Рефераты. Международное экономическое сотрудничество России и Латинской Америки

Договорно-правовая база. В настоящее время российско-бразильские торгово-экономические отношения регулируются следующими документами[20]:

— Соглашение о торговле и платежах от 20.04.63 г. Срок 5 лет. Будет оставаться в силе на последующие годичные периоды, до денонсации;

— Нота о производстве платежей с 1.05.69 г. в СКВ от 14.04.69 г.;

— Протокол о Торгпредстве от 20.04.63 г.;

— Нота об отделении Торгпредства и демонстрационном зале в г.Сан Пауло от 22.08.67 г.;

— Нота об отделении Торгпредства в г.Рио-де-Жанейро от 22.09.71 г.;

— Нота об учреждении Межправительственной советско-бразильской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 16.04.81 г.;

— Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве от 9.12.85 г. Срок 3 года. Автоматическое продление на 1 год, пока не будет денонсировано;

— Соглашение о Долгосрочной программе экономического, торгового и научно-технического сотрудничества от 30.09.87 г. Срок 10 лет. Автоматическое продление на следующие 5-летние периоды;

— Соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 21.11.97 г. Срок 5 лет. Продление на 5-летние периоды до денонсации;

— Протокол о намерениях по торгово-экономическому сотрудничеству от 3.12.93 г. Срок 5 лет.

— Протокол о сотрудничестве между «Банко до Бразил» и российскими коммерческими банками («ОНЭКСИМ-банк», «Банк для внешней торговли». «Менатеп», «Возрождение», «Мосбизнесбанк», «Российский кредит»).

Бразильцам были переданы российские проекты Соглашения об избежании двойного налогообложения, Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Соглашения о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи, Соглашения о сотрудничестве в таможенных делах, Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также операциями, связанными с легализацией доходов, полученных незаконным путем, Совместного документа о развитии торгового, экономического, промышленного, финансового и научно-технического сотрудничества, а также ряд проектов соглашений на уровне ведомств (ГКРП, Внешэкономбанк, Центральный банк РФ, Минздрав, Минтопэнерго).

Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) является составной частью Российско-Бразильской Комиссии высокого уровня по сотрудничеству (РБК) под руководством Председателя Правительства Российской Федерации и Вице-президента Федеративной Республики Бразилии. Совместное заявление о создании РБК было подписано 21 ноября 1999 г. Даты заседания МПК неоднократно согласовывались, но ее проведение постоянно откладывалось по просьбе Российской стороны. В состав МПК входят рабочие группы по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству, сотрудничеству в области энергетики, военных технологий, использования космического пространства в мирных целях, сотрудничеству между регионами России и штатами Бразилии.

Товарооборот между двумя странами растет с 609 млн. долл. в 1994 г. до 1,1 млрд. долл. в 2003 г. Торговля является основой торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Контракты заключаются, главным образом, по линии частных структур, осуществляются в СКВ на базе мировых цен, около 50 % взаимного товарооборота проходит через фирмы третьих стран, которые предоставляют кредиты российским и бразильским фирмам на закупку бразильских и российских товаров, или осуществляют их депорт. В ряде случаев это приводит к отрицательным результатам, в частности, открытию антидемпинговых процессов против российских производителей (феррохром с низким содержанием углерода) и ослабляет торгово-политические позиции России в Бразилии[21].

Доля Бразилии во внешнеэкономических связях России и доля России во внешнеторговом обороте Бразилии в 2003 году составила около 1 %. Круг участников с обеих сторон насчитывает свыше 150 организаций и фирм. В 2002 г. Россия занимала 17-е место среди торговых партнеров Бразилии[22].

В 2003 году, основой российского экспорта продолжали оставаться сырьевые товары и полуфабрикаты (97 %), а импорта из Бразилии — продовольствие, сырье для его производства и табачные изделия. Доля машин и оборудования в российском депорте составила около 2 % (отдельные виды сталелитейного оборудования, подшипники, механические прессы, инструменты, запчасти)[23]. Сырьевая направленность российского экспорта сохранялась и в 2004 году.

С министерством аэронавтики Бразилии продолжается работа по самолетным программам. С рядом бразильских частных авиатранспортных компаний разрабатывается возможность поставки пассажирских вертолетов МИ-172, небольших самолетов и тяжелых транспортных самолетов, проведена работа по подготовке сертификации вертолета МИ-8.

Начата работа по изучению возможности продажи в Бразилию российских дирижаблей для транспортировки грузов в регионе Амазонки. В стадии проработки находится проект по организации производственной операции в создании боевого самолета для бразильских ВВС на базе отечественного истребителя МИГ-29.

На рассмотрении бразильских фирм находятся российские предложения на поставку сборных конструкций для строительства понтонных мостов, стальных труб для газопроводов, газовых турбин и др. Бразильцы проявляют интерес к российскому современному нефтяному и газовому оборудованию, сжиженному природному газу, медицинской технике, новым технологиям в различных сферах.

В 2002 году из Бразилии для Елабужского автомобильного завода были начаты поставки автомобилей для последующей досборки на сумму 16,2 млн.долл. США.

