Рефераты. Место и роль Китая в международной торговле на современном этапе

В октябре 1992 года. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость принять вызов и форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%.  Ло­зунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предпри­ятие», выдвинутый в 1987 году на XIII съезде КПК, был преобразован в курс на создание рыночной экономики.

В марте 1992 года на пленарном заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин заявил: «Не стоит сковывать себя идеологическими и практическими абстракт­ными спорами о том, какое имя это все носит — социализм или капитализм», а в целях ускорения экономического развития «серьезнее рас­крепощать сознание, форсировать проведение реформы, расширение внешних отношений». Начиная с 1992 года взрыв­ной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвести­ций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Активизировался поиск путей реформы госсектора. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные. «Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную эко­номику. На сессии ВСНП в марте 1993 года была утверждена поправка к Конституции КНР, где государственные предприятия называют предприятиями, находящимися в собственности государства, а не управ­ляемыми государством.

В 1994 году начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-финансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современных предприятий». По новой системе налогообложения предусмотрена единая ставка подоходного налога — 33% от валовой прибыли, а до этого она составляла 55%. Начиная с решений XIV съезда КПК (1992г.) о создании системы социалистической рыночной экономики, тенденция перевода государ­ственного сектора промышленности на рыночные рельсы становится все более очевидной.

На XV съезде КПК (сентябрь 1997г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории стро­ительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, огля­дывая путь, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 года «Раскрепощать сознание, придерживаться реалисти­ческого подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед» Стержнем экономической политики Китая с 1998 года стало стимулирование общественного спроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному. Заметно мягче становится кредитно-денежная политика. За год до XVI съезда в Китае произошло событие, значение которого трудно переоценить: 11 декабря 2001 года Китайская Народная Республика стала 143 членом Всемирной торго­вой организации (ВТО).

Одним из главных направлений трансформации сферы регулирования внешней торговли КНР после присоединения страны к ВТО является либерализации внешнеторгового режима. По состоянию на начало 2007 года Китай уже выполнил большую часть своих обязательств по снижению пошлин - средний уровень таможенных пошлин в 2006 году составил 9,9%. Средняя ставка импортной пошлины по сельскохозяйственным товарам - 15,2%, промышленной продукции – 9,0%. Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в КНР, применяемого во внешнеторговых операциях составляет 17%.В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в КНР действует система государственного квотирования. Тарифное квотирование с 1 января 2007 года действует в отношении семи видов сельскохозяйственных товаров (пшеница, кукуруза, рис, сахар, шерсть, шерстяные волокна, хлопок) и 3 видов химических удобрений. В целях поощрения экспорта в отношении подавляющего большинства товаров отсутствуют экспортные пошлины. Кроме того, в КНР действует порядок возврата НДС экспортерам. Ставка, в зависимости от наименования экспортируемого товара, колеблется от 8 до 17%. Для большинства товаров народного потребления она определена в 13%. Практика взимания экспортных пошлин применяется в КНР в отношении экспорта некоторых товаров, вывоз которых запрещен или ограничен. С 1 января 2007 года экспортный тариф КНР содержит 88 товарных позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20%-50%. Экспортными пошлинами в Китае облагаются руды, сплавы и изделия из некоторых цветных металлов, отдельные химические вещества, продукты животного происхождения. По некоторым позициям установлены временные экспортные пошлины в размере от 0% до 10%.

В соответствии с действующим законодательством, в КНР в отношении ряда товаров продолжает применяться система импортного и экспортного лицензирования. Органами, занимающимися выдачей участникам внешнеэкономической деятельности, лицензий на закупки по импорту и продажи по экспорту ряда товаров, является Управление по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР и подразделения Минкоммерции провинций, автономных районов, городов центрального подчинения. Лицензирующие органы в пределах полномочий занимаются выдачей лицензий на импорт и экспорт определенных товаров. На сайте Управления по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР публикуются списки товаров, закупки которых по импорту и продажи по экспорту лицензируются. Совместными приказами Министерства коммерции КНР и Главного таможенного управления Китая ежегодно утверждаются списки товаров, экспорт и импорт которых возможен только при получении соответствующей лицензии. С 1 января 2007 года при осуществлении экспортно-импортных операций экспортные лицензии необходимы для 523 наименований товарных позиций, импортные лицензии – для более 700 наименований товарных позиций. С указанными списками можно ознакомиться на сайте Управления по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР.

С 2003 года в действие вводится экстренная стратегическая программа создания 12 отраслевых зон (поясов) по производству наиболее перспективных видов продукции, обладающих конкурентными преимуществами на мировом рынке. В процессе районирования выделяется группа районов и зон, обеспечивающих максимум благоприятных условий для быстрого расширения производства отобранных видов специализированной продукции.

Таким образом, в сжатые сроки планируется создать группу отраслевых поясов производства продукции, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке. В основе формирования этих отраслевых поясов должны лежать научное районирование, специализация и разделение труда.

Китайские специалисты отобрали ряд видов сельхозпродукции, которым отдается предпочтение, а именно: специализированные виды пшеницы, специализированные виды кукурузы, соевые бобы с высоким процентом выхода масла, хлопок, рапс, сахарный тростник, коровье молоко и другие.

