Рефераты. Лизинг - понятие, правовое регулирование, международная унификация p> Важным этапом в правовом обеспечении развития лизинга стало принятие и введение в действие с 1 марта 1996г. части 2 Гражданского кодекса РФ[3], в котором одним из видов аренды выступает аренда финансовая - лизинг (§ 6 гл.34)

Надо отметить, что отдельные пункты Временного положения о лизинге противоречили ГК РФ. Так, в п.15 в качестве общего правила зафиксировано, что риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества несет лизингодатель. Договором может быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества. Ст.669 ГК РФ устанавливает прямо противоположный общий принцип: риск несет арендатор с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды. В таких случаях следует руководствоваться, разумеется ГК
РФ.

Среди документов, имеющих значение для развития лизинга, необходимо отметить:
. постановление Правительства РФ от 20.11.95г. №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которым установлено, что проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, лизинговые платежи по операциям финансового лизинга включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);
. постановление Правительства РФ от 01.02.2001г. №80, утвердившее

Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в РФ, в соответствии с которым лицензирование финансовой аренды (лизинга) осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ.

Действие настоящего Положения распространяется на резидентов и нерезидентов РФ, осуществляющих финансовую аренду (лизинг) на территории России;
. постановление Правительства РФ от 27.06.96г. №752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ», которым было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе путем участия в финансировании соответствующих проектов за счет бюджетов субъектов РФ;
. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16.04.96г., утвержденные Министерством экономики РФ. Этот документ носит общий характер и не предусматривает многих нюансов (в нем не учитываются особенности отдельных видов оборудования, различные условия страхования и т.п.). Кроме того, Законом РФ «О лизинге» внесены изменения в состав лизинговых платежей, поэтому документ несколько устарел;
. письмо ГТК РФ от 24.05.99г. №01-15/14858 «О применении Федерального закона от 29.10.98г. №164 – ФЗ «О лизинге», которым было установлено, что поскольку Закон РФ «О лизинге» не относится к законодательству РФ о налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ предметов международного лизинга, установленный в ст.34 этого Закона не соответствует ч.1 Налогового Кодекса РФ[4]. Согласно п.3 ст.34 Закона

РФ «О лизинге» уплата таможенных налогов и тарифов производится:
- на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
- в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей.

В соответствии со ст.25 Таможенного Кодекса РФ[5] лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ по таможенному делу.
. С 01.01.97г. введены в действие “Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга” (приложение №1 к приказу

Министерства финансов РФ от 17.02.97 №15);
. в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности лизинговый механизм развивается в соответствии с постановлением

Правительства РФ от 16.06.94г. №686 “Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”.

Косвенное отношение к лизинговой деятельности имеют многие другие нормативно-правовые акты, регламентирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и проч.

Таким образом, существует большое число подзаконных актов, регулирующих лизинговую деятельность.

Основным законодательным .актом в области регулирования лизинговых отношений является Закон РФ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98г. Все вышеуказанные подзаконные нормативно-правовые акты не должны противоречить данному Закону РФ. Подробная характеристика Закона РФ «О лизинге» будет дана в последующих главах дипломной работы.

Структура Закона РФ “О лизинге”
|Главы |Основные статьи |
|Общие положения |Сфера применения |
| |Основные понятия |
| |Предмет лизинга |
| |Субъекты лизинга |
| |Формы, типы и виды лизинга |
| |Сублизинг |
| | |
|Правовые основы лизинговых отношений |Права и обязанности участников |
| |договора лизинга |
| |Отношения собственности при лизинговых|
| |сделках |
| |Содержание договора - лизинга |
|Экономические основы лизинга |Обязательные признаки и условия |
| |договора лизинга |
| | |
| |27. Экономическое содержание договора |
| |лизинга |
| |29. Лизинговые платежи |
|Государственная поддержка лизинговой |Состав вознаграждения лизингодателя |
|деятельности |Особенности международных операций, |
| |осуществляемых субъектами лизинга |
| | |
|Право инспектирования и контроля |Меры государственной поддержки |
| |деятельности лизинговых организаций |
| |(компаний, фирм) |
|Заключительные положения | |
| |Право на инспекцию по лизинговой |
| |сделке |
| |38. Право лизингодателя на финансовый |
| |контроль |
| | |
| |39. Вступление в силу Закона РФ «О |
| |лизинге» |

Кроме того, поскольку согласно ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99г. №160 ФЗ к прямым иностранным инвестициям относится и осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей, настоящий Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ:

Соответственно при осуществлении операций международного лизинга на иностранного инвестора, выступающего в качестве арендодателя и при наличии условий, перечисленных в ч.4 ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в
РФ» распространяются вышеуказанные гарантии.