Государственной задолженности у бразильских фирм и организаций перед Россией не имеется. ГПВО «Продинторг» имеет коммерческую задолженность перед фирмой МАПА за свежемороженых цыплят, поставленных в 1990 г. Общая сумма задолженности по состоянию на 1 июня 2004 г. 320 тыс. долл[24].

С российской стороны постоянно предпринимаются попытки по налаживанию инвестиционного сотрудничества в области энергетики (гидро- и теплоэлектростанции), участия в сооружении газопровода Боливия — Бразилия.

Министерство экономики передало бразильцам Перечень инвестиционных проектов в России, предлагаемых для двустороннего инвестиционного сотрудничества, а также проект Программы инвестиционного сотрудничества между двумя странами.

Совместные предприятия. С сентября 1990 г. в г.Липецке работает совместное предприятие «Прогресс» с участием компаний Бразилии и Швеции по производству фруктовых соков. В Бразилии действует созданное в 1988 г. при участии ВО «Союзплодимпорт» совместное предприятие «Плодимекс ду Бразил» по реализации вино-водочных изделий в Бразилии и других странах региона. Подготовлены, оформлены и легализованы документы для создания в Сан-Пауло СП по текстильным машинам[25].

Совместная работа в третьих странах. ГПВО «Технопромэкспорт» и бразильская строительная компания «Одебрешт» совместно участвуют в сооружении ГЭС «Капанда» в Анголе. По контракту Россия на условиях коммерческого кредита разрабатывает проект, поставляет оборудование (около 200 млн. долл.). Бразилия осуществляет строительные работы (1,2 млрд. долл.) в счет государственного кредита с оплатой поставками нефти. В настоящее время из-за сложного внутриполитического положения в Анголе работы приостановлены. ПО «Якуталмаз» совместно с компанией «Одебрешт» участвуют в бразильско-российско-ангольском СП по добыче алмазов в Анголе[26].

ГПВО «Технопромэкспорт» изучает также возможность совместной работы с бразильцами при сооружении ГЭС в Намибии.

В ближайшей перспективе Бразилия будет оставаться одним из ведущих торговых партнеров России в Латинской Америке.

Бразилию следует рассматривать как надежного поставщика сельхозпродукции (какао-бобы, какао-продукты, сахар, соя-бобы и соя-продукты, кофе, мясо, цыплята и др.), отдельных видов сырьевых товаров (феррониобий, кварц, пьезокварцевое сырье и т.п.), товаров народного потребления (обувь, ткани), а также как потенциального покупателя российских технологий, отдельных видов машинно-технической продукции (турбины типа «Бульба», авиационная техника, продукция ВПК), партнера для сотрудничества в области космоса, атомной энергетики.

Учитывая заинтересованность Бразилии в расширении экспорта и диверсификации круга торговых партнеров, следует продолжить работу по изучению возможностей привлечения бразильских инвестиции в Россию и совместных выступлений на рынках третьих стран.

Важным аспектом российско-бразильских торгово-экономических отношений является также разработка согласованной позиции по основным вопросам мировой торговли в международных экономических организациях.


2.3 Экономическое сотрудничество с Аргентиной


аргентина является одним из наших старейших и крупнейших торговых партнеров в Латинской Америке. Постоянные коммерческие связи были налажены после установления в 1946 г. дипломатических отношений. Аргентина признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР 26.12.91.

Договорно-правовая база. Российско-аргентинские торгово-экономические связи основываются на широкой юридической базе[27]:

- Межправительственное Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 25.05.93;

- Межправительственное Соглашение о создании Межправительственной Российско-Аргентинской Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 25.05.93;

- Протокол о правовом положении Торгового представительства СССР в Аргентинской Республике от 05.11.64, которое уже было учреждено в Буэнос-Айpece ранее (в июне 1946 г.);

- Соглашение о поставках машин и оборудования из СССР в Аргентину от 13.02.74. Срок заключения контрактов истек, однако указанное Соглашение действует до выполнения всех контрактов, подписанных за счет него ранее.

- Соглашение о взаимных кредитах между ЦБ Аргентины и Внешэкономбанком от 06.07.95, предусматривающее предоставление взаимных кредитных линий.

- Соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 25.11.97.

- Соглашение о сотрудничестве между таможенными службами от 14.11.02 г.

Ведется работа по дальнейшему обновлению договорно-правовой базы двусторонних торгово-экономических отношений.

Идут переговоры по проектам Межправительственных Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и др.

В период 6 - 7 ноября 2002 г. в Буэнос-Айресе состоялось второе заседание Российско-Аргентинской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в русле которого было подписано между Минсельхозпромом России и Секретариатом по растениеводству, животноводству, рыболовству и продовольствию Аргентины Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии.

Торгово-политическая обстановка для работы на аргентинском рынке российских структур в последнее время значительно осложнилась в связи с прекращением централизованных закупок аргентинских товаров, финансовыми трудностями обеих сторон, широким разгосударствлением аргентинской экономики и связанной с этим процессом переориентации наших отношений с госсектора на частнопредпринимательские структуры, провинции и муниципалитеты. Усложнились условия для продвижения российской машинотехнической продукции в связи с прекращением действия Соглашения о поставках машин и оборудования, которое обеспечивало конкурентоспособные финансовые условия их поставки.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.