Согласно статье 3 данного закона за внешнюю торговлю и экономические связи на всей территории страны отвечает Госсовет и подчиненные ему органы. Государство в свою очередь создает единую систему внешней торговли и поощряет её развитие, поддерживает справедливый и свободный порядок внешней торговли. Также КНР стимулирует и развивает торговые отношения с другими странами и регионами на принципах равенства и взаимной выгоды, заключает договоры о создании таможенных союзов, либо принимает в них участие, заключает соглашения о зонах свободной торговли и другие региональные торгово-экономические договоры, участвует в региональных экономических организациях. Во второй главе дается определение термину «коммерсанты, занятые внешней торговлей», употребляемому в данном законе. Он указывает на юридические лица, на иные организации, либо на физические лица, которые, согласно законодательству, выполнили процедуры по регистрации торговой или производственной деятельности, либо исполнили иные административные формальности, и, в соответствии с данным законом, другими соответствующими законоположениями и административными актами, занимаются торговой внешнеэкономической деятельностью. Уточняется что предприниматель - участник внешнеторговой деятельности, который занимается импортом и экспортом товаров и технологий, должен зарегистрироваться в отделе Госсовета, который ведает внешней торговлей, либо в организации, которой данным отделом поручена эта функция. Регистрация не требуется в случаях, которые определены законодательством, административными актами, решениями отдела Госсовета, который ведает внешней торговлей.
В отношении импорта и экспорта части товаров могут быть применены меры по государственному торговому хозяйствованию. Операции по импорту и экспорту товаров, торговля которыми подлежит государственному хозяйствованию, могут выполняться только предприятиями, у которых есть соответствующее право. Но государство может разрешить заниматься импортом и экспортом некоторой части товаров, торговля которыми подлежит государственному хозяйствованию, предприятиям, у которых нет соответствующего права. Отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей, публикует каталоги товаров, торговля которыми подлежит государственному регулированию, и каталоги предприятий, у которых есть право на торговлю такими товарами, а также меры и постановления по регулированию, которые издают соответствующие отделы Госсовета Таможня не пропустит товар, торговля которым подлежит государственному регулированию, при самовольном его импорте и экспорте.
Третья глава посвящена регулированию импорта и экспорта товаров и технологий. В соответствии с данным законом государство разрешает свободный импорт и экспорт товаров и технологий за исключением тех случаев, когда законы или административные правила предусматривают иное.
Статья 16 гласит, что государство может ограничить либо запретить импорт или экспорт товаров, технологий по следующим причинам:
1) Обеспечение государственной безопасности, общих интересов общества, общественной морали;
2) Охрана здоровья человека, обеспечение его безопасности, охрана жизни и здоровья животных, растений, охрана окружающей среды;
3) Принятие мер в отношении импорта и экспорта серебра либо золота.
4) Недостаточное предложение в стране, либо в целях эффективной защиты природных ресурсов, которые могут быть выработаны;
5) Ограниченные поставки на государственные либо региональные рынки.
6) Серьёзная неразбериха в порядке ведения экспорта;
7) В целях становления либо ускоренного становления определённых отраслей производства в стране;
8) Необходимость в ограничении импорта для продуктов сельского хозяйства, животноводства, рыболовства любой формы;
9) В целях обеспечения международного финансового положения государства, баланса международных доходов и расходов;
10) Необходимость соблюдения законодательных норм, административных актов, которые предписывают ограничение либо запрет импорта или экспорта;
11) Необходимость соблюдения международных договоров, соглашений, которые предписывают ограничение либо запрет импорта или экспорта, и которые заключены государством, либо когда страна является их участником.
Контроль над товарами, экспорт или импорт которых ограничен, ведётся в форме выдачи квот, лицензий и иными методами. Контроль в форме выдачи лицензий также проводится и в отношении технологий, экспорт либо импорт которых ограничен. Экспорт и импорт товаров, технологий, которые подлежат лицензированию, осуществляется по постановлениям Госсовета, посредством выдачи разрешений отделом Госсовета, который ведает внешней торговлей, либо данным отделом совместно с другими соответствующими организациями в составе Госсовета.
КНР согласно данному закону предоставляет доступ к рынкам и национальный режим в том, что касается международной торговле услугами, согласно взятым на себя обязательствам в международных договорах и соглашениях. Управляет международной торговлей услугами отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей и другие соответствующие органы в составе Госсовета.
Согласно статье 26 государство может запретить либо ограничить торговлю соответствующими услугами исходя из следующих принципов:
1) Обеспечение национальной безопасности, общих общественных интересов, общественной морали;
3) В целях создания или ускорения создания внутренней отрасли каких либо услуг;
4) В целях обеспечения баланса доходов и расходов в валюте. Необходимо ограничение;
5) Необходимость соблюдения государственных законодательных норм, административных актов, которые предписывают ограничение либо запрет;
6) Необходимость соблюдения международных договоров, соглашений, которые заключены государством, либо государство является их участником, и которые предписывают ограничение либо запрет.
