Рефераты. Место и роль углеводородного сырья в экономике Саудовской Аравии

Место и роль углеводородного сырья в экономике Саудовской Аравии

Реферат

Место и роль углеводородного сырья в экономике Саудовской Аравии

Нефтегазовый комплекс, связанный с добычей и переработкой углеводородного сырья, является той отраслью экономики Королевства Саудовская Аравия (КСА), которая не только определяет ее развитие, но и оказывает значительное влияние на формирование политического курса страны, как внутреннего, так и внешнего. Это обстоятельство основано на действии многих факторов, главным из которых является то, что Саудовская Аравия, по мнению экспертов, располагает самыми большими в мире запасами нефти. Именно они послужили фундаментом так называемого «саудовского экономического чуда». В то же время нефть, считающаяся саудовцами «даром Аллаха» и заложившая материальное благополучие народа страны на многие десятилетия, создала предпосылки для возникновения серьезных проблем, с которыми королевство столкнулось в конце 80-х – 90-е годы XX века.

По сведениям на конец октября 2002 г., распространенным Администрацией энергетической информации, которая функционирует при правительстве США, доказанные нефтяные резервы Саудовской Аравии, включая месторождения в объеме 5 млрд. баррелей в так называемой «нейтральной зоне», лежащей между КСА и Кувейтом, составляют 264,2 млрд. баррелей, а прогнозируемые запасы сырой нефти на территории страны (материковая часть и шельф) достигают 1 трлн. баррелей. Эти данные подтверждаются большинством международных и национальных исследовательских центров, включая статистическую экспертную службу нефтяной компании «Бритиш Петролеум». Согласно этим оценкам, на долю Саудовской Аравии приходится более четверти мировых доказанных нефтяных ресурсов, 32,9% доказанных запасов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и примерно 56,9% доказанных запасов этого углеводородного сырья, разведанного на территории стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Согласно имеющимся статистическим данным, Саудовская Аравия располагает 77 месторождениями нефти и газа (более одной тысячи скважин). В то же время более половины нефтяных запасов страны сосредоточены в 8 нефтегазоносных районах, включая Гавар – самое большое в мире материковое нефтяное месторождение с оценочным остаточным объемом нефти в 70 млрд. баррелей, Саффанию – самое большое в мире шельфовое месторождение с оценочным нефтяным резервом в 19 млрд. баррелей, а также месторождения Абкайк (доказанные запасы нефти – 17 млрд. баррелей) и Барри. Примечательным является то обстоятельство, что все четыре названных месторождения расположены в одной части королевства – в Восточной провинции. О значимости этих месторождений свидетельствует хотя бы тот факт, что один только Гавар обеспечивает примерно половину всей нефтедобычи страны

Саудовская Аравия является крупнейшим производителем и экспортером нефти на мировом рынке, занимая ведущее место в ОПЕК. Треть нефти, поставляемой странами-участницами ОПЕК на мировой рынок, имеет саудовское происхождение, и каждый десятый баррель нефти, добываемый в мире, извлекается из недр королевства. В настоящее время Саудовская Аравия сохраняет мировое первенство по уровню добычи нефти. За первые шесть месяцев 2002 г. Саудовская Аравия ежедневно добывала около 8,1 млн. баррелей нефти, включая 640 тыс. баррелей, извлекаемых в «нейтральной зоне», что в целом составляет 13,3% мировой нефтедобычи. В связи с этим можно отметить, что в первой половине 2002 г. КСА превышала свою национальную квоту добычи сырой нефти, установленную ОПЕК 1 января 2002 г. в объеме 7,053 млн. баррелей в день. Для сравнения, в 2001 г. квота, установленная ОПЕК для Саудовской Аравии, составляла 8,2 млн. баррелей, а в среднем ежедневно в стране добывалось примерно 8,7 млн. баррелей (около 8 млн. баррелей сырой нефти и 0,7 млн. баррелей газового конденсата). При нынешних темпах добычи нефти ее запасов хватит Саудовской Аравии, по различным экспертным оценкам, на ближайшие 80–100 лет. Одновременно с этим следует отметить, что КСА реально обладает возможностями повысить уровень нефтедобычи до 10–10,5 млн. баррелей в день2. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что нефть была и останется на долгосрочную перспективу наиболее важной отраслью экономики Саудовской Аравии. Это тем более обосновано, если учесть прогноз, приведенный в докладе Кувейтской нефтяной компании, представленном на конференции «Нефть и газ в международной политике», проходившей в Абу-Даби в июне 2002 г. В нем говорится, что при условии обеспечения необходимого инвестирования Саудовская Аравия сможет добывать в 2020 г. 22,1 млн. баррелей в день.

