Рефераты. Международное сотрудничество в поддержании безопасности и стабильности в Средиземноморье

15-16 декабря 1998 г. в Мадриде состоялась очередная конференция Совета по выполнению Мирного соглашения (СВМС) по Боснии и Герцеговине. В работе приняли участие представители 57 государств. Министр иностранных дел РФ И.С.Иванов заявил, что Россия придает важное значение мирному урегулированию в Боснии и Герцеговине. Конференция завершилась принятием Декларации по БиГ. В Декларации содержится призыв добиться укрепления БиГ «как единого государства, состоящего из двух равноправных этнитетов». В ней ставилась «общая цель – не создание своего рода международного протектората, а последовательный запуск всех предусмотренных Соглашением государственных механизмов», то есть добиваться принятия и самими боснийцами ответственности за решение проблем страны, постепенно передавать им необходимые полномочия. Участники Мадридской конференции выступили «за придание мирному процессу в БиГ необратимого и самоподдерживающего характера. Это отвечает интересам безопасности на Балканах и в Европе в целом».

Таким образом, участники Мадридской конференции отвергли домогательства воинствующих кругов НАТО превратить БиГ в базу и протекторат этого блока.

Косовская проблема заняла одно из центральных мест в международной жизни. Только в России вышли в свет два солидных труда на эту тему: «Косово. Международные аспекты кризиса» (М. 1999 г.) и «Европа и Россия: проблемы южного направления» (М. 1999 г.). Масса статей о трагедии в Косово появилась в газетах и журналах во всех странах.

Косово – автономный край в составе Республики Сербии; подавляющее население края составляют албанцы. Для сербов Косово – один из исторических центров формирования их государственности и культуры. Албанская и сербские общины ведут обособленный друг от друга образ жизни. В феврале-марте 1998 г. в Косово усилились сепаратистские тенденции среди албанцев. Одновременно группа террористов так называемой «Освободительной Армии Косова» (OAK), обучение и подготовка которых осуществлялись в других странах, а финансировались на доходы от наркобизнеса, проникла на территорию Косово. Весной того же года косовские террористы, как их тогда справедливо называли и западные политики, развязали крупномасштабную войну с частями югославской армии и полиции. Сепаратисты-боевики, не имеющие югославского гражданства, стали втягивать в конфликт с силами правопорядка также часть местного албанского населения. В связи с этим страны-члены Контактной группы (Великобритания, Германия, Италия, Россия, США и Франция), созданной в свое время для решения боснийского кризиса, стали подключаться к решению косовской проблемы. На заседании Контактной группы 9 марта 1998 г. в Лондоне было принято заявление с осуждением сепаратизма и терроризма. По предложению России в документ включены положения об осуждении зарубежных сил, финансирующих, вооружающих и обучающих террористические группы в Косово.

22 марта 1998 г. в Косово прошли так называемые параллельные «президентские» выборы, которые в Белграде были оценены как очередное проявление сепаратизма. В то же время правительство Сербии предложило 28 апреля начать переговоры с представителями косовских албанцев. Однако лидеры албанской общины на призыв не откликнулись.

Осенью сербские силы практически освободили Косово от вооруженных формирований OAK. Но тогда в дело вмешались страны НАТО, угрожая начать бомбить Белград, если не будут прекращены действия сербских сил. Это вынудило Милошевича подписать 13 октября договор с Холбруком. Документ предполагал отвод сербских сил из края, размещение в Косово 2000 наблюдателей ОБСЕ, установление режима воздушного контроля самолетов НАТО над территорией края, размещение «сил Альянса в соседних странах в случае возникновения проблем».

Когда сербские военные были выведены с территории края, то Запад не воспрепятствовал OAK вновь занять значительную часть территории Косово. Таким образом, руководители НАТО от осуждения на словах сепаратистов и террористов OAK открыто перешли к их поддержке и сотрудничеству. И это нашло свое подтверждение в последующих шагах натовцев.