Поставлена также задача всемерно расширять сельскохозяйственный экспорт продукции. Сюда отнесены яблоки, апельсины, говядина и баранина, продукция водного промысла и другое.

В январе 2005 года Государственный комитет КНР по контролю за банковской деятельностью разрешил (раньше на год, чем это определено по обязательствам страны по ВТО) операции с китайской национальной валютой (жэньминьби) в городах Куньмин, Сямэнь, Сиань, Шэньян. В 18 городах КНР 116 представительствам иностранных банков разрешены операции в жэньминьби. В марте 2005 года министерство коммерции КНР опубликовало список 190 китайских торговых марок, которым правительство будет оказывать поддержку в формировании экспортного имиджа. В этот список включены товары основных производственных и торгово-промышленных предприятий из 18 провинций, городов и автономных районов Китая, пользующихся популярностью на внутреннем рынке. Данный список будет действовать два года. С января 2005 года Китай предоставляет льготный беспошлинный режим в отношении ряда товаров из 25 стран Африки с наименее развитой экономикой Данная мера направлена на дальнейшее расширение импорта из стран африканского континента, стимулирование китайско-африканской двусторонней торговли.

Таким образом, можно сказать, что руководство Китайской Народной Республики уделяло и продолжает уделять особое внимание реформированию системы управления внешнеэкономическими связями. В рамках «политики открытости внешнему миру», провозглашённой на заре экономических реформ в КНР, руководство страны осуществило значительные по масштабу и последствиям для национальной экономики преобразования в области регулирования внешнеторговой и инвестиционной деятельности. В результате проведённых реформ, внешнеэкономическая деятельность стала для Китая одним из главных источников ресурсов, необходимых для модернизации производственной, научно-технической базы его хозяйства, повышения уровня жизни людей во многих районах страны. И среди ведущих факторов экономического подъема целесообразно выделить политику государства, грандиозные капиталовложения и иностранные инвестиции. Благодаря этому внешняя торговля превратилась в мощный двигатель экономики Китая.


1.2 Правовая база внешнеэкономической деятельности КНР на современном этапе


Нормативно-правовая база исторически определяется соглашениями, декларациями, меморандумами, и другими документами, подписанных в ходе официальных визитов.

Нормативно-правовая база, регулирующая внешнеэкономическую деятельность КНР, исторически определена следующими документами: Закон КНР «О внешней торговле» (Принят 12 мая 1994 года Постоянным Комитетом ВСНП 7 сессии 12 созыва, исправлен 6 апреля 2004 года Постоянным Комитетом ВСНП 8 сессии 10 созыва), Свод арбитражных правил международной торгово-экономической арбитражной комиссии (Введен в действие 01 октября 2000 года), «Правила осуществлении лизинговой деятельности иностранными инвесторами» (вступили в силу с 5 марта 2005 года), «Положения КНР о проведении расследований по введению внешнеторговых барьеров» (вступили в силу с 1 марта 2005 года), «Правила регулирования возврата (освобождения) налогов при экспорте товаров» (вступили в силу с 1 мая 2005 года), «Закон КНР об антимонопольной деятельности» (принят 2005 года), «Правила осуществлении лизинговой деятельности иностранными инвесторами» (Правила вступили в силу с 5 марта 2005 года), «Положения КНР о проведении расследований по введению внешнеторговых барьеров» (вступили в силу с 1 марта 2005 года), Закон КНР «О корпоративном банкротстве» (Принят в августе 2006 года, вступил в силу с 1 июня 2007 года), «Государственная стратегия развития информатизации на 2006-2020 гг.» (Утверждена в мае 2006 года), «Концепцию привлечения иностранных инвестиций на 11 пятилетку 2006-2010 гг.», «Правила КНР по управлению иностранными банками» (Утверждена в ноябре 2006 года, вступила в силу с 11 декабря 2006 года), «Правила КНР по размещению ценных бумаг на фондовом рынке» и другие.

Существенные изменения законодательства КНР в связи с присоединением страны к Всемирной Торговой Организации (ВТО) были реализованы в 2000-2003 гг. в части принятых на себя обязательств, и касались условий доступа иностранных экономических операторов на различные сегменты внутреннего китайского рынка, прежде всего в торговле услугами (банковская, страховая деятельность), инвестиционной деятельности, защиты интеллектуальной собственности, норм государственного администрирования прямых и портфельных инвестиций в КНР из-за рубежа.

Закон КНР «О внешней торговле» состоит из XI глав: основные положения; Коммерсанты, занятые внешне торговлей; Импорт и экспорт товаров и технологий; Международная торговля услугами; Защита прав интеллектуальной собственности, которые имеют отношение к международной торговле; Порядок внешней торговли; Исследования в сфере международной торговли; Материальная поддержка внешней торговли; Стимулирование внешней торговли; Юридические обязательства; Дополнения. В первой главе определяется, что данный закон разработан для расширения внешней открытости, с целью стимулирования развития внешней торговли, поддержания должного порядка внешней торговли, защиты законных прав и интересов предпринимателей - её участников и помощи здоровому развитию социалистической рыночной экономики, а сферой применения данного закона является международная торговля и права интеллектуальной собственности, которые с ней связаны. Внешняя торговля, о которой говорится в данном законе, охватывает импорт и экспорт товаров, технологий и услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.