По своему составу добываемая в КСА нефть представлена несколькими сортами – от тяжелой до сверхлегкой. Примерно 65–70% всей нефтедобычи составляет легкая нефть, оставшаяся часть приходится на среднюю и тяжелую нефть. Наиболее качественная сверхлегкая нефть залегает преимущественно в месторождениях на материковой территории страны, в то время как средняя и тяжелая нефть поступает главным образом с шельфовых месторождений. Так, месторождение Гавар является главным источником так называемой легкой аравийской нефти. Нефтяные поля Абкайк и Неджд дают сверхлегкую нефть. Нефтяные месторождения Неджда, суточная нефтедобыча на которых составляет примерно 200 тыс. баррелей, содержат, по различным оценкам, до 30 млрд. баррелей газового конденсата и основные запасы природного газа страны. Нефтедобыча в саудовской шельфовой зоне Персидского залива включает среднюю нефть, прежде всего месторождения Зулюф (более 500 тыс. баррелей в день) и Марджан (270 тыс. баррелей в день), а также тяжелую нефть, извлекаемую на месторождении Саффания.

Большая часть саудовской сырой нефти экспортируется через порты Персидского залива. Нефтяные терминалы расположены в Рас-Таннура (пропускная способность 6 млн. баррелей в день), который считается крупнейшим в мире морским нефтезагрузочным комплексом, и Рас-эль-Джуайма (пропускная способность 3 млн. баррелей в день) на побережье Персидского залива, а также в красноморском Янбу (до 5 млн. баррелей в день). Суммарная суточная пропускная способность трех вышеупомянутых нефтяных терминалов составляет примерно 14 млн. баррелей. Этот показатель превышает суммарные проектные мощности нефтедобывающей промышленности Саудовской Аравии примерно на 3,5–4 млн. баррелей в день, и примерно на 6 млн. баррелей в день – сегодняшний уровень добычи этого углеводородного сырья.

Кроме того, на территории страны действуют еще несколько нефтяных терминалов: в Джидде на побережье Красного моря; в Рабиге, расположенном севернее Джидды и специализирующемся на хранении как сырой нефти, так и продуктов ее переработки, и в Джизане (продукты нефтепереработки) на крайнем юго-западе Саудовской Аравии; в Рас-эль-Хафджи на побережье Персидского залива, а также шельфовый терминал Зулюф, связанный с одноименным нефтяным месторождением в Персидском заливе. В августе 2002 г. национальное информационное агентство новостей Саудовской Аравии (SPA) сообщило о торжественном открытии в Джидде наследным принцем Абдаллой стратегического подземного нефтехранилища, включающего пять резервуаров. Предполагается, что его вместимость составит 945 тыс. баррелей сырой нефти и продуктов ее переработки. Новое нефтехранилище соединено трубопроводом с нефтеперерабатывающими заводами.

Для перекачки добываемой сырой нефти Саудовская Аравия использует ряд трубопроводов, включая основной нефтепровод «Восток-Запад», который пересекает страну. Он был сооружен в 1981 г. с пропускной способностью 1,85 млн. баррелей сырой нефти в день по одной ветке с диаметром трубы 48 дюймов. Нефтепровод предназначен главным образом для перекачки легкой и сверхлегкой аравийской нефти до заводов по ее переработке, расположенных в западной части страны, и до терминалов, размещенных на красноморском побережье и ориентированных на ее экспорт в страны Европы. В 1984 г. этот трубопровод перешел от компании «Мобил», которая эксплуатировала его с момента сооружения под управление саудовской компании АРАМКО. В разгар ирако-иранской войны, в 1987 г., и развертывания в бассейне Персидского залива так называемой «танкерной войны» пропускная мощность этой нефтяной магистрали была увеличена до 3,2 млн. баррелей в день. Это было достигнуто в основном за счет сооружения параллельной трубопроводной ветки диаметром 56 дюймов. Наконец, в 1993 г., пропускная способность этого нефтепровода была увеличена до 5 млн. баррелей в день за счет существенного наращивания мощности насосных станций (всего на трассе этого трубопровода расположено 11 насосных станций, использующих газотурбинные электрогенераторы). Как полагают западные эксперты, усилия властей Саудовской Аравии по развитию этой нефтяной магистрали объясняются их стремлением сохранить стратегическую роль Янбу на случай дальнейшего ухудшения ситуации в Персидском заливе и его возможного блокирования, которое бы препятствовало экспорту нефти из региона. В то же время этот вариант хоть и имеет стратегическую важность для страны, но обладает рядом существенных недостатков. Во-первых, вариант экспорта нефти через Янбу значительно менее экономичен по сравнению с отгрузкой сырья через терминал в Рас-Таннура. Во-вторых, загрузка танкеров в Янбу удлиняет время прохождения маршрута, пролегающего через Баб-эль-Мандебский пролив, до азиатского потребителя примерно на пять суток, если сравнивать с транспортировкой нефти из Рас-Таннура через Ормузский пролив.

