Рефераты. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом

Наиболее подходящим определением, отвечающим требованиям реальной действительности, считаю следующее: терроризм - это преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут быть различными: религиозными, политическими, экономическими и т.д. Здесь присутствует один немаловажный термин – «общественная опасность». Он, безусловно, тесно связан с самим понятием «терроризм». Неоспоримо, что этот термин является антонимом по отношению к «общественной безопасности»:

Общественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.[8]


§2. Понятие международного терроризма


С 1970-х годов широко используется термин «международный терроризм», который проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН определяет как «совершение, организацию, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом»[9].

Тем не менее, несмотря на широкое использование этого термина до настоящего момента, не существует общепринятого определения международного терроризма.

До сегодняшнего дня не принято всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом. Правовую базу в этой сфере составляют 12 универсальных и 7 региональных конвенций, акты Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, которые «решительно осуждают все акты, методы и практику терроризма как преступные и неоправданные, где бы и кем бы они ни совершались»[10]. Попытки разработать определение международного терроризма предпринимались начиная с III Международного конгресса по унификации уголовного законодательства (Брюссель, 1930). Так, например, Конвенция Лиги Наций по предотвращению и наказанию актов терроризма (1937) предписывала рассматривать как международный терроризм "всякое умышленное противоправное действие, направленное против государства и имеющее своей целью создание состояния террора в умах отдельных людей, групп лиц или общества в целом"[11].

Действующие соглашения не содержат общего определения международного терроризма. Круг противоправных деяний очерчивается исходя из целей соответствующей конвенции (например, ст. 1 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (16.12.1970г.), ст. 1 Конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (23.09.1971г.), ст. 2, пар. 1, Конвенции о предупреждении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (14.12.1973), ст. 2 Конвенции о пресечении бомбового терроризма (15.12.1997), ст. 2 Международной конвенции о пресечении финансирования терроризма (9.12.1999), ст. 2 проекта Всеобщей конвенции по терроризму, представленного Комитетом по терроризму в 2002 г.).

Международные соглашения, в большей своей массе, не регламентируют международный терроризм в целом, а направлены на борьбу с отдельными его проявлениями, такими, как незаконный захват и угон воздушных, морских и речных судов, преступления в отношении лиц, пользующихся международной защитой, взятие заложников, использование определенных отравляющих или взрывчатых веществ для террористических целей и др. Отдельные региональные акты, как, например, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (принятая 15.06.2001г.), также очерчивают только круг противоправных деяний, рассматриваемых как терроризм, хотя и в более общей форме.

По моему мнению, единственный орган, способный решить каким-либо образом проблему определения международного терроризма – это Совет Безопасности ООН (далее СБ). СБ, к сожалению, часто отводится не основная, а вспомогательная роль в законотворчестве. По объективным причинам ранее страны избегали передавать спор на его рассмотрение из-за боязни насторожить государства, оказывающие помощь террористам, или ввиду возможности наложения вето постоянных членов СБ. Государства предпочитают опираться на решение о существовании угрозы международному миру и безопасности, чем нарушать прямой запрет СБ, даже в случаях, когда Совет демонстрирует свою готовность рассмотреть сложившуюся ситуацию. Данная тактика использовалась Израилем во время захвата заложников в аэропорту Ентеббе (1976г.), при бомбардировке атомной станции в Ираке, странами НАТО в Югославии (1999г.). Схожая ситуация сложилась в отношении Афганистана (2001г.) и Ирака (2003г.). В первом случае США использовали неопределенность резолюции Совета и начали военную операцию без прямой санкции СБ. В ситуации с Ираком мнение СБ просто игнорировалось.

Резолюции СБ, принятые за последнее время и касающиеся случаев терроризма, имеют следующие общие черты:

Во-первых, признается, что международный терроризм представляет собой угрозу для международного мира и безопасности и является вызовом всем государствам и всему человечеству[12]. На государства налагается обязанность отыскать и привлечь к ответственности исполнителей, организаторов и спонсоров террористических нападений[13]. При этом Совет Безопасности подчеркивает актуальность принципа aut dedere aut judicare[14]

Во-вторых, международный терроризм квалифицируется как преступление[15].

В-третьих, акцентируется необходимость сотрудничества, а не принуждения в вопросах выдачи[16].

Анализ международного законодательства в целом позволяет выделить следующие закономерности:

во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению;

во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;

в-третьих, при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в стране или регионе, а не придерживаться принципа так называемой модельности, то есть построения нормативно – правового акта на основании уже существующего, как правило имеющего большую юридическую силу, с закрплением правил, содержащихся в нем без каких – либо изменений, необходимых применительно, допустим, к региону, имеющему специфические черты.


§3. Виды терроризма


Институт борьбы с терроризмом (Израиль) выделяет три вида терроризма:

Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты; террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы.

Внутренний терроризм - место совершения террористических акций - страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания.

Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический терроризм).

Федеральное Бюро Расследования выделяет также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится террористическая деятельность повстанцев (insurgents) против военных и полицейских объектов колониальной стороны. Впрочем, отмечается в отчете ФБР, в случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в отношении "невиновных", такая форма борьбы может также расцениваться как терроризм.[17]

Российский ученый Яхлов А.В. в своей статье «Терроризм и международные отношения в первой половине XX века»[18] дает собственную классификацию видов терроризма, выделяя национальный, идеологический и геополитический. Не объясняя сути собственной классификации автор приводит несколько примеров данных видов терроризма:

Говоря о национальном терроризме, автор приводит следующее историческое событие. «Ярчайший пример - убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его супруги. Террористический акт произошел на территории Боснии, которая в тот момент (и это было признано на международном уровне) входила в состав Дунайской империи. Поскольку преступник был пойман, то стало ясно, кого он представляет: организацию «Млада Босна», ставившую цель отторжение данной территории и присоединение к Сербскому королевству. (... принцип территориальной целостности (и, соответственно суверенитета) был закреплен в международном праве еще Венским Конгрессом 1815г.) Предварительное следствие выявило, что покровители Гаврилы Принципа и всей организации находятся в соседней Сербии».

Другим ярким примером национального терроризма была волна убийств в Веймарской Германии в начале 20-х годов политиков, выступавших за сотрудничество с Западом, сам факт которого рассматривался как национальное предательство, что не удивительно в условиях распространения «теории заговора» и, как следствие ксенофобии, глубочайшего экономического кризиса, культурной дезориентированности, социального отчаяния. Все это питательная среда терроризма. Правда, здесь убийства проходили на территории самой республики. В 1920 году был убит М. Эрцбергер, который подписал от имени Германии Версальский мирный договор и выступал за его соблюдение, в 1921 произошло покушение на первого канцлера республики Ф. Шейдеманна, в 1922 убит крупный промышленник, министр иностранных дел, еврей по национальности В. Ратенау, проводивший политику баланса между Западом и Востоком …. Это только наиболее яркие примеры политического экстремизма. Следствием стало то, что внешняя политика Германии с середины 20-х (еще при демократии) ориентировалась на реванш. Данный импульс в полной мере был задействован нацистами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.