Согласно закону государство также охраняет права интеллектуальной собственности, которые имеют отношение к международной торговле. Если экспортируемые и импортируемые товары нарушают права интеллектуальной собственности, вредят порядку внешней торговли, отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей, может в течение определённого периода принимать меры по запрету импорта и экспорта товаров, которые нарушают право правообладателя на производство и продажу, а также другие меры.
Шестая глава посвящена порядку внешней торговли. В процессе занятия внешнеторговой деятельностью недопустимы:
- нарушения антимонопольного законодательства и монопольные действия, идущие вразрез с соответствующими законами, административными актами.
-продажи по несправедливо заниженным ценам, торги по сговору, публикация ложной рекламы, приём и дача коммерческих взяток и другие проявления несправедливой конкуренции.
Отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей, может предпринять необходимые меры для устранения угрозы, если есть нарушения указанных норм и угроза порядку международной торговли.
Закон КНР «О Внешней торговле» также в целях поддержания порядка международной торговли разрешает отделу Госсовета, который ведает внешней торговлей, самостоятельно либо совместно с другими отделами в составе Госсовета проводить исследования в сфере международной торговли. А организации и физические лица должны оказывать содействие, проводить согласования и координации для проведения исследований. Государство, исходя из результатов исследований внешней торговли, может предпринимать шаги по материальной поддержке внешней торговли.
Для того чтобы отвечать на внезапные вызовы и неожиданные ситуации, которые возникают во внешней торговле, для поддержания государственной экономической безопасности отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей, и другие соответствующие отделы в составе Госсовета создают механизм прогнозирования и предупреждения непредвиденных обстоятельств, который действует в сфере импорта и экспорта товаров, импорта и экспорта технологий и международной торговли услугами. Во время военных действий либо для поддержания международной безопасности и мира во всём мире допускается применение любых необходимых мер в отношении импорта и экспорта.
Отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей, в соответствии с данным законом и другими соответствующими нормами законодательства, проводит двухсторонние либо многосторонние переговоры, согласования, и разрешение споров в отношении внешней торговли.
«Свод арбитражных правил международной торгово-экономической арбитражной комиссии» (Введен в действие 01.10.2000 года) сообщает о создании китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии с целью защиты законных интересов сторон, стимулирования развития внутренних и международных торгово-экономических связей, независимо и беспристрастно решает все споры, касающиеся международных договорных и внедоговорных, экономических и торговых отношений.
В феврале 2005 году Минкоммерции КНР официально опубликовало «Правила осуществлении лизинговой деятельности иностранными инвесторами». Правила содержат 23 статьи, в которых изложены формы лизинговой деятельности иностранных инвесторов, порядок подачи заявлений и получения разрешений, принципы организации лизинговой деятельности и конкретные меры по контролю и управлению этой деятельностью. Правила вступили в силу с 5 марта 2005 года. Основные изменения предусматривают снижение минимального взноса иностранного партнера для создания предприятия в сфере лизинговой деятельности. Он определен в 5 млн. долл., что соответствует обязательствам, взятым КНР в ВТО. Снижен уровень зарегистрированного уставного капитала: с ранее действовавшего в 20 млн. долл. до 10 млн. долл. Иностранные компании, занимающиеся лизинговой деятельностью, должны обращаться с заявлениями для получения разрешения на занятие такой деятельностью в местные органы управления..
С 1 марта 2005 года в КНР вступили в силу «Положения КНР о проведении расследований по введению внешнеторговых барьеров». Предполагается, что применение положение этого документа позволит устранить нерациональные ограничения на импорт, экспорт и китайские инвестиции в зарубежные страны. По словам представителя Минкоммерции КНР, «новое положений учитывает требования двусторонних или многосторонних соглашений, подписанных Китаем в последние три года в рамках ВТО, что имеет важное значение для расследования внешнеторговых барьеров и защиты законных интересов китайских предприятий».
С 1 мая 2005 года в Китае вступили в силу новые «Правила регулирования возврата (освобождения) налогов при экспорте товаров». Данные правила вводятся в опытном порядке (взамен существовавших с 1994 года ранее действовавших правил) и были приведены в соответствие с новой редакцией закона «О внешней торговле КНР» Государственным комитетом по налогам и пошлинам. Основные особенности новых правил: изменилось понятие экспортера; расширена сфера получателей возврата (освобождения) налогов при экспорте - субъекты, специально занимающиеся внешнеторговой деятельностью, к которым относятся зарегистрированные промышленно-торговые единицы, наделенные министерством коммерции КНР и уполномоченными им организациями правом для осуществления экспорта юридические лица и прочие организации, а также физические лица. Под понятием физические лица (включая иностранных граждан) подразумеваются зарегистрированные индивидуальные предприниматели, ведущие промышленно-торговую деятельность, единоличные предприятия и акционерные предприятия. Предприятия - экспортеры ранее оформляли «регистрационное удостоверение о возврате налога при экспорте». По новым правилам ими заполняется «подтверждающий лист о возврате (освобождении) налогов при экспорте товаров». Расширены возможности в приостановлении прав на получение возврата пошлин в отношении недобросовестных экспортеров – они могут быть лишены этого права на шесть месяцев.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10