Общий сдвиг в соотношении сил в пользу США подтверждается и ощутимым усилением их позиций на латиноамериканском рынке. Их удельный вес в импорте региона составлял в 1980 году 30,2 %, в 1990 году — 37.9 %, в 1997 году — 41,9 %. в экспорте — 32,3, 37,6 и 46.1 % соответственно (при заметном ослаблении позиций ведущих конкурентов из числа западноевропейских стран и Японии)[11].
Создание в ближайшей перспективе Общеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), видимо, еще больше активизирует действие указанной тенденции. Реализация данного проекта осушествлялась в условиях энергичной оппозиции Бразилии и некоторых других стран. Однако последние события свидетельствуют о достижении определенных компромиссов. Проведенный в апреле 2001 года очередной саммит в Квебеке зафиксировал готовность всех 34 стран подписать договор о создании АЛКА к 1 января 2005 г. и провести его ратификацию до 1 января 2006 г. Пока, естественно, трудно оценить все последствия этого акта. Просматриваются лишь некоторые контуры грядущих перемен[12].
Можно ожидать, что АЛКА превратится в главный инструмент латиноамериканской стратегии США, действенный рычаг, способный привести к существенным изменениям в расстановке сил в регионе. По своей значимости АЛКА займет преобладающее положение и скорее всего заметно потеснит все существующие субрегиональные группировки в силу преимуществ, связанных с высоким динамизмом развития взаимных экономических связей. Эти преимущества демонстрируются, в частности, опытом НАФТА.
Латиноамериканская стратегия США в этих условиях будет нацелена на решение двуединой задачи: во-первых, всемерного повышения роли АЛКА в регионе, размывания процессов субрегиональной интеграции и ослабления на этой основе позиций оппозиционных сил (прежде всего Бразилии): во-вторых, активного распространения в регионе мексиканского опыта, внедрения мексиканской модели в хозяйственную политику и практику латиноамериканских стран. Таким образом, грядущие изменения будут связаны не просто с расширением отдельных направлении экономического сотрудничества США с регионом. Речь идет о создании целостной структуры, способной консолидировать позиции США в Западном полушарии и стать серьезным фактором в мировой политике.
Легко предвидеть, что эта линия вызовет неоднозначную реакцию в Латинской Америке. Наряду с достаточно активной поддержкой, которую американские планы встречают в довольно широких деловых и политических кругах многих латиноамериканских стран (в т.ч. ряда бразильских деловых структур), им противостоит серьезная оппозиция, возглавляемая на межгосударственном уровне Бразилией. Последняя отнюдь не отказывается от своих претензий на лидерство в Южной Америке и, несмотря на осложнившуюся обстановку, ищет пути для активной контригры[13].
Обращают на себя внимание шаги по активизации деятельности МЕРКОСУР с тем, чтобы обеспечить продвижение вперед по пути углубления интеграционных процессов. Речь идет о расширении координации в сфере макроэкономической политики (установление пределов ежегодной инфляции не более 5 % в период 2002 - 2005 гг. и не более 4 % в последующий период до 2010 г.; ограничение дефицита госбюджетов, уменьшение размеров государственного долга до 40 % от уровня ВВП к 2010 г.). Следует, однако, подчеркнуть, что сложившаяся в 2001 году в Аргентине острая финансовая ситуация ставит под вопрос возможность достижения этих показателей[14].
Между тем Бразилия не оставляет попыток продолжить диалог МЕРКОСУР — Евросоюз[15]. Все это говорит о том, что странам Латинской Америки предстоит в ближайшем будущем решать сложные проблемы выбора оптимальных путей хозяйственного, социального и политического развития. Вполне очевидно, что правильные решения лежат не в сфере конфронтации, а, напротив, в области конструктивного сотрудничества. При этом необходимо разумное сочетание как национальных задач, так и интересов партнеров интересов всего международного сообщества. Именно такой путь обеспечит устойчивое продвижение региона вперед по пути социально-экономического прогресса.
Новой и важной статьей российского экспорта становится авиатехника — самолеты и вертолеты, которые Мексика купила в 2001 г. у России на 20 млн. долл. Ведутся переговоры о проведении технического обслуживания вертолётов марки МИ, поставках метеорологических радаров для вертолётов и оборудования для вертолетов.
Летом 2000 года специалистами ВЗАО «Химмашэкспорт» были завершены работы по сдаче в эксплуатацию установок по производству акролеина синильной кислоты на предприятии мексиканской фирмы ЭРА[16].
Активизировалась работа российско-мексиканского общества «Стан-Мехикана», занимающегося поставками металлообрабатывающего оборудования. В первом полугодии 1997 года они составил, более 10 млн.долл.
Важное место в российском экспорте заняли товары сырьевой группы — стальной прокат, удобрения, химикаты и фармацевтическое сырье. В первом полугодии 2003 года их доля в общем экспорте составила 46 %[17].
Развитие экспорта российской машинотехнической продукции на мексиканском рынке тормозится слабыми финансовыми возможностями российских производителей. Невозможность для российских предприятий и объединений предоставить долгосрочное кредитование своих поставок, отсутствие государственного стимулирования производства экспорта машин и оборудования, трудности в обеспечении гарантий снижают конкурентоспособности нашего оборудования на мировом рынке.