Кроме того, Саудовская Аравия располагает еще несколькими трубопроводами. Один из них, сооруженный параллельно главному нефтепроводу страны и предназначенный для перекачки газового конденсата, протянулся от месторождения Абкайк до Янбу, поставляя сырье для расположенных там нефтехимических предприятий. В настоящее время эта магистраль, проектная мощность которой равна 290 тыс. баррелей в день, находится в эксплуатации.

Еще один нефтепровод – Трансарабский, соединяющий Саудовскую Аравию с Иорданией, Сирией и Ливаном, был закрыт сразу после «войны в Заливе» в 1990 г. Его пропускная способность составляет 1,65 млн. баррелей в день. Также не функционирует и нефтепровод (труба диаметром 48 дюймов), берущий начало в Ираке и проходящий по территории Саудовской Аравии вдоль ее главной нефтяной магистрали, начиная с ее насосной станции № 3, до порта Муаджиз, расположенного южнее Янбу. Он также был закрыт после иракского вторжения в Кувейт в августе 1990 г. 11 июня 2001 г. власти Саудовской Аравии в письме на имя Генерального секретаря ООН Кофи Аннана объявили себя собственниками этого иракского трубопровода, ведущего к саудовскому побережью Красного моря. Аргументируя свое решение, они заявили, что этот шаг был предпринят в ответ на иракские угрозы и агрессивные действия, включая серию нарушений границы, в период, предшествовавший его принятию, и «в свете упорного следования иракского правительства занятой им позиции». Саудовская Аравия особо отметила, что поведение Ирака «разрушило какой-либо рациональный подход к поддержанию работоспособности трубопровода». Теоретически он может быть пущен в эксплуатацию для транспортировки саудовской нефти к побережью Красного моря, хотя Саудовская Аравия неоднократно заявляла о том, что у нее нет таких планов. Объясняя эту позицию, министр нефти и минеральных ресурсов КСА Али бен Ибрагим ан-Наими, в частности, отметил, что королевство «имеет стабильный нефтяной экспорт и располагает трубопроводными мощностями, … (включая) нефтепроводную систему «Восток-Запад», способную перекачивать 5 млн. баррелей в день, но загруженную лишь наполовину».

Несмотря на хроническую недозагрузку действующих трубопроводов, Саудовская Аравия продолжает изучение новых проектов в сфере транспортировки сырой нефти. Это продиктовано как стремлением снизить будущие издержки доставки углеводородного сырья до потребителя, так и попыткой поиска новых, более безопасных маршрутов путем их диверсификации. Так, в июле 2002 г. представители Саудовской Аравии и Иордании провели переговоры о возможности восстановления действия Трансарабского нефтепровода. Одновременно с этим 8 июля 2002 г. Саудовская Аравия и Йемен сделали заявление о достижении предварительной договоренности о строительстве нефтепровода протяженностью 400 км. Как предполагается, он пройдет от месторождений в саудовской пустыне Руб-эль-Хали до йеменской провинции Хадрамаут, где нефть будет грузиться в танкеры. Примечательно, что этому заявлению предшествовали напряженные усилия по урегулированию пограничного спора между двумя странами, который тянулся с 30-х годов XX в. В июне 2000 г. между Саудовской Аравией и Йеменом был подписан договор о разграничении участков на общей границе, который фактически создал благоприятные условия для проработки проекта по сооружению трубопровода. Более того, Саудовская Аравия рассчитывает получить права на разработку нефтегазовых месторождений в тех районах Йемена, которые ранее считались спорными.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.