаях КТК, возможно, перейдет к обеспечению контроля за Этапом C осуществления резолюции 1373 (2001), используя результаты, достигнутые на этапах A и B и охватывая оставшиеся области резолюции 1373 (2001).
После приобретения дальнейшего опыта осуществления этого процесса КТК может пересмотреть задачи, сформулированные выше.
В основе деятельности КТК лежит его «программа работы», принятая в результате консенсуса и представленная Совету Безопасности. Каждые 90 дней Комитет принимает новую «программу работы» и публикует ее как документ Совета Безопасности.
В вербальной ноте SCA20/01(6) от 26 октября 2001 года Председатель КТК просил государства информировать Комитет о мерах, принимаемых для выполнения постановляющей части и резолюции 1373 (2001). КТК рассматривает такие доклады и отвечает на них.
За редкими исключениями, Комитет собирается каждую неделю для подготовки окончательных вариантов проектов ответов на доклады государств и для рассмотрения других вопросов. КТК также стремится содействовать оказанию помощи в области борьбы с терроризмом и созданию условий для международного сотрудничества между государствами и межправительственными органами, занимающимися этими вопросами.
Заседания КТК являются закрытыми, однако Председатель регулярно проводит открытые брифинги, с тем, чтобы информировать государства-члены о работе Комитета.
Совет Безопасности в Декларации министров, содержащейся в приложении к его резолюции 1377 (2001), предложил КТК изучить возможные пути оказания государствам помощи и, в частности, рассмотреть возможность содействия распространению передового опыта, обеспечения доступности существующих программ технической, финансовой, нормативно-правовой и другой помощи и укрепления взаимодополняемости программ помощи и мероприятий международных, региональных и субрегиональных организаций — и все это в контексте резолюции 1373 (2001)[27].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7