В последние годы наблюдается тенденция расширения номенклатуры мексиканских поставок в Россию. Все большее влияние на развитие взаимной торговли оказывает возрастающая активность мексиканских экспортоориентированных отраслей на российском рынке увеличивается присутствие мексиканских продовольственных товаров: консервов соков, кофе, колбасных изделий, а также напитков одежды, обуви. Мексиканская продукция, отличающаяся высоким качеством и относительно низкими ценами, обладает дополнительными преимуществами на российском рынке. Дело в том, что по классификации ООН Мексика относится к т.н. развивающимся странам, а значит ее экспорт подпадает под преференциальный режим таможенного обложения. Российские покупатели мексиканских товаров на таможне платят 75 % от таможенной ставки, установленной для товаров из развитых стран. Это преимущество широко используется фирмами США, которые через свои сбытовые каналы поставляют в Россию продукцию, произведенную на своих мексиканских филиалах и дочерних предприятиях. Для российской таможни при взимании пошлины определяющей будет этикетка с надписью «Сделано в Мексике», а американский хозяин продукта получит дополнительную прибыль на разнице в тарифной ставке.
Промышленная структура обеих стран имеет много общих черт, что позволяет говорить о совместных проектах в области нефтяной и газовой промышленности, нефтепереработки и нефтехимии, черной и цветной металлургии. Россия, в частности, является крупным импортером труб для газопроводов и нефтепроводов и уже обсуждаются возможности создания совместного предприятия на территории России по производству нефтяных и газовых труб по мексиканской технологии. Имеются перспективы сотрудничества в области космоса. Летом 2001 года с российской территории был запущен мексиканский спутник связи. Ведутся переговоры о проведении космической съемки мексиканской территории[18].
Улучшению торгово-политической обстановки для развития двусторонних деловых связей способствовало бы совершенствование и развитие договорно-правовой базы взаимных отношений. Продолжает действовать соглашения, подписанные странами еще в 70-е годы. Естественно, что многие положения их уже устарели и не соответствуют современным реалиям. Сейчас на рассмотрении в мексиканских правительственных организациях находятся переданные российской стороной проекты Торгового соглашения, Соглашения о взаимной защите инвестиций, Соглашение об отмене двойного налогообложения.
Подписание указанных соглашений обеспечит государственные гарантии и поддержку действиям частных предпринимателей Мексики и России на берегax обеих стран.
Большим импульсом для развития двусторонних отношений явился визит 7 - 9 декабря 1997 года в Мексику представительной российской делегации во главе с главным заместителем Председателя правительства РФ Б.Е. Немцовым. Это был практически первый официальный визит на высоком уровне за последние десятилетия. В состав делегации входили представители Министерства топлива и энергетики, Государственного антимонопольного комитета, Государственного комитета по поддержке и развитию малого бизнeca, представители деловых кругов России.
Важную роль в деле укрепления двусторонних отношений сыграло проведение 5 - 6 марта 1998 года Смешанной российско-мексиканской конференции по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству. На заседании был рассмотрен широкий комплекс вопросов развития двухсторонних отношений в экономической области. Было отмечено, что, несмотря на рост взаимной торговли и расширение контактов, как на официальном уровне, так и на уровне частных компаний, взаимный торговый оборот не соответствует потенциальным возможностям обеих стран[19].
Российская сторона заявила о заинтересованности предприятий и организаций страны принять участие в проектировании, строительстве и эксплуатации тепловых и гидроэлектростанций и энергосистем, включая возможность участия в торгах на покупку оборудования для ГЭС «Эль Кахон» и «Ля Парота», а также на поставку в Мексику газоперекачивающих агрегатов и оборудования и высоковольтных линий передач. В области нефтяной и газовой промышленности российские организации выразили готовность принять участие в тендерах и испытание газовых скважин, проектирование и строительство подземных газохранилищ на трассах газопроводов и в проекционныx зонах, газокомпрессорных станций, установок по промысловому сбыту и подготовке газа, газобаллонных и газозаправочных станций, осуществлении совместных проектов в странах Центральной и Южной Америки. Были также предложены проекты по поискам глубокозалегающих месторождений нефти для организации водозаборов; в черной и цветной металлургии (ремонт доменной печи, строительство остановки для доменной грануляции шлака.
Мексиканцы подчеркнули свой интерес к энергетическому комплексу России и в реализации совместных проектов на территории Мексики в области добычи и производства флюорита, стронция, цинка, галлия, ванадия, никеля, производство стали и титана, химических продуктов, сплавов металлов.
Бразилия относится к числу наших традиционных и перспективных торговых партнеров в Латинской Америке. Однако в силу ряда объективных причин объемы торгово-экономического сотрудничества пока еще не отвечают потенциальным возможностям сторон.
На официальном уровне и на встречах с представителями деловых кругов бразильцы высказываются за укрепление и расширение связей с Россией, за более широкое привлечение частных предпринимательских структур.
Вместе с тем, протекционистская политика бразильского правительства в отношении национальных производителей, широкое применение антидемпингового законодательства, отсутствие с нашей стороны системы поддержки российских экспортеров, в том числе финансовой, в значительной степени осложняют выход российских производителей на рынок Бразилии. Кроме того, в работе на этом рынке следует учитывать жесткую конкуренцию, как со стороны поставщиков из развитых стран, так и бразильских, недостаточную информированность партнеров об экспортных возможностях и импортных потребностях друг друга, отсутствие современной инфраструктуры для продвижения российских товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4