С 7 по 23 февраля 1999 г. в местечке Рамбуйе состоялись переговоры представителей Контактной группы, Сербии и Косово. При содействии Вашингтона в Рамбуйе первую роль играли представители OAK, которые оттеснили на задний план «президента Республики Косово» Ибрагима Ругову. Это был признак того, что Вашингтон рассчитывал сделать OAK инструментом достижения своих целей в Косово и в целом в СРЮ. Переговоры в Рамбуйе напоминали театр абсурда. Представители западных стран до прибытия в Рамбуйе согласовали без участия России главы 2, 5, 7 документа о «мирном соглашении» по Косово, названные его имплементационной частью в дополнение к политической части. Эти главы предполагали, в частности, ввод войск НАТО в Косово и фактическое отделение края от Сербии. Российский представитель предлагал изъять те главы документа, которые были включены за его спиной. Конференция в Рамбуйе закончилась безрезультатно.

С 15 по 18 марта в Париже прошел второй тур переговоров, в ходе которых представители США продолжали выдвигать неприемлемые для сербской стороны условия. При этом раздавались угрозы применения силы, если Белград не примет ультимативных требований. Создавалось впечатление о преднамеренном расчете сорвать переговоры. Так и произошло. Хотя Белград был готов продолжать поиски решения, Вашингтон, не дожидаясь формального завершения переговоров, стал готовить операцию по нанесению воздушных ударов по Югославии. Несмотря на все предупреждения со стороны России об опасных последствиях такого трагического шага, 24 марта 1999 г. началась агрессия НАТО против СРЮ.

Называют ряд причин, толкнувших администрацию Клинтона пойти на такую авантюрную операцию. Среди них был расчет, что СРЮ не сможет оказать долгого сопротивления и капитулирует. В Косово будет создана новая база НАТО, что приведет к сплочению рядов участников альянса под руководством Вашингтона. Это содействовало бы осуществлению стратегического плана США по формированию однополярного американского мира. Об этом свидетельствуют решения, принятые на юбилейной встрече в верхах с участниками Североатлантического союза 23-24 апреля, о новой стратегической концепции на XXI век.

Согласно этой новой стратегии, НАТО наделяет себя в одностороннем порядке правом вооруженного вмешательства по своему усмотрению в дела любого государства в любом регионе мира без санкций Совета Безопасности ООН. Это – заявка НАТО на роль международного жандарма, то есть на узурпирование полномочий Совета Безопасности и оттеснение на задний план ОБСЕ, Совета Европы и других региональных организаций. Ставится под сомнение жизнеспособность всей системы международных отношений, сложившихся после второй мировой войны, а также вся система международного права. Перечеркиваются положительные достижения в рамках ООН и ОБСЕ по претворению в жизнь превентивной дипломатии, миротворчества и поддержания мира. Массовые убийства и ранения гражданского населения, разрушение их домов, а также исторических памятников и другие варварские акции воздушных сил НАТО являются грубым нарушением как международного права в период вооруженных конфликтов, так и общепризнанных норм морали и религии.

Другой причиной, толкнувшей руководство НАТО осуществить нападение на СРЮ, многие политологи называют стремление оттянуть надвигающийся финансовый и экономический кризис, признаки которого обозначились в Латинской Америке, а затем и в Азии. В качестве одного из средств для достижения этой цели называется оживление военно-промышленного комплекса США и ведущих его союзников. Поэтому не случайно при осуществлении военных акций НАТО в Югославии испытывались новейшие образцы оружия. В то же время стремление США склонить Европу к перевооружению, к разработке и наращиванию новых видов оружия может вызвать очередной тур гонки вооружений, что явилось бы одним из источников угрозы миру. Такой подход есть проявление пагубного наследия прошлого в сознании определенных правящих кругов и не только стран НАТО. Он дает аргумент тем силам, в частности в Азии, чтобы выступить против соблюдения режима нераспространения ядерного оружия и других средств массового поражения. В этой связи следовало бы напомнить мысли Карла Либкнехта, изложенные в его классическом труде «Милитаризм и антимилитаризм». Выступая за отказ от военного соперничества государств и за разоружение, он отмечал, что пора исключить из сознания людей древнюю пословицу: «Если хочешь мира, готовься к войне» Он подчеркивал: «Нет большей опасности для возникновения войны, чем такой метод обеспечения мира!».