Важное значение для развития лизинга на региональном уровне (в
Нижегородской области) имеют следующие нормативно-правовые акты субъекта
Федерации:
. постановление Администрации Нижегородской области от 17.03.2000г. №67, утвердившее Положение о порядке реализации предпринимательских проектов в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области, в соответствии с которым рассматриваются и реализуются проекты по предоставлению в лизинг оборудования, техники и транспортных средств (далее оборудование) с правом их последующего выкупа.

Реализация предпринимательских проектов осуществляется при финансовой поддержке Государственного учреждения «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области»

Настоящее Положение распространяется на субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Нижегородской области

Оборудование передается в лизинг по конкурсу. Субъект предпринимательства, выигравший конкурс и заключивший с лизингодателем (ГУ
«Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области») договор лизинга, становится лизингополучателем. Вышеназванным Положением определены: порядок прохождения предпринимательских проектов, проведение предварительной экспертизы, действия конкурсной комиссии, основные условия реализации предпринимательских проектов.

Срок лизинга определяется в каждом конкретном случае и зависит от стоимости приобретенного оборудования и сроков его окупаемости, но не более трех лет (п.5.2.2). В течение пяти дней после заключения договора лизинга лизингополучатель должен уплатить лизингодателю первоначальный взнос в счет общей суммы платежей по договору лизинга (специальный платеж). Его величина должна быть не менее 20% от стоимости оборудования (п.5.2.4).

Возврат средств, затраченных лизингодателем на приобретение оборудования и передачу его в лизинг, должен быть обеспечен гарантией банка либо залогом товарно-материальных ценностей, продукции, другого ликвидного имущества, находящегося в собственности лизингополучателя, либо третьего лица (п.5.2.5).Объект лизинга подлежит страхованию в обязательном порядке.
Неисполнение данной обязанности является основанием для расторжения договора лизинга и бесспорного изъятия объекта лизинга с возмещением виновной стороной убытков (п.5.2.6).
. постановление Администрации Нижегородской области от 17.01.96г. №16 «О представлении в лизинг грузовых автомобилей «ГАЗ», которым был утвержден Порядок предоставления продукции ОАО «ГАЗ» на лизинговой основе;
. распоряжение Администрации Нижегородской области от 23.02.96г. №257 «О проведении районных конкурсов на право получения объектов лизинга;
. постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от

19.02.2001г №32 «О предоставлении поручительства по погашению задолженности за сельскохозяйственную технику по федеральному лизингу».

2. Международная унификация в сфере лизинга

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в том числе в сфере международного сотрудничества, имеющиеся различия в правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привели к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988г. (Оттавская конвенция). РФ присоединилась к указанной Конвенции в феврале 1998г.[6]

Оттавская конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключенных в связи с операциями по финансовому лизингу, сторонами которых являются организации из разных стран.

Соответствующее положение §6 гл.34 ГК РФ по принципиальным вопросам совпадают с Конвенцией, т.е. принципиальный подход к договорам лизинга, заключаемым в рамках внутреннего экономического оборота РФ, и к договорам лизинга, заключаемым с иностранными контрагентами, унифицирован.

При присоединении к Конвенции любому государству разрешается сделать заявление о замене п. «3» ст.3, касающейся ответственности арендодателя, положениями своего законодательства, чем и воспользовалась РФ, где указанная ответственность регулируется ст.ст.401 и 406 ГК РФ. В частности, в соответствии с Конвенцией арендодатель ответственен за нарушение данной им арендатору гарантии «спокойного владения» предметом лизинга (т.е. исключение претензий имущественного характера со стороны третьих лиц) в результате умышленных действий (или бездействия) либо грубой неосторожности. ГК РФ более строго решает этот вопрос, предусматривая ответственность за нарушение не только в случае грубой, но и простой небрежности. Разница между этими понятиями может повлиять на решение суда или международного арбитража при рассмотрении споров арендодателей и арендаторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.