В анализе политики США упоминаются и другие мотивы: стремление помешать формированию ЕС единой экономической политики и введению единой европейской валюты – евро, которая оказалась бы серьезным соперником доллара. Касаясь этого вопроса, журнал «Евро» (1999, № 5, с. 31-32) отмечал, что военные действия НАТО в СРЮ вызвали резкое ослабление евро и способствовали укреплению доллара на мировом рынке. Имелись и соображения внутриполитического порядка в связи с предстоящими президентскими выборами: был расчет на то, что быстрая капитуляция Белграда усилит позиции Демократической партии на выборах. Однако разведывательные службы и рекомендации госдепа дали президенту Клинтону ошибочные сведения на этот счет.

НАТО проиграла также пропагандистскую войну, которую ведут ЮСИА, ЦРУ, структуры психологических операций Пентагона и соответствующие службы в других странах Североатлантического союза через средства массовой информации путем использования фабрикаций фактов и ложных сведений. Пример тому – показ по телеканалам сюжетов «бойня сербами мирных жителей в селе Рачек» (хотя телами оказались трупы боевиков из OAK, напавших на сербские силы), «убийство ребенка» (вместо тела которого была подложена кукла) и т.д. В современный век выхода народных масс на историческую арену и их стремления к самостоятельному политическому мышлению нельзя долго манипулировать их сознанием. Подлинная правда в конечном счете возьмет верх, а те, кто распространяет ложные сведения и клевету, окажутся в изоляции. Более того, они должны понести ответственность за нарушение резолюции ООН «Ложная или извращенная информация» от 15 ноября 1945 г., которая призывает вести борьбу с распространением ложных или извращенных известий.

Если в первые дни нападения НАТО на Югославию эта акция была осуждена половиной человечества в лице Китая, Индии, России и некоторых других стран, то впоследствии и в общественном мнении политиков и населения стран-участников НАТО стал происходить поворот в сторону требований о прекращении войны против СРЮ. С критикой действий администрации Клинтона выступил Г.Киссинджер, который отметил, что балканская кампания НАТО может подорвать единство этого союза, вызвать осложнения в отношениях США с Россией и Китаем и показать некомпетентность руководства США в международных вопросах. Операция «союзническая сила» была осуждена и известной консервативной организацией США – «Фондом наследия», который заявил, что «ни США, ни их партнеры по блоку не имеют достаточных ресурсов для военного вмешательства повсюду».

С осуждением войны НАТО против СРЮ выступил также один из претендентов на пост президента США республиканец П.Бьюкенен, бывший вице-президент США Д.Куэйл, бывшие министры юстиции США Р.Кларк и обороны Р.Макномара и другие. Папа Римский Иоан Павел II во время встречи с президентом Италии 23 марта 1999 г. заявил, что всякий акт войны – преступление против Бога.

К непредсказуемым опасным последствиям может привести блокирование США с албанскими боевиками в расчете сделать ОАК главной ударной силой в Югославии и Албании, доведя их численность до 100 тыс. чел. Это угрожает военным переворотом или возобновлением гражданской войны и в самой Албании. Ставка на албанских экстремистов с их планами «Великой Албании» приведет к расширению этнического конфликта в Македонии, где албанцы уже требуют предоставления им «статуса народа». Линия США и их союзников на образование множества «независимых» государств на территории бывшей Югославии по этническому признаку (Косово, затем Черногория, Воеводина, Санджак) превратит Балканы в «пороховую бочку». Более того, такой подход ударит рикошетом и по ряду самих европейских стран, где имеются национальные меньшинства (Испания, Франция, Великобритания, Румыния). А поддержка Вашингтоном, ФРГ и другими странами НАТО OAK, существующей на средства наркобизнеса и прибегающей к терроризму, является нарушением Декларации ООН о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г., конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» от 4 декабря 1989 г. В составе ОАК – наемники из Албании, Саудовской Аравии, Йемена, Афганистана, Хорватии, Боснии и других стран. Проблема OAK – одна из главных в ходе проведения миротворческой операции в Косово. В первую очередь надо добиться полного разоружения ее подразделений и выдворения из Косово всех наемников из других стран. Без этого не может быть мирного будущего не только в Косово, но и на Балканах в целом.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.